|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» станицы Марьинской Кировского района Ставропольского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
____________________________________________________________________________
Программа кружка английского языка
по работе с одаренными детьми
"Интеллект"
Учитель английского
языка Ерохина Л.Л.
2010 г.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.
В связи с этим, в 1997г. в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей [12]. В 2001г. Правительство РФ утвердило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требований к системе Российского образования является» формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи» [6, с. 5]. Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности А.А. Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня-забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл» [8, с. 3].
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями []. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.
Организация работы с одаренными детьми
Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе Российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности [12], где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:
дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п. [5];
система дополнительного образования;
школы, ориентированные на работу с одаренными детьми (гимназии, лицеи, нетиповые образовательные учреждения).
Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования [6, с. 11].
Как уже отмечалось выше, одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот некоторые из них:
Склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
Настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений [16];
Трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми. По словам специалистов, «у многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума» [16].
Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Одаренные дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одаренные дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.
Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетенции.
Программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. Участники программы – учащиеся с 5 – го по 9 – й класс
Цель и задачи программы
В связи с социальным заказом цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть определена следующим образом:
развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
Обогащение социального опыта школьников;
Помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании
Формирование готовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом реализации программы должны стать:
-
создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышению качества образования и воспитания школьников;
создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;
сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка;
формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;
ыормирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность.
Основные мероприятия программы
организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Принципы выявления одаренных детей
– Опора на методы психодиагностики;
– Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;
– Принципиальное значение имеет разработка методов выявления « потенциальной» одаренности, это:
1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;
2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Содержание программы
В 5-9 классах усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Поэтому в своей работе я широко применяю метод проектов, и в соответствии с Примерными Программами по английскому языку на заключительном уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить проект. Работа над проектом способствует развитию критического и творческого мышления учащихся, ориентирует их на самостоятельную деятельность. Тема проектов, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уровнем языковой подготовки детей. Работать над проектной методикой начинается с 5 класса.
В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом «Творческий проект – это интересно». Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя. Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет. Чтобы успешно защитить проект на уроке, необходимо дома отчитать текст проекта.
В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике. Работая над проектом, дети учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.
Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 10 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Мой родной город», «Москва», «Достопримечательности», в 8 классе – «путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а в 10 классе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».
Презентация проектов проходит в виде постеров, докладов или ролевой игры на уроке – Защита знаний по английскому языку, уроке – конференции .
Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:
самоопределенческая – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
коммуникативная – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
имитационного моделирования (игровая) – способность решать жизненно важные проблемы;
проблемно-поисковая – способность решать проблемы и проблемные ситуации;
деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.
Таблица 1.
Тематика проектов
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1 год работы (5 класс)
|
1
|
«Привет из Лондона»
|
1
|
2
|
«Моё любимое домашнее животное»
|
1
|
3
|
«В зоопарке»
|
1
|
4
|
«Моя семья»
|
1
|
5
|
«Моя станица»
|
1
|
6
|
«Добро пожаловать на вечеринку»
|
1
|
2 год работы (6 класс)
|
1
|
«Одежда моей мечты»
«Ты – дизайнер» (по выбору)
|
1
|
2
|
«Моё любимое время года»
|
1
|
3
|
«Жизнь в 22 веке»
|
1
|
4
|
«Мой любимый магазин»
|
1
|
5
|
«Моя будущая профессия»
|
1
|
3 год работы (7 класс)
|
1
|
«Школа моей мечты»
«Моя школа» (по выбору)
|
1
|
2
|
«Доска почета нашего класса»
|
1
|
3
|
«Экологические проблемы нашей станицы»
|
1
|
4
|
«Добро пожаловать в Россию»
|
1
|
5
|
«Люди, которыми мы гордимся»
|
|
6
|
«Моё свободное время. Хобби»
|
|
4 год работы (8 класс)
|
1
|
«Добро пожаловать в Британию»
|
1
|
2
|
«Праздники в России»
|
1
|
3
|
«Олимпийские игры»
|
1
|
4
|
«Современная мода»
|
1
|
5 год работы (9 класс)
|
1
|
«Литература Британии и России»
|
1
|
2
|
«Музыка в России»
«Газеты и журналы»
|
1
1
|
3
|
«Привычки моей семьи»
|
1
|
4
|
«Моя будущая профессия»
|
1
|
5
|
«Британия в современном мире»
|
1
|
Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в профильных классах;
интеллектуальные марафоны.
В соответствии с формами работы с одаренными детьми был разработан элективный курс «Британия и британцы» для учащихся 9-го класса с перспективой работы в 10-11 классах.
Курс «Британия и британцы» направлен на углубление и расширение тем базовой программы предмета «Иностранный язык» и имеет целью предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к предмету, утвердиться в сделанном выборе, а также помочь при подготовке к экзамену по английскому языку. Основными характеристиками этого курса являются его вариативность, долгосрочность, деятельностный и творческий подход, и оригинальность содержания. Курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка, развитие творческих способностей детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном языке, научить детей понимать и выражать свои мысли на иностранном языке, применение информационных технологий при формировании социокультурной компетенции, то есть способность понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Элективный курс «Британия и британцы» имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство общения и образования в области лингвострановедения.
Расширение кругозора и эрудиции.
Развитие навыков познавательных интересов и исследовательской работы.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
Обучить лексическим единицам в соответствии с отобранными темами.
Развивать навыки оперирования лексическими единицами в коммуникативных целях.
