|
О деятельности вожатского отряда «салют» Центра детского творчества
О деятельности вожатского отряда «САЛЮТ»
Центра детского творчества
----------------------------------------------------------------------------------------
Районная программа «ЗОВ» действует в Бурейском районе с 2007 года.
С 2008 года ее организатором, активным участником и проводником является вожатский отряд Центра детского творчества.
Ежегодно в период летних каникул на детские дворовые площадки поселка выходят вожатые из числа старшеклассников, прошедших обучение по программе элективного курса «Школа вожатского мастерства» в Центре детского творчества. Предваряет трудовое лето вожатых установочный семинар.
Творческими усилиями, стараниями педагогов и воспитанников ЦДТ, специалистов отдела по делам молодежи и детства, студентов- практикантов педагогических колледжей в рамках программы «ЗОВ» были организованы и проведены тематические смены:
март 2008 года - профильная смена вожатского актива «Дорогою добра»;
Июль, август 2008 года – смена детских дворовых площадок «Радуга дружбы»,
Июль, август 2009 года - смена детских дворовых площадок «Регата успеха»,
Июль, август 2010 года- смены детских дворовых площадок «САЛЮТ» и «Содружество».
В течение лета на территории поселка организуется работа на 5 детских игровых площадках по месту жительства, образуются временные детские коллективы, детские отряды, каждый из которых имеет свою символику (название, девиз, речевку, отрядную песню) и даже эмблему и флаг.
Жизнедеятельность каждого детского коллектива определяется законами и правилами отрядной жизни.
Работа внутри отрядов в течение смены строится через деятельность органов детского самоуправления.
Каждая детская площадка имеет свой отрядный уголок, выпускает свою детскую отрядную газету или информационный листок, ведет отрядный дневник, осуществляет подборку фото- и видеоматериалов о жизнедеятельности своего коллектива и отдельных участниках.
Количество участников смен дворовых площадок ежегодно увеличивается.
В основу реализации летних детских смен положены различные игровые модели («Регата успеха», «САЛЮТ» и др.).
В соответствии с тематической направленностью смен осуществляется программно - методическое обеспечение: подбор содержания программы деятельности, выбор игровых технологий, подбор методической литературы, пособий, реквизита, для проведения программных мероприятий др.
Содержание деятельности программ смен детских дворовых площадок направлено на:
создание условий для творческого развития, личностного роста и профессионального самоопределения;
профилактику асоциального поведения, формирование навыков и устойчивой потребности ведения здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
приобщение к общечеловеческим ценностям.
При организации творческого взаимодействия педагогами и вожатыми использовались следующие формы массовой работы с детьми и подростками:
КТД, различные виды игр,
Спортивные состязания, эстафеты, соревнования,
конкурсные программы,
выставки, презентации,мастер-классы,
фестивали, викторины, творческие мастерские,
походы, организованные прогулки, экскурсии;
встречи - беседы (с интересными людьми различных профессий);
акции («Чистый двор», «Спасем лес от пожаров», «Мой двор –спортивный двор»)
При организации деятельности с максимальной пользой используется и задействовано социально-культурное пространство -
Показатели деятельности учреждения по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков:
Координаторам и руководителями программы ЗОВ проводится мониторинг и сравнительный анализ деятельности районной программы «ЗОВ», что позволяет отслеживать эффективность и качество работы, вносить коррективы, намечать перспективы для дальнейшего развития и совершенствования.
Следовательно, можно с полной уверенностью сказать о востребованности такой формы организации летнего отдыха и досуга детей и подростков, об эффективности работы всех участников программы.
Анализ социального статуса участников смен детских дворовых площадок по месту жительства позволяет сделать вывод о том, что контингент группы социального риска составляет от 30 до 35 % от общего числа детей.
По результатам опроса, проводимого среди детей и родителей, нами выявлено, что количество детей, посещающих дворовые площадки по месту жительства из года в год, составляет более 75% от общего состава. Это является показателем качественной работы вожатского отряда и педагогического коллектива в целом.
Через многообразие видов предлагаемой деятельности:
-
Игровые (различные виды игровых методик в течение смены, коллективные творческие дела);
Предметные, учебные (занятия в творческих мастерских по выбору),
Организаторские (работа в органах самоуправления и соуправления),
Досуговые (отрядные, общелагерные дела и мероприятия),
Трудовые (самообслуживание, трудовые десанты по уборке территории игровых площадок),
Физкультурно-оздоровительные (утренняя зарядка, прогулки, спортивные часы, эстафеты здоровья, спортивные соревнования, День спорта, турнир по мини-футболу и пионерболу, шахматам, бадминтону, велоэстафета и др.),
Художественно-эстетические (оформление отрядных стендов и уголков, выпуск отрядной газеты, презентация отряда; изготовление работ на занятиях в творческих мастерских - участие в районном конкурсе детского творчества «Край родной, навек любимый!», музыкальные, танцевальные часы, занятия по актерскому мастерству и брейку),
Экскурсионно-познавательная (в рамках реализации мероприятий по проекту «Парус надежды» - организация экскурсий на предприятия промышленного значения и природного использования воды: Бурейскую ГЭС, ООО «Водоканал», «Водозабор», Хинганский государственный заповедник и др.)
решаются основные задачи программы «ЗОВ», достигаются значительные результаты.
Результативность:
О результатах творческого подхода к организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков свидетельствуют показатели и достижения:
2008 год - ЦДТ – 1 место в районном и областном смотре-конкурсе деятельности ОУ по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
За активную работу по реализации районной программы «ЗОВ», за профессиональный подход к организации содержательного досуга, за интересную и творческую работу с детьми и молодежью деятельность руководителей и организаторов была отмечена грамотами и благодарностями отдела по делам молодежи и детства, Отдела образования, председателя районной оздоровительной комиссии, заместителя главы Бурейского района.
В 2010 году в рамках реализации мероприятий по проекту «Парус надежды» и экскурсионно-познавательного маршрута «Мы живем на Бурее» 30 наиболее активных участников смены детских дворовых площадок «САЛЮТ» побывали на Бурейской ГЭС, в Хинганском государственном заповеднике, на предприятиях поселка.
В июле 2010 год – участники смены детских дворовых площадок «САЛЮТ» заняли 2 место в районном конкурсе детского творчества «Край родной, навек любимый!», посвященном 110-летию п. Новобурейский и 75- летию со дня образовании Бурейского района.
2010 год - конкурсные материалы по организации деятельности детских дворовых площадок вошли в число победителей районного смотра-конкурса по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи с вручением сертификата на сумму 5 000 тысяч рублей.
2. Ежегодно подводятся итоги деятельности вожатых, дается оценка их работы, определяются активисты детского движения и лидеры летних смен.
За активную работу по реализации мероприятий в рамках районной программы «ЗОВ», за творческий подход к организации летнего отдыха, оздоровления детей и подростков были награждены путевками во ВДЦ «Океан» воспитанницы «Школы вожатского мастерства:
2008 год – Лычковская Елена (смена «Океанский медиапарад»);
2009 год – Швецова Татьяна,
2010 год – Костырева Дарья, смена «Вожатская академия».
Спицына Кристина.
2011 год – Плотникова Аня (смена «Молодые лидеры России»,
2012 год – Медведева Марина (смена «Играй –город»).
Методические Интернет - ресурсы для вожатых -
Завершить свое выступление я хочу такими словами (С.А. Шмакова):
Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.
Подарить девчонкам и мальчишкам летний праздник детства, радость и теплоту жизни – задача вожатых и педагогов!
|
|
|