|
Слайд Задача нашего сегодняшнего урока
Кирилл и Мефодий – первоучители славянские.
Слайд 1.
Для проведения урока мне необходимо 3 группы учащихся.
Слайд 2. Задача нашего сегодняшнего урока: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки.
Ребята, кто из вас знает, какой праздник мы отмечаем 24 мая?
Слайд 3. 24 мая мы отмечаем Праздник славянской письменности и культуры. В России впервые этот день отметили в 1992 году.
Слайд 4. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?
Сегодня мы совершим путешествие в старину, и я расскажу о Святой Руси, о далеких временах вам неведомых.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Слайд 5.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Н.Кончаловская)
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Жили-были давно добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Кто такие Кирилл и Мефодий?
Слайд 6. Родом они были из греческого города Солуни, где росли в большой благочестивой христианской семье знатного военачальника. Старший – Мефодий отличался способностями, был блестяще образован и вскоре получил высокий пост на гражданской службе. Но мирская жизнь была Мефодию не по душе. Он хотел посвятить себя служению Богу. Оставив должность, он ушел в монастырь и стал иноком.
Константин (перед своей кончиной постригся в монахи и получил имя Кирилл) был младшим сыном. Когда ему исполнилось семь лет, его начали учить. Он отличался блестящими способностями и успехами в учении. Подростком Кирилл был выбран, чтобы учиться вместе с юным императором Михаилом III. По окончании учения Кирилл принял сан священника и удалился к брату в монастырь. Он изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом.
Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали, и в результате появилась азбука.
Слайд 7. Часть букв была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Буквы-сестрицы смотрят на нас, именно они стали основой современной русской азбуки. Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы.
Слайд 8. Первая книга, переведенная на славянский язык Слово Божие – Евангелие. Приступая к святому делу, Кирилл постился 40 дней и усердно молил Бога о помощи. В трудах ему помогал Мефодий. В 862 году перевод Евангелия был окончен, и братья отправились в Моравию, где обучали народ славянский грамоте. Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Слайд 9.
По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
В Риме Кирилл тяжело заболел и скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он просил Мефодия не оставлять начатого ими дела просвещения славянских народов. После смерти брата Мефодий подвергся гонениям, но мужественно переносил лишения. Он дожил до глубокой старости и умер в возрасте 60 лет.
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Слайд 10. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.
Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить задание по группам. 1 группа составляет пословицы, 2 – разгадывает кроссворды, 3 группа работает с текстом.
музыка
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.
Кроссворд
1. Как называлась азбука, составленная Кириллом и Мефодием? (кириллица)
2. Какой знак выбрал Кирилл для создания азбуки? (буква)
3. Что раньше заменяло ручку или карандаш? (перо)
4. Как назывался город в Македонии, где родились Кирилл и Мефодий?
5. Как мы называем 33 буквы, расположенные в определенном порядке?
6. Как в народе называли Кирилла?
7. Живописное изображение на деревянной доске или стене храма.
8. Вид живописи по сырой штукатурке.
4. Подведение итогов.
Группы готовы? Пожалуйста, отвечает 1 группа… Молодцы!
В заключение урока я попрошу вас письменно ответить на вопросы.
Сегодня на уроке вы получили первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки, и умело закрепили полученные знания, выполнив практическое задание.
Закончите одно из предложений:
Было интересно __________________________________________
Было трудно _____________________________________________
Мне захотелось __________________________________________
Чему вы научились на уроке?
Запиши свои мысли:
Я знаю _____________________________________________
Я запомнил __________________________________________
Я смог______________________________________________
Закончите одно из предложений:
Было интересно __________________________________________
Было трудно _____________________________________________
Мне захотелось __________________________________________
Чему вы научились на уроке?
Запиши свои мысли:
Я знаю _____________________________________________
Я запомнил __________________________________________
Я смог______________________________________________
|
|
|