Главная страница

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Скачать 65.11 Kb.
Название Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Дата 23.03.2016
Размер 65.11 Kb.
Тип Документы

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ с ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ю.Д. Логинова , г. Северодвинск
В современных социально-экономических условиях резко расширился объем задач, решаемых школой. Это приводит к увеличению требований к готовности дошкольников к обучению в школе. Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений показывает, что примерно 80% детей имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи разной этиологии и степени выраженности. В дальнейшем у данных детей возникают затруднения при обучении в школе. Нарушается весь ход развития интеллектуального, поведенческого и, наконец, когнитивного становления ребенка. Поэтому трудно недооценить необходимость коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящие перед каждым логопедом-практиком.

В процессе работы учитель-логопед определяет для себя оптимальную модель построения коррекционной деятельности. Одной из актуальных направлений логопедической деятельности в настоящее время является ранняя диагностика и выявление возможных негативных тенденций в развитии речи ребенка. Поэтому учитель-логопед должен вести профилактическую работу по предупреждению нарушений речи детей с родителями и педагогами, начиная с раннего возраста.

В современных условиях, когда длительность непрерывной коррекционно-образовательной деятельности и её количество остаются неизменными, а тяжесть и частота проявлений речевой патологии увеличиваются, достаточно остро встает вопрос об оптимизации структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения. Оптимизация процесса устранения нарушений звукопроизношения у дошкольников включает следующие задачи:

- определение структуры непрерывной коррекционно-образовательной деятельности;

-  подбор методов исправления нарушений звукопроизношения;

- обеспечение коррекционного процесса своевременной помощью узких специалистов и необходимым инструментарием.

Каждое занятие включает: формирование общих речевых навыков и артикуляционную гимнастику; пальчиковую гимнастику; постановку и автоматизацию правильного звукопроизношения; закрепление навыка в разных видах деятельности.

Формирование общих речевых навыков и развитие артикуляторной моторики начинаем обычно в индивидуальной форме или в небольших подгруппах (2 человека). В первую очередь вырабатываем у детей правильное диафрагмальное дыхание. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (визуализацию), т.е. «подключать» правое полушарие головного мозга. Дальше вырабатываем правильное речевое дыхание, применяя игровые моменты: «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой». Также используем дыхательные упражнения для активизации стволовых отделов мозга, ритмирования правого полушария, энергетизации мозга.

На данном этапе и в дальнейшем широко используем нетрадиционные методы коррекции речи (песко-, музыко-, хромотерапию, су-джок терапию), так как «использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом» (1). Эффективно мотивирует и разнообразит работу по формированию и закреплению речевого дыхания использование компьютерной игры «Игры для Тигры (раздел «Дыхание»). Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

Эффективно мотивирует и разнообразит работу по формированию и закреплению речевого дыхания использование компьютерной игры Л.Р. Лизуновой «Игры для Тигры» (раздел «Дыхание»).

Артикуляционная гимнастика обычно включает от 3-4 до 8-10 упражнений, в зависимости от той группы звуков, которая нарушена, от степени сложности речевого дефекта, от этапа работы. При разучивании и отработке артикуляционных упражнений предлагаем использовать сочетание движения языка и пальцев в воде и песке, объединение в упражнении движений пальцев рук и артикуляторных органов.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой
моторики (2). Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики проводим в определенной последовательности. Вначале даются те упражнения, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Упражняем детей в разных видах движений рук: сжатие, расслабление, растяжение мышц рук, в выполнении изолированных движений каждым пальцем. На индивидуальных и подгрупповых занятиях часто применяем кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело). На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения часто используем су-джок терапию, тем самым нормализуем мышечный тонус, опосредованно стимулируем речевые области в коре головного мозга. С помощью колец («ежиков») массируем пальцы вместе с проговариванием слогов, слов на отрабатываемый звук.

Этапы коррекции звукопроизношения включают в себя индивидуальную и подгрупповую формы работы. Индивидуальная работа проводится так, как это определено в традиционных методиках. При работе детей в подгруппах мы предлагаем динамическую форму коррекции звукопроизношения, при которой работа над следующим звуком начинается в период автоматизации во фразовой речи и дифференциации предыдущего звука. При этом создаются подгруппы переменного состава в рамках одного коррекционного занятия по исправлению звукопроизношения. При данной форме занятий ребенок имеет возможность чувствовать себя более раскованно, не воспринимая свой дефект как выходящее из ряда вон событие. В группе из 2-4 человек есть возможность найти максимально эффективный подход к исправлению звукопроизношения.

Подгрупповой этап коррекции звукопроизношения включает в себя:

- произношение слогов с гласными первого ряда в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;

- произношение слов, в которых звук находится в различной позиции – в начале, середине, конце слов, со стечение согласных;

- произношение поговорок, потешек, чистоговорок, стихов;

- отработку навыков в ходе коррекционных игр.

На этом этапе для более успешной дифференциации и автоматизации используется прием сопряженных движений. Во время его прохождения может практиковаться: отстукивание мячом слоговых и логических ударений; выполнение танцевальных движений. При этом одновременно развиваются координация тела, двигательный ритм, зрительное и сенсорное восприятие, используются эмоциональные связи, целостное восприятие, ритмичное движение, что соответствует возрастному этапу развития головного мозга детей 5-6 лет. В процессе автоматизации звуков используем приемы совместного творчества логопеда и ребенка: фантазируем, придумываем жесты и движения к забавным стихам вместе с ребенком, превращая этот процесс в увлекательную игру.

Для максимально эффективного закрепления правильного звукопроизношения используем приемы взаимопомощи, когда один ребенок (с достаточным речевым навыком) выступает в роли ведущего: проговаривает речевой материал, исправляет (под контролем логопеда) звукопроизношение другого ребенка. Это позволяет ребенку чувствовать себя уверенно, более осознанно относиться к правильному звукопроизношению. Роли детей в дальнейшем меняются.

На этапе автоматизации звуков также используем игры с песком и водой. Последовательно учим ребенка сочетать движения пальцев в воде или песке с проговариванием изолированных звуков, слогов, слов, с рассказыванием знакомых стихотворений, потешек, чистоговорок.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует определенной системы в занятиях, времени и усилий и со стороны родителей по его закреплению. Для максимальной эффективности необходимо вести просветительскую и образовательную работу среди родителей.

Отслеживание результатов работы по коррекции звукопроизношения показывает, что в случае исправления изолированного фонетического дефекта срок их коррекции уменьшается в 1,5-2 раза. Особенно это отмечается, если речевое нарушение не сопровождается тяжелой неврологической симптоматикой. Если органическое поражение все же отмечено в раннем развитии, направляем детей на обследование соответствующими специалистами (неврологом, психиатром, сурдологом и др.). Количество детей, имеющих нарушения звукопроизношения к концу учебного года уменьшается в 8 раз. 85-89% детей подготовительных групп выпускаются в школу с нормой речи или со сформированным звукопроизношением.

Предлагаемая организация процесса коррекции звукопроизношения является, на наш взгляд, более эффективной и оптимальной, так как она способствует развитию у детей коммуникативных навыков и навыков общения в новой среде, с новыми детьми, позволяет устранить такие нарушения в развитии психики, которые часто сопутствуют речевым нарушениям. Таким образом, сохраняется здоровье детей, уменьшаются сроки исправления нарушенного звукопроизношения, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка и оптимальная подготовка детей к школьному обучению.
Примечания:

1. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. 2008. №1. с.41.

2. Кольцова М.М., Рудина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.