|
«Моя Родина Россия»
Тема: «Моя Родина – Россия»
Цель: Формирование у детей чувства гордости за свою Родину.
Задачи: 1. Способствовать восприятию подростками нравственных ценно –
стей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности).
2. Воспитывать у детей уважительное отношение государственным
символам: гербу, флагу, гимну.
3. Развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к
истории своей страны.
Форма: Викторина
Оформление: 1. Плакаты: - название темы: «Моя Родина – Россия».
- эпиграф: «Любить свою Родину – значит жить
с ней одной жизнью» (Юрий Яковлев).
- пословицы о Родине.
2. Символика России и Кузбасса: герб, флаг, гимн.
3. Портреты президента России А.Д.Медведева и губерна-
тора области А.Г.Тулеева.
4. Карты России и Кузбасса.
5.Сигнальные карточки для команд,
6. Кроссворд.
7. ТСО (музыкальное сопровождение). - Песня на слова
М.Матусовского, музыка В.Баснера «С чего начинается
Родина?»
- Гимн Российской Федирации.
8.Выставка книг и иллюстраций о Родине.
9. Сувениры для награждения команд.
Участники: дети среднего и старшего возраста
Подготовительная работа: Деление на команды, подбор названия и девизов команд.
Ход занятия
I.Организационный момент Сообщение темы занятия.
Вводная часть
Звучит мелодия «С чего начинается Родина?».
На фоне музыки ребёнок читает стих:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
Ведущий: Добрый день, дорогие дети!
Добрый день, уважаемые гости!
Я рада приветствовать вас на нашем занятии, посвященном нашей Родине – России. А тема занятия звучит так: «Наша Родина – Россия». Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Эти прекрасные слова о нашей родной земле мы узнаём с самого раннего детства. Наша Родина велика и необозрима, гордитесь, дети, тем, что вы являетесь её гражданами.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. И как сказал Юрий Яковлев «Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью». Эти слова являются эпиграфом нашего занятия, которое мы проведём в форме викторины.
Объясняю ПРАВИЛА ИГРЫ: В игре участвуют две команды по 4 человека. Игра проводится в 5 туров, с которыми я вас буду знакомить в ходе игры. Вопросы задаются обеим командам одновременно. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. Если через 30 секунд ответа у команды нет, ответ озвучивает сам ведущий. За правильный ответ команда получает 2 балла, за дополнение 1 балл. Если команда даёт неполный ответ или неверный, право ответа или дополнения получает другая команда. (В порядке поднятия сигнальных карточек).
Порядок ответов определяет жюри. (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ)
Представление команд и капитанов. (Название команды и девиз команды).
II.Основная часть
1-й тур «Символика России»
Ведущий: Знаете ли вы, какую огромную роль в истории человечества играют знаки и символы? Итак, 1-й вопрос:
Что такое символ? (Условный знак, обозначением которого люди пользуются для передачи информации)
Какая деревянная игрушка, популярная во всём мире, является символом России? (Матрёшка).
Какое дерево, с незапамятных времён, почитаемо и любимо на Руси? (Берёза).
Загадка – подсказка: Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве 4 угодья: 1 – больным на здоровье, 2 – свет от тьмы да тепло от стужи, 3 – дряхлым пеленанье, а 4 –е жаждующим родник.
Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
Символы РФ вы видите перед собой на стенде. Их знают не только россияне, но и люди во многих странах мира. Они являются необходимыми элементами международных встреч и договоров. Это «лицо» нашей страны.
Что такое герб? ( Эмблема государства, которая показывает в условной форме исторические традиции государства или города. Это его визитная карточка).
Где можно увидеть герб? (На флагах, монетах, печатях, официальных бумагах).
В правлении какого князя двуглавый орёл стал эмблемой Московского
государства? (Ивана 3)
Как называется историческая наука, изучающая гербы? (Геральдика).
Что символизирует двуглавый орёл на гербе России? (Двуглавый орёл – символ власти, могущества, мудрости).
