|
Образовательного учреждения
Воспитательная система образовательного учреждения
Л.В. Парыгина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГБОУ РС(Я) Профессиональное училище №20 г.Ленск
Не секрет, что обычно получать начальное профессиональное образование идут дети с отклоняющимся, так называемым девиантным поведением, дети из малообеспеченных семей, семей неблагополучных. И нам педагогам училища, хотим мы того или не хотим, приходиться обучать таких детей, заниматься их воспитанием. Поэтому воспитательная система образовательного учреждения начального профессионального образования должна быть построена на принципах воспитания успешности у будущих рабочих, ведь именно эти дети, получив азы выбранной профессии, останутся работать в нашем городе или районе, именно они создадут здесь свои семьи, будут растить своих детей, которые возможно тоже продолжат династию рабочих поколений. И в наших интересах, чтобы это поколение было духовно здоровым, морально крепким, а для этого надо приложить немало усилий.
Воспитательная система – понятие, которое тесно связано с такими ранее вошедшими в педагогику понятиями, как система воспитательной работы, педагогическая система, дидактическая система. Но все же, что самое главное в воспитательной системе? Скорее всего, не то чем должны заниматься обучающиеся, в какую деятельность они включены, а то, какие между ними при этом возникают отношения, как при этом они относятся к окружающему миру, какие планы и идеи у них рождаются.
Воспитательная работа образовательного учреждения должна состоять из следующих совместно проводимых мероприятий:
Профилактическая работа;
Организация досуга учащихся;
Работа с родителями;
Правовой всеобуч учащихся;
Организация каникулярного отдыха;
Работа социально-психологической службы учебного учреждения;
Ученическое самоуправление.
Профилактика в воспитательной деятельности занимает одно из важнейших мест. Она включает в себя и проведение профилактических бесед о здоровом образе жизни, тематические классные часы, организацию общеучилищных мероприятий, совместную работу с Инспекцией по делам несовершеннолетних и Комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав. Причем эта работа должна проводиться систематично, охватывая весь контингент учащихся, независимо от возраста и способностей учеников. Профилактическая работа должна начинаться с анкетирования учеников для выявления их интересов, отклонений в поведении, склонность к употреблению ПАВ. В училище должен быть организован Совет профилактики, Наркопост, родительский комитет, Студенческий совет которые должны помогать профилактической работе учебного заведения.
Организация досуга учащихся включает в себя создание различных кружков по интересам, спортивных секций, проведение праздничных и тематических мероприятий в группе, экскурсии на предприятия города, посещение кинотеатров, музеев и театров города. Особенно следует обратить внимание на работу в этом направлении с учащимися девиантного поведения. Этих ребят достаточно сложно убедить проводить свое свободное время не бесцельно гуляя по улицам, а посвящать свободное от учебы время чему-то полезному, творческому. Поэтому к этой работе должны привлекаться люди с творческой жилкой, или, например, хорошо разбирающихся в технике, знающих свое дело. Но тут следует учитывать и еще один немаловажный фактор – кружки и спортивные секции должны быть отлично оснащены, оборудованы современным спортивным инвентарем, компьютерной техникой и т.п. Иначе привлечь внимание ребят, у которых дома, возможно, есть более интересные дела будет сложно, на одном энтузиазме в наше время как говориться «далеко не уедешь». Полезно также сводить на экскурсию учащихся, не занимающихся спортом, в спортивные клубы, познакомить с тренерами, которые также заинтересованы привлечь к преподаваемому виду спорта как можно больше детей.
Что бы иметь представление о семье учащегося, необходимо посетить его на дому, предварительно договорившись с родителями. Это создаст наиболее полную картину об учащемся, об его интересах, условиях проживании, о взаимоотношении в семье. Кроме этого работа с родителями должна включать в себя проведение родительских собраний и всеобучей, с приглашением психологов, врачей, сотрудников КДН. Необходимо привлекать родителей и к общеучилищным мероприятиям, к праздникам в группе. В начале учебного года следует создать родительский комитет, который по возможности должен присутствовать и на Совете профилактике училища и на заседаниях Наркопоста.
К сожалению, многие учащиеся не знают свои права, не знают, за что и в каких случаях наступает уголовная ответственность. Но незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому молодым людям необходимо объяснять не только их права, но и их обязанности перед обществом. Правовой всеобуч – это беседы учащихся с сотрудниками полиции, юристом, представителями КДН и ИДН. Сюда можно отнести и классные часы на правовые темы, знакомство учеников с их правами, Уставом учебного заведения, правилами поведения в училище.
Не достаточно, провожая учащихся на каникулы, познакомить их с правилами поведения в каникулярное время. И в этот период учащиеся должны находиться «под присмотром». Особенно следует постараться обеспечить досуг в дни каникул детям с девиантным поведением, так называемым «трудным» подросткам. Для начала следует провести опрос среди учащихся, как они планируют провести каникулы. Затем, рекомендую, побеседовать с родителями, и только после этого можно предлагать тот или иной вид досуга: помочь устроится на работу через службу занятости населения, предложить оказать помощь в ремонтных работах корпусов училища, организовать дневной палаточный городок на территории учебного заведения, где ребята могут заниматься спортом (благо спортивные площадки есть у каждого училища), помогать в ремонте классной мебели, красить заборы, озеленять территорию и т.д.
А теперь коснемся воспитательных мероприятий социально-психологической службы учебного заведения. Социальный педагог – это правая рука заместителя по учебно-воспитательной работе. Он ведет всю документацию на учащихся «группы риска»: акты обследования жилья, индивидуальные карты на каждого учащегося, непосредственно сотрудничает со службами ИДН и КДН. Работа психолога так же занимает весомое место в воспитательной деятельности образовательного учреждения: анкетирование учащихся, индивидуальные беседы с учениками и их родителями, курс лекций по психологическому всеобучу родителей, психологическое консультирование и помощь в работе кураторам групп.
Особое место в воспитательном пространстве училища занимает ученическое самоуправление. Очевидно, далеко не многие ребята, получив начальное профессиональное образование, продолжат учебу в средних и высших учебных заведениях, поэтому им, конечно же, очень хочется почувствовать себя студентами. Да и в школах в основном, те кто идет в училище, об участие в ученическом самоуправлении приходилось только мечтать. Поэтому желательно, что бы в каждом учебном заведении НПО был создан Студенческий совет, ребята, входящие в него должны принимать участие в управлении учебной деятельности училища. Можно создать и другие виды ученического самоуправления: например организацию САМ (самая активная молодежь) и принимать в нее, подобно тому, как нас в свое время принимали в комсомол. Причем привлекать для участия в самоуправлении можно практически всех, ведь эта организация может иметь сколько угодно секторов: спортивный, культурно-массовый, трудовой, дисциплинарный и т.д. Что бы заинтересовать учащихся, можно выплачивать стимулирующие надбавки к стипендии, поощрять их грамотами за активное участие в общеучилищных мероприятиях, назначать именные стипендии с внебюджетной деятельности учебного заведения.
|
|
|