Главная страница

Научите ребенка быть добрым


Скачать 170.28 Kb.
Название Научите ребенка быть добрым
Дата 23.03.2016
Размер 170.28 Kb.
Тип Конспект

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Научите ребенка быть добрым»

Составила: Глазунова Людмила Анатольевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

конспект родительского собрания для старшей группы

Цель: вызвать у родителей интерес и желание к игре. Создать доброжелательную обстановку: содействовать формированию основ отцовства и материнства в ходе повышения уровня педагогической компетентности родителей по вопросам выстраивания взаимоотношений с ребёнком в семье. Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

Задачи: 1. Повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь…

2. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

3. Формировать у родителей желание решать проблемные ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа:

Анкетирование «О способах воспитания» (пр. №1).

Беседа с детьми о добрых делах (пр. №2).

Разучивание стихов (пр. №3).

Знакомство с пословицами, поговорками о значении добрых дел в жизни человека (пр. №4).
Подготовительный этап:

  1. Раздать пригласительные билеты на собрание.

  2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга.

  3. Создать дом с ячейками и «кирпичики» из картона с правилами взаимодействия детей и родителей

  4. Подготовить буклеты для родителей

  5. Литература для родителей; А.С. Макаренко "Книга для родителей".

  6. Подготовить презентацию с пословицами о семье

Материал:

  • листочки с нарисованным солнышком;

  • фломастеры;

  • магнитофон со спокойной музыкой;

  • памятки для родителей;

  • выставка книг о доброте;

  • сердечки с надписью «Доброта», «Добрый человек», «Добрый друг», «Доброта в художественной литературе», «Доброта в народном творчестве», «Я и мой ребенок»;

  • выставка книг о доброте: Л.Н. Толстой «Лгун», О. Григорьева «Весенняя поездка», «Кусочек хлеба», И. Тургенев «Воробей» и т.д.

  • свечка;

  • спички;

  • ковер.

Группа оформлена шариками, ромашками, сердечками.

 ХОД СОБРАНИЯ

Звучит спокойная, приятная музыка. (Слайд1)

Воспитатель.  - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Воспитатель

- Сегодня мы поговорим о том, какую роль в воспитании ребенка играют родители, об одном из человеческих качеств – нравственности, и остановимся подробно на воспитании доброты. Хочу начать стихотворением

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

И, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!
Семья — базовая ячейка общества, характеризующаяся определёнными признаками:

Как вы думаете какими? (ответы родителей)

Обратить внимание на слайд 2

Добрые семейные традиции являются источником стабильности и гуманности в обществе.

- Издавна считалось, что мужчина — оплот семьи, защитник, тот, кто решает проблемы» (слайд 3),

- женщина в семье — хранительница домашнего очага, занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей» (Слайд 4),

-«родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей» (слайд 5)

-Я предлагаю Вам подумать, какими чертами должна обладать мама (ответы родителей
Мать – это любовь, самоотверженность, щедрость ума и сердца. Мать должна быть любящей, очень внимательной, мудрой, веселой, доброй.

Иногда баловать и поощрять, а иногда и наказывать, если есть на то при чины. Бить, конечно, нельзя потому, что от жестокости ничего положительного ждать не стоит. Лучше все решать мирным путем. Больше общаться, прислушиваться, вкусно кормить, следить за внешним видом, учить вместе уроки, интересоваться, как дела в школе, и так далее.

Мудрость – тоже немаловажная черта настоящей матери. Ведь, как известно, мать своему ребенку желает только счастья, но иногда дети хотят быть крайне самостоятельными и наотрез отказываются принимать во внимание советы родителей, вот в этих случаях мудрая женщина всегда сможет направить на правильный путь свое чадо, так, что тот будет полностью уверен, что это решение он принял самостоятельно.

Но в тоже время нельзя забывать и о себе: нужно вести себя правильно, не давать волю эмоциям, хорошо выглядеть, не быть равнодушной и безразличной к чужому горю – наши дети берут пример, прежде всего, с нас родителей.

