Главная страница

О керамике, фарфоре и деревянной посуде


Скачать 122.07 Kb.
Название О керамике, фарфоре и деревянной посуде
Дата 29.02.2016
Размер 122.07 Kb.
Тип План-конспект

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов

План -конспект урока

по истории 6 класс VIII вид

« О керамике, фарфоре и деревянной посуде».



Подготовила: Федюнина Т.В.

учитель истории

Октябрьский 2014г.
Тема: О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

Цель:

  • формирование у воспитанников представления о посуде из керамики, дерева и фарфора; способах изготовления и материалах;

Задачи:

Образовательные: Дать понятие о керамической, фарфоровой, деревянной посуде,

Коррекционно-развивающие:

  •  Корригировать и развивать речь воспитанников посредством ввода новых слов;

  • развивать связь восприятия с прошлым опытом на основе выполнения заданий на узнавание и называние предметов;

  • формировать смысловую память на основе запоминания связанной по смыслу информации.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;

  • воспитывать взаимоконтроль и взаимооценку.

Основные знания:

Глазурь – специальный сплав для покрытия изделий из глины

Керамика – в переводе с древнегреческого обозначает глину прошедшую обжиг.

Фарфор – белая глина, вид тонкой керамики.

Береста – верхний слой коры березы.

Основные термины и понятия: фарфор, керамика, глазурь, береста
Тип урока: сообщение новых знаний

Оформление: презентация, наглядность, выставка посуды

Ход урока:



  1. Орг.момент. (Слайд №1)

Учитель – Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Татьяна Владимировна. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир истории.

А в дорогу мы с вами возьмем хорошее настроение! Посмотрите друг на друга, на гостей и улыбнитесь!

А теперь посмотрите на меня и подарите свои улыбки мне!

Я желаю вам, что бы это путешествие прошло с пользой для вас.

Слушайте, смотрите, запоминайте, ни минуты не теряйте!
II Актуализация знаний (фронтальная работа):

Работа с карточками:

У вас на парте лежит карточка №1. Посмотрите внимательно и ответьте - что изображено на картинке ?

  1. Название предмета.

По очереди закрепите эти карточки на доске и назовите свой предмет.

(Выходят к доске и озвучивают свой ответ.)

- Как вы думаете, как одним словом можно назвать эти предметы?(Посуда)

  • Молодцы, ребята, правильно!. Все эти предметы относятся к посуде. ( вывешиваю карточку Посуда)

  • Как вы думаете, для чего людям нужна посуда? - Правильно, молоды!


Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень  худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят,  жарят и пекут!

 (К. Нефёдова)


III.Сообщение темы и цели урока:

- А кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?

(предполагаемые ответы детей)

Итак, сегодня у нас очень интересная тема. Мы с вами совершим путешествие в другие страны, узнаем, как человек создавал посуду из разных материалов.

- А как вы сами, ребята, думаете, из чего можно изготовить посуду? (Правильно, вся посуда у нас может быть....
Коллаж Виды посуды (слайд2)
Посмотрите, пожалуйста на слайд.

Здесь представлены виды материалов из которых изготавливается посуда. Мы будем рассматривать верхнюю строчку.

- Прочитайте, пожалуйста, тему урока « О керамике, фарфоре и деревянной посуде» (тема урока на доске)

- На этом уроке мы с вами должны научиться узнавать и различать посуду из керамики, фарфора и дерева. У вас на партах лежат карточки с вопросами, на которые мы будем отвечать сразу, по ходу моего рассказа. Это будет ваш справочный материал. Слушайте внимательно!
IV. Изучение нового материала:

  • Рассказ учителя.

Посуда — обобщенное название предметов быта, используемых для приготовления, приема и хранения пищи. В древности слова «посуда» еще не было, появилось слово «посуда» только 400 лет назад.

Запишите первый ответ на вопрос в карточке.

А наше путешествие мы начнем со знакомства с глиняной посудой.

Слайд 3 «Первобытные люди научились делать посуду из глины»
Учитель: Глиняная посуда была придумана в древности - 6-7 тысяч лет назад. Первая посуда не была такой ровной и красивой, какую мы с вами можем видеть сегодня.

