|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Помоздинский детский сад №4 «Солнышко»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Помоздинский детский сад №4 «Солнышко»
Проект «Растим патриотов России»
По доминирующей деятельности: познавательный
По количеству участников: коллективный
Участники: воспитанники, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
По продолжительности: долгосрочный (с 01.09.2014 по 31.05.2015)
Автор проекта: Паршукова Мария Витальевна, воспитатель
2014 год
Содержание проекта
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.
Проблема:
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
1.На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, отсутствие патриотизма у растущего поколения, обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
2. В программах, по которым работает коллектив МДОУ Помоздинский детский сад №4 «Солнышко», определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
3.Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
4.Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Актуальность проекта:
Знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, родной природе, Родине. Подобные знания помогают сформировать личность как часть великого целого, своего народа, своей страны, уважающей ее прошлое и настоящее, заботящейся о будущем.
Данный проект представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателя, родителей, тем самым способствует первичной социализации ребенка, его нравственному развитию, становлению духовной основы и правовой культуры личности, воспитывает в нем чувство любви к своему Отечеству и гордости за свою Родину.
Цель проекта:
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений посредством воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Задачи проекта:
- Формировать первичные знания об истории и культуре России через познавательную, театрализованную, игровую, поисковую деятельность.
- Воспитывать любовь к близким и своему Отечеству, уважение к традициям и ценностям своего народа, доброту, толерантность и милосердие как первооснову взаимоотношений в многонациональной стране.
- Воспитывать гордость за свою страну (за богатую историю, культуру, народное единство, многочисленные достижения)
- Развивать эмоционально-нравственную отзывчивость детей к произведениям художественной литературы, отражающих красоту родной природы, трудолюбие, мужество и единство русского народа, умение восхищаться произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыкой.
Педагогические принципы проекта:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родной страны.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
01.09.2014-30.09.2014
|
Основной этап
1.10.2014-20.05.2015
|
Заключительный этап
21.05.2015-30.05.2015
|
постановка целей
определение актуальности и значимости проекта
подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.)
подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
организация развивающей среды в группе
анкетирование родителей по данной проблеме
|
ознакомление детей с художественной литературой;
проведение бесед;
рассматривание картин и беседы по их содержанию;
работа с родителями
проведение занятий
организация досуга
-
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений
изобразительная деятельность
просмотр презентаций и видеофильмов
экскурсии
игровая деятельность
театрализованная деятельность
|
Анализ результатов проекта
|
Результативность проекта:
-наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах; социально-экономической значимости;
- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа;
- формирование представлений детей о Великой Отечественной войне;
- наличие знаний о подвигах защитников нашей страны, понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны;
- осознание ребенком собственной индивидуальности и значимости для родной страны.
Тематическое планирование
Блок «Здравствуй, это Я!» (Мое имя)
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров.
Задачи:
- помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- понять собственную значимость в сердцах родителей;
- увидеть ребенка глазами его родителей.
Дата
|
Познавательная
деятельность
|
Игровая
деятельность
|
Творческая
деятельность
|
Чтение художественной литературы
|
Работа с родителями
|
Октябрь
|
«Право на имя»
«Праздник имени»
|
Хороводные игры: «Ты скорее, Таня, спрячь…», «Узнай по голосу», «Круг имен», «Игры с платком» (с употреблением имен), «Полное и неполное имя»
Игры с мячом «Я люблю, когда…», «Мне интересно…», «Я боюсь, когда…»
|
«Нарисуй свое имя»
|
Чтение стихотворений про имена
Рассуждение о пословицах про имена «Сын не родился, а ему уже имя дали»
Чтение потешек о именах
Чтение сказки «Похищенное имя»
|
Красочное сочинение на тему «Мой ребенок»
1. Что означает имя ребенка
2. «Назови ласково»
3. «Имя и великие люди нашей страны»
4. Характер, привычки ребенка
5. Ода твоему имени.
|
Итоговое мероприятие
|
Досуг «Именины»
|
Блок «Вместе дружная семья»
Всякая семья составляет часть государства.
Аристотель
Задачи:
- помочь понять ребенку связь времен;
- дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
- создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли;
- формировать адекватную полу модель поведения;
- показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков;
- вызвать чувство гордости за своих предков.
