|
Музыкальный
Музыкальный руководитель:
Бывалина Елена Анатольевна
2013г
Виды музыкальной деятельности традиционны на академическом занятии – это слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество. И каждый из этих видов развивает речь детей.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, мышление, воображение), расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного). Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны, это – звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика.
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Добиваясь чёткой и ясной дикции, я учу детей отчётливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интанации и, наоборот, ясно произнесённое слово способствует выразительному исполнению песни. С этой целью на занятиях используются русские народные попевки, прибаутки.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и фразы, которые я произношу одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов.
В работе над дыханием надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами, и правильно их располагали при пропевании гласных. Для развития дыхания полезно также пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, отдельных слогов (например, да, та, ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду в лесок»). Такие упражнения сопровождаются движением руки сверху вниз. Мы с детьми на занятиях пропеваем, начиная с верхненего "до" и заканчивая нижним "до" , сопровождая пение движением рук сверху вниз, а иногда дети поочерёдно пропевают своё имя. При этом идёт работа и над дыханием, и над дикцией.
Работая в детском саду музыкальным руководителем, я на музыкальных занятиях сталкиваюсь проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т.д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.
Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Ответы я нашла в методике мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т.д.
Дидактические игры, дидактические упражнения и задания способствуют развитию фонематического слуха.
Развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков помогают музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй, как я», «Музыкальные молоточки», а также музыкально-дидактиеские игры с пением, распевки, например, «Птенчики», «В лесу», «Угадай по голосу», Е. Тиличеевой.
Когда дети на занятии поют попевку «Бубенчики», Е. Тиличеевой они различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения, соответствующие данному образу. «Между музыкальным и фонематическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам» (Н.А. Чевелёва).
Произносительная сторона речи обладает определённой окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому, музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха оказывают косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т. е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей.
На музыкальных занятиях я широко использую музыкально-речевые игры. С их помощью у детей успешно развиваются подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающих эффект занятий. Вот некоторые из них: «Идёт Мишка» - расширение словарного запаса прилагательных, знакомство с выразительными имитационными движениями. «Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж», «Моя мама» - развитие навыков диалога; отработка изменения существительных и местоимений по падежам, а также умение употреблять прилагательные в сравнительной степени и др.
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети знакомясь с различными музыкальными произведениями выражают свои чувства, эмоции словами.
С помощью умело проведенной беседы можно не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, и, конечно же, обогатить словарный запас детей.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и нежной, танцевальной. А грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.
Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально – эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи. Использовав различные приемы, я стараюсь через художественное творчество, поэзию окрасить музыку словами детей. Незнакомые слова разъясняются: решительная - смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро. И в этом мне помогает дидактические пособия.
Вспомним замечательные слова В. А. Сухомлинскоко: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».
Логоритмика. еще одно из форм работы, которую использую я в своей работе. Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Музыкальное занятие включает следующие элементы логоритмики:
чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
-
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности.
Театрализация. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что помогает в исполнении музыкального материала. Я практикую в своей работе театрализацию, включая в сценарии утренников элементы или полностью постановку театрализованного представления, где дети охотно становятся участниками. Этим самым я способствую совершенствованию речи у детей.
Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид деятельности, который способствует познавательно – речевому развитию детей.
Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, металлофонах, колокольчиках, пианино, развитие дыхания при игре на духовых инструментах (трилоа, дудочка) в индивидуальных занятиях.
Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Музыкальное лото», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальный дрмик».
Развитие координации пения с движением пальце рук (ребёнок поёт и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности.
|
|
|