А вообще, главное помнить, что материнство – это большой труд, прежде всего над самим собой, но вместе с этим и огромное счастье, которое у нас есть.

Воспитывать ребенка – большое искусство, и никто, кроме женщины, не сделает этого лучше.

-А теперь назовём качества, присущие настоящему отцу (ответы родителей)

Какими качествами должен обладать мужчина. В принципе, они сводятся к двум понятиям: любовь и ответственность. Это действительно самое важное в отцовстве. Он должен быть опорой для женщины, в чем и заключается одно из основных его предназначений, его умение владеть собой дает женщине гарантию безопасности и защищенности. Можно отметить еще несколько качеств, которыми должен обладать отец. Это забота по отношению к жене и детям, терпеливость (те, у кого маленькие дети, знают, насколько это важно), последовательность (например, в том, чтобы придерживаться установленных совместно с женой принципов воспитания), категоричность (теплая, доброжелательная категоричность отца, которой так не хватает детям, часто не понимающим, чего отец от них хочет), умение общаться, умение осуществлять власть. И, наконец, полагаю, что каждому очень пригодится чувство юмора, прежде всего по отношению к самому себе.

Все сказанное выше можно выразить одним предложением:

Самое важное, что отец может дать своим детям, - это по-настоящему, мудро, зрело, преданно и исключительно всю жизнь любить их мать.
- В наше время существует проблема принятия родителями на себя несвойственных им функций, демонстрация поведения, несвойственного отцу семейства или хранительнице очага, что ведёт к искажённому восприятию детьми роли отца и матери.

- Вы согласны со мной?

-Как вы думаете, к чему это может привести в дальнейшем? (ответы родителей).

Правильно, дети, создав семью, не будут должным образом выполнять свои роли и функции, демонстрировать поведение, схожее с поведением своих родителей.

-Давайте вместе вспомним, какие пословицы и поговорки были созданы о семье (ответы родителей) (слайд №6)
ИГРА «Кирпичики»

- Как говорят семья - это ячейка общества, но если рассмотреть поближе сама по себе семья- это дом который состоит тоже из множества ячеек, кирпичиков, которые в свою очередь помогают в воспитании ребенка –это семейный опыт, ценности, традиции. Давайте разделимся на 2 группы и посмотрим, как должны действовать родители в воспитании (какие кирпичики мы будем использовать в постройке нашего дома), и что мы должны выбросить с точки зрения ребенка. Заложим фундамент для дома нашей крепкой и дружной семьи, который будет содержать правила взаимодействия детей и родителей, которые необходимо выполнять для того, чтобы вырастить будущих заботливых мам и хороших отцов. А всё ненужное (всё что не надо делать) мы погрузим на машину и увёзём подальше от нашего дома.

Родителям предлагается изображение дома, которое нужно заполнить кирпичиками – листами бумаги с подходящими надписями:

  • Воспитывать детей своим положительным примером.

  • Приобщать мальчиков к спорту, давать установку на развитие силы и ловкости.

  • Приобщать девочек к красоте, прививать умение следить за своим внешним видом.

  • Не сравнивать с другими детьми

  • Быть строгим, но справедливым родителем

  • Избегать крайностей в любви.

  • Привлекать детей к посильной совместной деятельности: девочек – на кухне и рукоделию, мальчиков - к мужской работе.

  • Разговаривать о совместных делах, обсуждать планы на сегодняшний день.

  • Единство предъявлений требований со стороны отца и матери

  • Потакать детям во всех их желаниях.

  • Использовать в качестве методов воспитания разговор на повышенных тонах и физическое наказание.

  • Опекать детей, делать многое за них.

  • Если один из родителей не прав, другой может тут же поставить его на место при ребёнке.

Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы. Однако нравственным качествам из-за недостатка времени у родителей уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе.

Какие нравственные качества присущи человеку? (ответы родителей: доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и т.д.). (Слайд 7)

Все эти качества мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем желаемые результаты. В одних и тех же случаях наши дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается их лично. Третьи агрессивны, могут ударить, отнять игрушку. (Все это подтвердили и результаты анкетирования). Почему так происходит?