Слайд 4 «Глиняная посуда»
Рассматриваем глиняный горшок

Какой он на ощупь?

Тяжелый или легкий?

Какой на вид (красивый или некрасивый)

Позже оказалось, что не каждая глина подойдет для изготовления посуды.

- Поэтому со временем люди догадались добавлять в глину другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название — керамика. В Древней Греции искусство изготовления керамической посуды достигло необычайного расцвета.

Слайд 5 «Древнегреческая керамика»

Керамика — это глина с добавками и прошедшая обжиг и покрытая глазурью.

Глазурь –это специальный сплав для покрытия изделий из глины

Слайд 6 «Керамика».

- Показываю керамику.

  • Рассматриваем посуду ( Керамическая посуда))

  • Какая она на ощупь?

  • Тяжелая или легкая?

  • Какая на вид (красивый или некрасивый)

  • Чем отличается от первого горшка?


Есть разные сорта глин. В Китае добывают глину из которой можно производить фарфор для художественной посуды (чашек, тарелок, чайных сервизов).

Слайд 7 «Китайский фарфор»
Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины.
По сравнению с простой глиной, фарфор очень молод, ему около 1700 лет.

Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе.

Слайд 8 «Китайский фарфор».
V.Физминутка для глаз

Под весенние напевы

Глазки вправо, глазки влево.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

А теперь на раз – глаза закрой, на два - открой…

Посмотри перед собой.

Спасибо!
Продолжим наше путешествие.

В Европе долгое время искали секрет изготовления фарфора.

И вот независимо друг от друга, в разных странах были сделаны открытия. В Германии в 1709 г. немецкий алхимик Бетгер открыл секрет белой глины.

Слайд 9 Бетгер
Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году но создать свой фарфор не получилось.

Это удалось только в 1748 году русскому мастеру Дмитрию Ивановичу Виноградову. С того времени в России началось производство фарфора.

Слайд 10- 11 Виноградов Д.И.
- Учитель: Давайте посчитаем сколько лет русскому фарфору?

2014г. – 1748г. = 266 лет

Молодцы! Продолжаем дальше наше путешествие!
Слайд 12-13. Октябрьский фарфоровый завод.
В городе Октябрьский тоже есть свой фарфоровый завод по изготовлению посуды Он был основан в 1963 году. С 2007 года завод производит посуду для дома, сервизы, сувенирную продукцию и профессиональную посуду.

Но так как в окрестностях города нет своей белой глины, все компоненты для фарфора привозят из Германии.

Если вы посмотрите посмотрите на донышко посуды, то вы увидите фирменный знак фарфорового завода, его клеймо.

- Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш фарфор.

- Рассматриваем изделия из фарфора.
VI. Физкультминутка - Прежде чем мы отправимся дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)

 Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.   (наклоны вперед и назад)  

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Прошу вас сесть за парты и мы вновь продолжаем наше путешествие.
Слайд 14 «Деревянная посуда»
Наряду с глиняной посудой развивалось изготовление посуды из дерева. Древесина, так же как и глина, была доступным природным материалом . Ее использовали люди, жившие в лесных районах, особенно славянские племена — древние предки украинцев, белорусов, русских. В России до сих пор любят простые, удобные деревянные изделия: ложки, миски, черпаки, бочки, солонки, ковши, блюда и др. Деревянная посуда была пригодна почти для всех продуктов. В ней держали сыпучие продукты, а также масло, молоко, мед. В такой посуде продукты долго и хорошо хранились.

Прежде чем заняться изготовлением посуды, мастера изучали свойства разных пород деревьев. Самым подходящим для посуды деревом стала липа.

- Рассматриваем деревянную посуду. Как выглядит?
Иногда деревянную посуду украшали красивой росписью, часто выполнявшую, кроме декоративных, еще и защитные функции.

Слайд 15 Хохлома
У жителей Русского Севера была распространена плетеная посуда из берёсты. Из нее плели корзины, дорожные солонки , предметы быта.

