Главная страница

Организация работы с одарёнными детьми в условиях учреждений дополнительного образования


Скачать 47.56 Kb.
Название Организация работы с одарёнными детьми в условиях учреждений дополнительного образования
Дата 27.02.2016
Размер 47.56 Kb.
Тип Доклад

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯНАУЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ г. ЯНАУЛ ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДОКЛАД

на секционном занятии педагогов дополнительного образования


22.08.11г.

На тему: Организация работы с одарёнными детьми в условиях учреждений дополнительного образования.
Выполнила: Бигильдина Т. Е.

2011г.


Определение:

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.

Из опыта работы:

Я хочу привести слова М.Н. Румянцева, всем известного клоуна, работавшего под псевдонимом «Карандаш».

« Уверен в том, что нет на Земле человека, который не обладал бы каким-нибудь талантом. Может он не знает, не подозревает об этом до случая. Некоторых талант приводит быстро к успеху, всеобщему признанию. Многие же так и умирают, не найдя себе в жизни дела по плечу. Нужен труд настойчивый и кропотливый, чтобы в своём деле подняться на новую высшую ступень мастерства».

Работая в Доме Пионеров, я всегда помню об этом утверждении и полностью разделяю его. Ко мне на кружок керамики приходят дети, в основном, младшего школьного возраста. Одни лепят лучше, другие лучше фантазируют. Но, когда сочетаются оба эти качества, то уже можно говорить о хороших способностях ребёнка. В начальных классах я бы не торопилась называть это одарённостью.

Различают четыре этапа развития творческой личности:

- «Восхождение». 5-8 лет

Уровень действия детей — репродуктивное самостоятельное воспроизведение.

- «Мир твоих увлечений» (9-11 лет). Этап первоначального самоопределения

- Школа мастерства» 12-16 лет

Уровни действия — продуктивно-эвристическое действие.

- Школа профессионализма (от 16 лет).

Уровни действия — продуктивно-творческое действие.
Рассматривая первые два этапа, мгу сказать, что в этом возрасте большую роль в достижении высоких результатов играет личность педагога: сумеет ли он увлечь ребёнка, дать ему необходимые знания, вселить уверенность в собственные силы. Я стараюсь строить свои занятия так, чтобы одна тема вытекала из другой, постоянно усложняя задания. Но делаю это таким образом, чтобы все дети могли справиться с ним, но не легко, а приложив определённые усилия, сконцентрировав внимание, проявив выдержку. Эти качества необходимо развивать с самого начала. А уже в ходе выполнения работы, дети сами фантазируют, придумывают новые приёмы лепки. Это я всегда поощряю. И вообще, стараюсь почаще хвалить детей за любую, добросовестно сделанную работу. Порицания высказываю крайне редко и в очень мягкой форме. На занятиях у нас всегда доброжелательная атмосфера.

Но керамикой дети занимаются, в основном, в начальных классах. А когда они взрослеют, хотя и любят лепить по-прежнему, стесняются этого. Чтобы сохранить контингент для детей постарше я организовала кружок «батика». Ещё на занятиях керамикой мы проводим пробные уроки батика, чтобы дети смогли определиться в дальнейшем выборе. А когда начинаем работать «батик», то вводим занятия по лепке, выполняя работы на конкурсы и самостоятельные творческие проекты.

Начиная с двенадцати лет можно уже выявить одарённых детей:

По теории Дж. Рензулли одаренность есть взаимодействие трех групп человеческих качеств:

- интеллектуальные способности превышают средний уровень;

- высокая мотивация деятельности;

- высокий уровень креативности (способности к творчеству).

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности.

Такие дети у нас есть. Двое уже выпустились: Кашапова Эндже поступила на художественно-графический факультет в Бирский Педуниверситет – неоднократная победительница районных и республиканских конкурсов рисунков. Фаттаев Марат в этом году поступил в Московский институт Нефти и газа им. И.М. Губкина. Он начинал у меня с «батика», продолжил в «Начертательной геометрии» - неоднократный победитель олимпиад по черчению.

Аухатова Адалина учится в 11-м классе – неоднократная победительница различных районных конкурсов и республиканского конкурса «Традиции и ремёсла народов Башкортостана»

Белов Роберт – ученик 5-го класса, четыре года ходил на кружок керамики – неоднократный победитель районных и республиканских конкурсов поделок из глины, призёр конкурса «Этот загадочный арабский восток» в номинации «батик», хотя этим видом творчества он только начинает заниматься и кружок «батика» планирует посещать в этом году.

Для работы с одарёнными детьми к каждому конкретному ребёнку можно применять современные педагогические технологии:

- технология разноуровневого обучения;

- технология проблемно-развивающего обучения;

- технология проектно-исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология самостоятельной деятельности.

Одаренные дети, как никто, требуют внимательного отношения к себе со стороны педагогов, психолого-социальной службы и родителей.

У нас в Доме Пионеров заполняется педагокико-психологическая карта и анкета мотивации обучения одарённого ребёнка, прослеживается творческая деятельность каждого ребёнка в виде отчётов участия в конкурсах и их результатов, проводятся выставки и награждения активных участников.

Рекомендации по работе с одаренными детьми
1. Четко изучите качества личности, характеризующие одаренность.

2. Внимание! Наличие у ребенка даже одного качества говорит об одаренности.

3. Проанализируйте качества личности по данным критериям всех обучаемых детей.

4. Выявите вид одаренности.

5. Развивайте у одаренных детей креативность мышления, самостоятельность деятельности.

6. Применяйте при работе с одаренными детьми современные педагогические и компьютерные технологии.

7. Используйте при работе с одаренными детьми стратегию «ускорения» и «обогащения».

8. Учитывайте в работе с детьми разницу между физическими возможностями и интеллектуальными способностями.

9. Поддерживайте ребенка эмоционально, препятствуйте развитию комплекса неполноценности.

10. Создайте на занятиях комфортные условия для развития общих и специальных способностей одаренных детей.

11. Наблюдайте и анализируйте деятельность одаренного ребенка, поддерживайте тесный контакт с его родителями.

12. Обучайте одаренного ребенка не по образцу и стандарту, а в соответствии с его индивидуальной и уникальной зоной развития.