Послушайте притчу:

- Один учитель повелел своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и указал на молодое, но глубоко пустившее корни дерево. Исполняя послушание учителю, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть дерево и сказал : «Ты приказал мне сделать невозможное!». И тогда учитель указал на другое, совсем еще молодое деревце, которое ученик без усилий тот час же вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитание с малых лет. К чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому Вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла, и самое малое дитя уже имеет свои недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.

Одним из важнейших условий успешного нравственного развития ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребенка. Если же ребенок совершил проступок, нужно обязательно объяснить ему, в чем заключается проступок и почему так себя вести нельзя. Если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, шлепает и бьет ребенка, вряд ли ребенок поймет, что драться нехорошо. Массу положительных эмоций дают детям семейные праздники, а также совместная деятельность со взрослыми. Тогда ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье. (Слайд 8)

Есть мнение, что если ребенок  любим и обласкан родителями и близкими, то он не может быть жестоким. Однако, на самом деле это далеко не так. Чрезмерная любовь может воспитать в ребенке эгоиста…

С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый, самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а, значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему.

Родители должны помнить, что умеренная строгость, справедливость в оценке действий своего малыша, требовательность не только не причиняет ему вреда, но и принесут пользу.

В каждом ребенке, впрочем, как и во взрослом человеке живет потребность в подтверждении собственной значимости. И задача родителей и близких научить ребенка использовать ощущение своего превосходства во благо, а не во зло.

Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим людям человеком, купите ему какое-нибудь животное. Заботясь о питомце, ребенок поймет, что есть существа, которые нуждаются в его заботе, доброте и внимании. Читайте ребенку народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым.

Также с ребенком нужно поговорить на тему о детях, которые страдают какими-либо физическими недостатками. Нужно объяснить ребенку, что такие дети ни в коем случае не могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, таким детям следует помогать и давать им возможность участвовать в играх наравне со всеми.

Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода проявление заботы со стороны ребенка о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь.

С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей.

Нужно учить детей делать приятное людям. В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге.

Если в квартире есть одинокие пожилые люди, нужно учить детей проявлять внимание к ним, помогать им, делать что-то по дому.
Звучит спокойная, приятная музыка

Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.

- Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком и нарисуйте в кружке лицо вашего ребенка. (Звучит спокойная музыка).

- Теперь скажите, каким вы нарисовали своего ребенка? (Родители отвечают).

- Видите, как многогранны ваши дети. Мы с вами сегодня рассмотрим одну грань –доброту.

- Как сказал великий классик М. Пришвин: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека». «Доброте нужно учить с детства». (Слайд 9)

- Давайте поиграем.

- Я приглашаю вас в магазин необычных покупок.

- Итак, магазин открывается.

- Продается сердечко «Доброта», чтобы его получить, нужно ответить на вопрос «Что такое доброта?» (Родители отвечают).(Слайд 10)

- Продается сердечко «Добрый человек», чтобы его получить нужно назвать правила доброго человека. (Родители отвечают).(Слайд 11)

- Продается сердечко «Добрый друг», чтобы его получить, нужно закончить предложение.(Слайд 12)

    Если мой друг заболел, я …

    Мой друг просит одолжить денег, и я …

    Когда мне нужна помощь, я …

    Если обижают человека, то я …

- Продается сердечко «Доброта в художественной литературе», чтобы его приобрести, нужно назвать произведения, в которых говорится о доброте. (Ответы родителей).(Слайд13)

  •  Л.Н. Толстой «Лгун»

  • О. Григорьева «Весенняя поездка», «Кусочек хлеба»

  • С. Маршак «Двенадцать месяцев»

  • Ш. Амонашвили «Хлеб»

  • С. Аксаков «Аленький цветочек»

  • К. Ушинский «Дедушка»

  • В. Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало»

  • И. Тургенев «Воробей».