ФЛАГ
Что представляет собой флаг Российской Федерации? (Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из 3-х горизонтальных полос: верхней белой, средней – синей, нижней – красной; Это символ независимого государства или народа, символизирует честь нации. Оскорбление флага рассматривается как оскорбление чести государства).
Каково значение цветов Российского флага?
(Белый – вера, чистота помыслов, синий – надежда, согласие, красный – слава, материальное и духовное благосостояние)
Какой царь официально ввёл бело-сине-красный флаг? (Пётр 1).
Какое старинное русское название флага? (Стяг). Как произошло это слово? Какую роль выполнял стяг? (Стяг – от слов «стягать», «стягивать». Роль стяга – управление войском в битвах, символ власти князя).
Когда мы отмечаем День Государственного флага? ( 22 августа, 1993г.)
Когда Россия вновь приобрела свой исторический флаг? (В 1991г. Исторический флаг стал официальным флагом России).
Какой флаг стал символом военно-морского флота России? Как он выглядит и кто из царей начал его использовать?
(Андреевский флаг, на белом прямоугольном полотнище 2 синие полосы, проведённые по диагонали. Пётр 1.).
8. Где можно увидеть на улицах флаги?
(Над правительственными зданиями, например, над Кремлёвским дворцом, на фасадах зданий, флаг несут перед воинской частью на параде, поднимают его на каждом корабле, маленькими флажками машут встречающие, когда приезжают почетные гости. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится к её флагу – ведь под ним совершено так много подвигов).
9. Что вы знаете о знамени Победы?
(Знамя Победы – это знамя Победы нашего народа во 2-й Мировой войне. Оно красного цвета, поднимается вместе с государственным флагом).
ГИМН
1.Что такое гимн? (Это торжественная песня, предназначена для воспевания и прославления Родины).
2.По указу какого царя был написан 1-й гимн России?
(По указанию Николая 1 в 1883г. «Боже, царя храни», слова В.А.Жуковского, музыка А.Ф.Львова)
3. Кто является автором слов и музыки современного гимна?
(Слова С.Михалкова, музыка А.В.Александрова)
4. Когда можно услышать гимн? (В особо торжественных случаях: во время поднятия государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований, во время встречи президентов, вручении наград, наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна, а также на Новый год, после боя курантов)
5. Когда был утверждён новый гимн РФ? (30 декабря 2000г.)
6. Как слушают гимн в церемониях?
( Все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь).
(Звучит запись гимна, все подпевают).
2-ой тур: «Конституция РФ»
1.Что является основным законом государства?
(Конституция). Когда она была принята? (12 декабря 1993г.).
2.Кто в Российской Федерации пользуется правами и свободами?
(Все граждане РФ).
3.Кого называют гражданином страны?
(Жителя страны, который признаёт её законы и уважает их).
4. Из каких частей состоит власть в РФ?
(Законодательной, исполнительной и судебной; Законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Судебная власть означает правосудие в государстве через деятельность судов).
5. Какое государство называется правовым?
( Государство, где обеспечены и защищены все права граждан).
6. Какова национальная политика в России?
( В период становления демократии в нашей стране созданы условия для возрождения культуры, самобытности и языка разных народов, населяющих Россию. Действуют национальные культурные центры, национальные театры, школы на языке коренного народа).
7. Как называется торжественная процедура вступления в должность главы государства?
(Инаугурация)
8. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
(За все виды преступлений с 16 лет, а за тяжкие виды – с 14 лет).
9. Какие трудовые права гарантированы ребёнку?
(Рабочая неделя от 24 до 36 часов, гарантированный отпуск и заработная плата.)
3-й тур Кроссворд Моя Родина – Россия» (Приложение)
4-й тур «Пословицы»
В пословицах: мудрость и красота. Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.
- Соедини начало и окончание
1. Любовь к Родине … сильнее смерти.