Береста - верхний белый слой коры берёзы.

Слайд 16 « Берестяная посуда»
Слайд 17. (словарная работа).
Все мы живем в Башкортостане.

- Как вы думаете, какая посуда была наиболее распространена в нашей республике?

Слайд 18 «Башкирская деревянная посуда»


  • Да, у жителей Башкортостана в древности также была распространена деревянная посуда. Для её изготовления использовалась древесина, кора, береста. Наиболее часто использовалась посуда из дерева : чаши, ковши, кадки, чаны. Их и теперь можно изредка увидеть в некоторых башкирских аулах. Деревянные изделия находили самое разнообразное применение в быту. В них хранили муку, зерно, держали топлёный жир, солонину и другие припасы, перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло. Из дерева изготовляли лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварёшки, скалки, лопаточки для теста и хлебов, ведра для воды и другие предметы.

- Вы посмотрели слайд. Чем чаще всего украшали свою посуду башкиры?( резным орнаментом)

Сегодня мы пользуемся разными видами посуды. На современной кухне есть и фарфоровая, и металлическая , и стеклянная, и пластмассовая, бумажная посуда. Встречается деревянная посуда и керамическая посуда, украшенная орнаментом. Правда, используем ее мы сейчас нечасто, в основном в декоративных целях, как сувениры. Таким образом мы сохраняем культурные традиции своей родины.

Слайд 19. «Современная посуда» слайд вся посуда на кухне.

VII. А теперь давайте проверим как вы поняли сегодняшнюю тему.

Закрепление:

Карточки.

Задание: Соедини правильно (Проверка в парах )

Русь керамика

Китай дерево

Древняя Греция фарфор

А сейчас мы немного поиграем. «Игра с перекидыванием мяча»

Посуда из стекла - стеклянная

Посуда из глины - глиняная

Посуда из дерева

Посуда из фарфора

Посуда из керамики

Посуда из берёсты — берестяная

Карточка «Керамика» (Взаимопроверка в парах)

Керамика какая? Подчеркни правильное слово

Гладкая, холодная, тяжелая, красивая, шершавая, мягкая, колючая, блестящая, горячая, некрасивая

Ответы проверьте на слайде

Слайд 20 Керамика (Проверка)

VIII. Подведение итогов: Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем наше сегодняшнее путешествие в прошлое.. В дальнейшем мы продолжим изучение истории посуды. Сегодня мы рассматривали лишь небольшую ее часть.

IX. Д.З. Разгадать кроссворд . (сложный и простой уровень)

Чтобы разгадать кроссворд вам нужно поработать немного самостоятельно.

Итог урока: комментарии, оценивание.

Слайд 21. (Тайна китайского фарфора)

X. Рефлексия.

А сейчас прошу вас оценить урок. Если вам понравился урок и вы узнали много нового и полезного - , выберите красную кружку счастья, если не очень — зеленую.

Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили

Спасибо за урок! (Слайд 22)

Кроссворд «Посуда»





2










1




5










6







3

4














































































    1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.


2. Он пыхтит, как паровоз

Важно кверху держит нос.

Прошумит, закипятится –

Пригласит чайку напиться.
3. Купили новенькое,

Такое кругленькое,

А все в дырках.
4. Не бык, но бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.
5. Круглое блюдо, на нем лебедя несут.
6. На голове пуговка,

Одна рука, да и та на спине.

Кроссворд «Посуда»

f:\картинки посуда\e[dfn.jpg
f:\картинки посуда\samovar.jpgf:\картинки посуда\chainsosvist.jpg





2










1




5










6







3

4













































































  1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.


2. Он пыхтит, как паровоз

Важно кверху держит нос.Прошумит, закипятится –

Пригласит чайку напиться.

f:\картинки посуда\sito.jpg


3. Купили новенькое,

Такое кругленькое,

А все в дырках.
4. Не бык, но бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.
5. Круглое блюдо, на нем лебедя несут.

f:\картинки посуда\supnica.jpg


6. На голове пуговка,

Одна рука, да и та на спине.

f:\картинки посуда\i.jpg