|
Н. В. Кузьмина выделяет 2 уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные, проективные
Профессия педагога - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.
Проблема психологии труда учителя, педагогических способностей отражена в работах таких исследователей, как В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, С.В. Кондратьева, М.И. Кашапов, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик и др.
Человеку, как субъекту профессии деятельности, необходимо обладать системой профессионально важных качеств (ПВК). Так, А.К. Маркова к ПВК педагога относит: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию, педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическую находчивость, педагогическое предвидение и педагогическую рефлексию.
Н.В. Кузьмина выделяет 2 уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные, проективные. Первый уровень включает в себя 3 вида чувственности: чувство объекта, связанное с эмпатией, чувство меры и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции. Второй уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.
Наряду с профессиональными качествами успешность педагогической деятельности определяется также и личностными качествами учителя. Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев отмечал обязательность таких характерных особенностей личности педагога, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, остроумие, артистичность. Кроме того, многие исследователи подчеркивают значимость педагогической направленности, как важного фактора формирования профессионализма учителя. Н.В. Кузьмина понимает педагогическую направленность как стойкий интерес к учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Таким образом, педагог как субъект профессиональной деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно-субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.
В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но главным звеном здесь является учитель. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Какой же он, идеальный, успешный учитель? Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.
Ученики считают успешным учителя со следующими качествами :
доброжелательность и понимание
умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
оптимизм
организованность, активность , энергичность
неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
умение заинтересовать своим предметом
При этом, для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель высоко оценен учениками как личность, они будут любить его и его предмет. И это позволит учителю быть успешным. Хотя коллеги этого учителя могут считать иначе.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
знание предмета
умение доходчиво объяснить материал
владение различными педагогическими приемами
разумное сочетать требовательности и уважения к учащимся
четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
способность заинтересовать своим предметом
успехи учеников
стремление к новациям в обучении
А также, важными для учителей являются здоровье и имидж. Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового. К тому же, в школу сегодня приходят молодые педагоги.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Профессионализм педагога описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность – это обладание педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Основные составляющие компетентности педагогических работников:
1.Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
2.Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
3.Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4.Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Факторы профессионального саморазвития педагога:
социализация и индивидуализация педагога как личности
среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие
система управления в школе( стимулирование ,педагогический мониторинг)
трансляция педагогического опыта
благотворная психологическая атмосферы в коллектив
создание портфолио учителя. как отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития
Исходя из современных требований можно определить
основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
|
|
|