СЕРЕЖА УВИДЕЛ СЛОНА
СЕРЁЖА УВИДЕЛ ОБЕЗЬЯНУ
СЕРЕЖА УВИДЕЛ … и т.д.
СЕРЕЖА УВИДЕЛ СЛОНОВ
СЕРЕЖА УВИДЕЛ ОБЕЗЬЯН
согласование прилагательных с существительным в роде
- Догадайтесь: БОЛЬШОЙ, ЗЛОЙ, ХИЩНЫЙ – это волк или лиса?
БЫСТРАЯ, РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ – это медведь или белка?
ТЯЖЕЛЫЙ, МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ – это обезьяна или слон? и т. д.
При изучении темы
«Ягоды» - задание на
образование относительных прилагательных от существительных
- В каком виде люди едят ягоды?
- Свежие ягоды очень полезны, в них много витаминов. Что ещё делают из ягод? (
варенье, компот, сок) -
Сейчас мы будем угощать друг друга вареньем, компотом и соком из ягод. На схеме банка – это ВАРЕНЬЕ, пакет - это СОК, а чашка – это КОМПОТ.
- Прочитайте схему и предложите нам попробовать варенье, сок или компот из ягод. Не забывайте, что предлагать нужно вежливо, используйте слово ПОЖАЛУЙСТА.
УГОЩАЙТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, КЛУБНИЧНЫМ СОКОМ!
ПОПРОБУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КЛУБНИЧНЫЙ СОК!
ВЫПЕЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КЛУБНИЧНОГО СОКА!
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова,
поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования.
|
|
|
|
Назови ласково
|
Назови маму
|
Назови папу
|
Назови детёныша
|
|
|
|
|
Назови детёнышей
|
Назови морду
|
Назови хвост
|
Назови предмет огромным
|
Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.
Самым
положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога. Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
-
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность
результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми по преодолению ОНР.