-
Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – обучать, аргументировано выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проводить презентации;
в области письма – обучать выделять ключевую информацию, делать выписки (тезисы), кратко излагать или расширять текст уметь написать поздравительную открытку;
в области аудирования – совершенствовать умение воспринимать на слух аутентичные тексты с пониманием общей идеи и детальным пониманием;
в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с извлечением полной или детальной информации.
В результате прохождения курсов учащиеся
овладеют лексическими единицами в соответствии с тематикой курса;
научатся пользоваться разговорными клише адекватно ситуации общения;
смогут выполнять групповые и индивидуальные задания и выступать с отчетами по ним;
научатся кратко излагать письменно или устно предложенную информацию;
смогут работать со справочными материалами на английском и русском языках;
могут воспользоваться сайтами сети Интернет при работе над проектами;
научатся готовить презентации на английском языке.
-
узнают национальные особенности Великобритании в соответствии с изучаемыми темами;
научатся обобщать и систематизировать найденную информацию и представить ее в виде коллективных проектов, викторин.
Текущий контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. Особенный акцент делается на умении самостоятельно, осознанно, правильно фонетически и грамматически строить устную речь.
Структура и организация курса
Курс предназначен для учащихся 9 – 11 классов. Курс рассчитан на 9 часов в 9-м классе; на 7 часов в 10-м классе и на 10 часов в 11-м классе. На итоговые занятия отводится по 1 часу в каждом классе. В основе курса лежат следующие методические принципы:
Интеграция основных речевых умений и навыков.
Последовательное развитие основных умений и навыков.
Коммуникативная направленность заданий.
Контекстуальное введение лексики.
Применение полученных знаний в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
Соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных умений и навыков проводится по окончании всего курса. Возможен промежуточный контроль на каждом последнем занятии блока. Учащимся могут быть предложены следующие темы рефератов и проектов:
Темы рефератов
How Does the Geographical Position Influence the People’s Lives?
An Englishman’s Home Is His Castle.
Land of Traditions.
Темы проектов
Welcome to Britain!
East or West, Home is Best
Those Mystifying British People
Целесообразно познакомить учащихся с темами рефератов и проектов на первом уроке, чтобы они могли накапливать материал постепенно. Учащиеся сами выбирают формы представления проектов и защиты рефератов. Роль учителя заключается в организации обсуждения содержания и формы представляемой работы, а также роли каждого учащегося в групповой или индивидуальной работе. Образовательный продукт может быть представлен также в форме диалога (полилога), ролевой игры, презентации, слайд-шоу, постера, рекламы, афиши, личного или делового письма, поздравительной открытки, тезисов лекций, таблиц, etc.
Таблица 2.
Содержание курса
№
|
Тема занятия
|
Кол-во час.
|
9 КЛАСС
|
1
|
Вводное занятие. Цели, задачи, основное содержание курса.
|
1 ч.
|
2
|
Распространение английского языка в мире.
|
1 ч.
|
3
|
Кто такие британцы: англичане, шотландцы, валлийцы. Цветные граждане Великобритании.
|
1 ч.
|
4
|
На каких языках говорят в Соединенном Королевстве.
|
1 ч.
|
5
|
Правда и мифы о британской погоде.
|
1 ч.
|
6
|
Школьное образование в Британии. История британских школ.
|
1 ч.
|
7
|
Высшее образование в Англии.
|
1 ч.
|
8
|
Крупнейшие британские университеты: Оксфорд, Кембридж.
|
1 ч.
|
9
|
Итоговое занятие.
|
1 ч.
|
10 КЛАСС
|
1
|
Средства массовой информации в Великобритании.
|
1 ч.
|
2
|
Музеи Лондона.
|
1 ч.
|
3
|
Ливерпуль – родина “Биттлз”.
|
1 ч.
|
4
|
Крупнейшие театры в Великобритании.
|
1 ч.
|
5
|
Британский кинематограф.
|
1 ч.
|
6
|
Крупнейшие британские писатели и поэты: Шекспир, Бернс, Диккенс, Шоу, Дойл.
|
1 ч.
|
7
|
Итоговое занятие.
|
1 ч.
|
11 КЛАСС
|
1
|
Религия в Соединенном Королевстве. Церковь в современной жизни Британии.
|
1 ч.
|
2
|
Праздники и фестивали в Великобритании. Привычки и обычаи британцев.
|
1 ч.
|
3
|
Национальный характер британцев. Британский юмор.
|
1 ч.
|
4
|
Знаменитые здания в Лондоне.
|
1 ч.
|
5
|
Британские дома. Что означает для англичанина дом.
|
1 ч.
|
6
|
Британская кухня. Английский чай. Фаст-фуд: за и против.
|
1 ч.
|
7
|
Национальные виды спорта в Англии. Календарь спортивных событий в Великобритании.
|
1 ч.
|
8
|
Олимпийские игры в Лондоне.
|
1 ч.
|
9
|
Озерный район в Англии.
|
1 ч.
|
10
|
Итоговое занятие.
|
1 ч.
|
Список литературы
1. Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский Е.С., Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе., – М., 1991.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Компанеева Л.Г. Преподавание иностранных языков одаренным детям. – http://pn.pglu.ru.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2004.
7. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
8. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.
9. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – №2 – с. 3-10.
10. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург, 2004.
11. Савенков А.И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. – №3. – с. 113-146.
12. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. http://www.sakhitti.ru
13. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2007. – №3 – с. 27-33.
14. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 288с.
15. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 366с. – (Серия «Библиотека психолога»)
16. Юркевич В.С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми. – http://www.psyparents.ru.
17. Юркевич В.С. Одаренность – дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. – http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.
|
|
|