Дата
|
Познавательная
деятельность
|
Игровая
деятельность
|
Творческая
деятельность
|
Чтение художественной
литературы
|
Работа с родителями
|
Ноябрь
|
«Право ребенка жить и воспитываться в семье»
«Расскажи нам домовой, что у каждого род свой»
«Мужчины и женщины в семье»
«Мои бабушки и дедушки»
|
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Дидактическая игра «Построй семью»
Сюжетно-ролевая игра «Мы внучата - молодцы, польем бабуле огурцы»
|
Рисование «Моя семья»
|
Чтение стихотворение Я. Акима «Моя родня»
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Чтение стихотворений «Мой папа», «Старшая сестра», «Дедушка», «Бабушка»
|
Оформление фотоальбома «Один день в нашей семье»
Проект «Генеалогическое дерево»
|
Итоговое мероприятие
|
Проведение конкурса «Лучшая семья»
|
Блок «Моя малая Родина»
Оно всегда живет со мною,
Куда бы не уехал я-
Мое село, село родное,
Мои любимые края.
П. Максимов.
Задачи:
- Поддерживать познавательный интерес к истории родного села, своей малой родине;
- Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами,
жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
- Воспитывать чувство ответственности за свое село;
- Воспитывать любовь к родному краю.
Дата
|
Познавательная
деятельность
|
Игровая
деятельность
|
Творческая
деятельность
|
Чтение
Художественной
литературы
|
Работа с родителями
|
Декабрь
|
Игра-путешествие «Мое родное село»
«Труд взрослых в родном селе»
«Что нам стоит теремок построить»
|
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей на тему «Профессии»
«Охотничьи игрища»
«Кто назовет больше названий улиц»
|
Аппликация «Символ нашего села» с помощью прокрашенного риса
|
Чтение и анализ стихотворений поэта-земляка В.Т. Чисталева
|
Создание презентации для работы с детьми по теме «России малый уголок»
|
Итоговое мероприятие
|
Экскурсия в краеведческий музей
|
Блок «Мы – Россияне»
Милая, светлая Родина!
Вся наша безграничная сыновья любовь –
Тебе, все наши помыслы с тобой.
М.А. Шолохов
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество;
- Формировать у детей представление о России как родной стране, чувство любви к своей родной стране.
- Познакомить детей с государственной символикой и раскрыть их значение.
Дата
|
Познавательная деятельность
|
Игровая деятельность
|
Творческая
деятельность
|
Чтение
Художественной
Литературы
|
Работа с родителями
|
Январь
|
«Мы – Россияне»
«Государственная символика»
«На страже Родины» (военная тематика в гербах городов)
|
Разрезные картинки (государственная символика)
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
|
Постройка на территории участка символа России – матрешки.
|
Чтение стихотворения о Родине Т.Коти «Моя первая книга о России».
Использование пословиц и поговорок о Родине.
Литературно-музыкальная викторина «Что мы Родиной зовём».
Чтение С.Бороздин
«Страна, где мы живём».
З.Александрова «Родина».
|
Творческий проект «Моя семья на карте Росии»
|
Итоговое мероприятие
|
Создание музея государственной символики
|
Блок «Наша армия»
Воин российский В вечном дозоре На самолёте, На корабле. Он охраняет Мирное море, Мирное небо, Мир на земле.
И. Гамазкова
Задачи:
- Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины;
- Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.
- Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям;
- Дать представление об укладе жизни славян.
Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях-богатырях.
- Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.
Дата
|
Познавательная
деятельность
|
Игровая
деятельность
|
Творческая деятельность
|
Чтение художественной литературы
|
Работа с родителями
|
Февраль
|
«На героя и слава бежит»
«Как наши предки-славяне защищали Русь от врагов»
«Защитники Родины»
|
Сюжетно-ролевая игра «Сильны и могучи богатыри на славной Руси»
Сюжетно-ролевые игры «Пограничники»,
русские народные игры «Русское единство», «Снять часового», дидактическая игра «Что в военном пакете?»
«Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?».
|
Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри».
Конструирование из картона «Щит и меч»
Подарок для папы. Лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк» (по выбору ребенка)
Слушание музыки В.Агапкин «Прощание славянки»
|
Рассказ о русских богатырях.
Использование различных сюжетов былин о подвигах русских богатырей.
Чтение:
Л.Кассиль
«Твои защитники»,
В. Косовицкий
«Будущий мужчина»
А.Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
|
Создание альбома «Папа в армии служил»
|
Итоговое мероприятие
|
Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества
|
Блок «Родная природа»
Предки дали нам наказ:
«Все живое вокруг нас
Нельзя бить, разрушать,
Нельзя природу обижать».