- Продается сердечко «Доброта в народном творчестве», чтобы его получить, нужно назвать пословицы о доброте. (Слайд 14)

  • «Доброе слово лечит, злое калечит»

  • «Злой не верит, что есть добрый»

  • «Добрая слава лежит, а худая бежит»

  • «Доброго чтут, а злого жалуют»

  • «Добрые вести прибавят чести»

  • «Доброта без разума пуста»

  • «Кто любит добрые дела, тому и  жизнь мила»

  • «Делай другим добро – будешь сам без беды»

  • «Доброе дело питает и душу и тело»

  • «Добрый человек в добре живет век»

  • «Худо тому, кто добра не творит никому»

  • «Чего не сделаешь силком, того добьешься добром»

  • «Добрые умирают, да дела их живут»

  • «Красота до вечера, а доброта навеки»

  • «Доброе братство лучше богатства»

  • «Живи добрее, будешь всем милее»

- Продается сердечко «Я и мой ребенок», чтобы его приобрести, нужно привести пример воспитания доброты у собственного ребенка. (Родители приводят примеры).

- Наша игра прошла успешно, мы с вами обобщили знания о доброте и сможем сейчас создать модель воспитания доброго ребенка.

         С помощью чего можно воспитать добрые чувства. (Слайд 15)

  • Художественная литература

  • Личный пример

  • Музыкальная деятельность

  • Игра

  • Русское народное творчество

  • Совместный просмотр телепередач и кинофильмов.

Сюрпризные моменты (шкатулка доброты, ковер мира).

Воспитатель.

- Чтобы вы могли воспользоваться этой моделью самостоятельно, я составила памятку.(Воспитатель раздает памятки родителям).

 Уроки доброты 

  • Уважай отца и мать – будет в жизни благодать

  • Что мы Родиной зовем?  Дом, в котором мы живем

  • Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным

  • Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень

  • Когда у друзей лад, каждый этому рад

  • Любую болезнь лечит доброе слово

  • В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно

  • Запомни, друг юный, что жизнь так идет: скупой потеряет, а щедрый найдет

  • Доброе дело делай смело

  • Добрый человек  поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом

  • Где добрые люди, там беды не будет.

Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»

  • Начинаем с расслабления.

  • Примите удобную позу.

  • Ваше тело расслаблено.

  • Глаза закрыты.

  • Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.(Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох)

  • Представьте себя в каком- нибудь теплом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним утром: слышите, как звонко поют птицы?

Может быть, это будет меленький песчаный пляж на берегу теплого, ласкового моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

  • Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве,- в три, четыре, пять лет….

  • Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого- то? Может быть, он чего- то боится?

  • Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

  • После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и

обнимает вас крепко- крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда останется с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!».

  • Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощанье рукой.

  • Постепенно выходим из релакласации, делаем глубокий вдох- выдох, откроем глаза.

  • Скажем себе «Я совершенна. Я принимаю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

Воспитатель.

А сейчас я приглашаю вас на ковер доброты и мира. (Родители вместе с педагогом располагаются по кругу на ковре).

Воспитатель. Елена Викторовна

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым –

Значит понимать

И близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же, посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один…

Лена Ткачева.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают,

И никакого спасибо не ждут.

Анна Петровна 

Добрым быть совсем,

Совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от света,

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Итоги собрания:

Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Воспитатель.

         В древности, когда хотели поблагодарить человека за добрые дела, говорим: «Спаси вас Бог!» Постепенно  «Спаси вас Бог!» превратилась в короткое «Спасибо». Я говорю вам

Спасибо!

Воспитатель.

         Я сейчас зажгу «искорку доброты» (воспитатель зажигает свечку), а вы, передавая ее по кругу, закончите предложение: «Из сегодняшнего разговора я поняла (понял) …» (Родители передают свечу и отвечают).

  • 5. Рефлексия

  • «Свободный отчет».Продолжите фразу:

  •  Я благодарен сегодняшней встрече……

  •  Я благодарен своим педагогам……

  •  Я благодарен родителям моей группы…..

  •  Я благодарен своему ребенку….

  •  Я благодарен себе…..