Задачи:
- Дать детям знания о богатствах России;
- Воспитывать стремление беречь и приумножать их;
- Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте;
- Пробуждать эстетические чувства;
- Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними;
- Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Дата
|
Познавательная
деятельность
|
Игровая
деятельность
|
Творческая
деятельность
|
Чтение
художественной
литературы
|
Работа с родителями
|
Март
|
«Как велика моя земля, как широки ее просторы»
«Берёза- символ России»
«Лес в жизни коми человека»
|
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Игровое упражнение «Птицы потерялись»
Игра «Будь природе другом»
Русская народная игра «Вышел Ваня погулять»
|
Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Аппликация «Березонька» из бумажных салфеток
Прослушивание и обсуждение песни «Уголок России», муз. В.Шаинского, сл.Е.Шевелевой
Вождение хороводов: «Мы на луг ходили,..», «Во поле береза стояла..»
|
Анализ примет, пословиц и поговорок
Чтение стихотворения Н.Забила «Наша Родина»
|
Презентация альбома «Мой любимый уголок природы»
|
Итоговое мероприятие
|
Экскурсия в весенний лес
|
Блок «Мы этой памяти верны»
Давай, девятого, помянем их, Кого сегодня нет уже в живых… Кто так и не вернулся в сорок пятом, Оставшись в нашей памяти солдатом… И тех, вернулся кто, но вскорости ушёл — На свете том пристанище нашел… Виной всему — жестокая война, Дающая посмертно ордена, Изранившая души и тела, Принесшая живому столько зла!!! Защитники! Вас свято будем чтить, И годы страшные те в памяти хранить, Ведь благодарные потомки и страна Своих героев не забудут имена!!!
Н. Розбицкая
Задачи:
- познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны;
- дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
Дата
|
Познавательная
деятельность
|
Игровая
деятельность
|
Творческая
деятельность
|
Чтение
художественной
литературы
|
Работа с родителями
|
Апрель
|
«Детям – о Великой Отечественной войне»
«Родное село в годы Великой Отечественной войны. Земляки-фронтовики»
«Знамя Победы. История знамен»
«Ордена и медали». Заочная экскурсия по городам воинской славы
|
Сюжетно-ролевая игра «Военные»,
Познавательная игра «Раньше и теперь»
Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»,
подвижная игра «Переправа через мост»
Сюжетно - ролевая игра ««Военные моряки»,
дидактическая игра «Сигнальные флажки», «Салют»,
подвижная игра «Разведчики»
Дидактические игры «Будем в армии служить»
Подвижная игра «Кто быстрее соберется по тревоге».
Дидактическая игра «Ордена войны»
|
Конструирование из бумаги «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов»
Слушание музыки М.Магиденко «У кремлевской стены».
Слушание фронтовых песен
Рисование «Утро Победы»
Изготовление книжных закладок для ветеранов, тружеников тыла, детей войны
Рисование «Знамя Победы»
Оформление альбома
«Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (дети совместно с педагогом)
|
В.Давыдов «Дозор»
О.Высотская «Мой брат уехал на границу»
Чтение произведений
Е. Благининой «Миру - мир»
К.М.Симонова «Товарищ»
Б.Савельев
«Из чего наш мир состоит»,
чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости.
Чтение произведений
А.Г.Твардовского
«Рассказ танкиста»
В.П.Катаева
«В разведке»
|
Создание самодельных книг «Дети войны»
|
Май
|
«Будем в армии служить» (строевая подготовка)
«Мы склонились низко-низко у подножья обелиска»
|
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей, дидактическая игра «Род войск и боевая техника»
подвижные игры «Пограничники»
Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет»
|
Конкурс рисунков
«Храбрые защитники»,
оформление альбома со стихами и открытками о Великой Отечественной войне
Слушание музыки
А. Филиппенко «Вечный огонь»
|
В. Берестов
«Нет, слово «мир» останется едва ли...»
А.Аким «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края»
|
Участие в акции «Бессмертный полк»
|
Итоговые мероприятия
|
Праздничный утренник к 70-летию Победы «Мы этой памяти верны»
Создание мини-музея «Согреты памятью сердца»
|
Список литературы:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.
«Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова, 2005 год.
«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005
«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год.
«Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н.Ф.Андреева, 2005 год.
«Люби и знай родной край» Н.Н.Липнягова, Т.В. Лусихина, 2007 год.
«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) Н.В. Алешина, 2005 год
«Мини-музей в детском саду» Н.Рыжова, Л.Логинова,2008 год
«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина, 2005 год
«Что может герб нам рассказать» Л.В.Логинова, 2008 год
«Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, 2008 год
|
|
|