2. Родная сторона – мать, … чужая – мачеха.
3. Кто Родиной торгует, того … кара не минует.
4. Родина – мать, … умей за неё постоять.
5. Родная землица и … во сне снится.
6. Нет в мире краше … Родины нашей.
7.Одна у человека мать, … одна у него и Родина.
8.Для Родины своей … ни сил, ни жизни не жалей.
- Четвёртая - лишняя.
Прочтите пословицы, поговорки. Найдите ту, которая отличается по смыслу.
Твоими бы устами да мёд пить.
С твоего слова, что с золотого блюда.
За морем теплее, а нас светлее.
Сладки твои речи, да не лизать их.
В добре жить хорошо.
На свете не без добрых людей.
Дома и стены помогают.
Делать добро спеши.
Где мир да лад, там и божья благодать.
На что и клад, коли в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Вся семья вместе, так и семья на месте.
1. Рыбак рыбака видит издалека.
2. С родной сторонки и ворона мила.
3. Мы с тобой, как рыба с водой.
4. Свои люди, сочтёмся.
5-й тур «С любовью к Кузбассу»
Самое прекрасное на свете – Родина. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Наша малая Родина – Кузбасс и сейчас мы о нём поговорим.
У нашей малой Родины, также как и у большой, есть свои символы: герб, флаг и гимн.
1. В каком году Совет народных депутатов принял закон «О символике Кемеровской области»? (2001г.)
2.Назовите основные символы, изображённые на гербе Кемеровской области. ( Щит с изображением шахтового террикона, в центре молоток и кирка, символизирующие индустриальную принадлежность, и колоски пшеницы, свидетельствующие о важности для нашего региона сельского хозяйства, В нижней части герба расположена орденоносная лента ордена Ленина в центральной части которой обозначена дата образования нашей области).
3. В каком году была образована Кемеровская область? (26 января 1943г.)
4. Дайте описание флага Кемеровской области.
( Флаг представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю его ширину.
5.Кто является автором слов и музыки гимна Кемеровской области?
(Слова Геннадия Юрова, музыка Евгения Лугова).
6. Назовите «соседей» Кемеровской области.
(Новосибирская, Томская области, Красноярский, Алтайский края, республика Хакасия).
В каком часовом поясе находится наша область? ( В 6-м)
-
Сейчас это крупный промышленный город нашей области, а раньше это был посёлок Щеглово. Назовите его. (г. Кемерово).
Южная столица Кузбасса, или центр черной металлургии. (Новокузнецк)
Старинный город, славящийся деревянными резными украшениями домов, (Мариинск).
Кому из наших земляков - тяжинцев, в Германии, в Трептов - парке
поставлен памятник? (Николай Иванович Масалов).
Действительный член, академик Международной инженерной академии; академик Академии информатизации; Почётный железнодорожник; видный политический деятель России. (Аман Гумирович Тулеев).
Самобытная художница земли Тяжинской. (Анна Ивановна Стыкут).
Назовите самое большое и глубокое озеро Кузбасса. (Большой Берчикуль).
-
Главная водная артерия Кемеровской области. (Томь).
Притоком какой реки является р. Тяжин? (Кии).
Как называется музей под открытым небом, расположенный у деревни Писаной в Яшкинском районе? (Томская писаниица).
Чем знаменит этот музей?
(Это «живой» музей. Посетители могут «пообщаться» с живыми медведями, лосями, лисами и прочей лесной живностью, покататься на лошадке, добыть трением огонь, зайти в землянку бронзового века, сибирский чум. Здесь проводят многие традиционные праздники).
Назовите коренных жителей нашей области. (Телеуты, шорцы).
Подведение итогов жюри
Награждение победителей
Заключительная часть
Любить Родину – это значит знать её историю, культуру, гордиться её прошлым и настоящим, беречь её достояния, заботиться о будущем.
Я. Надеюсь, что вы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать ещё больше о родной стране.
Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам выразить своё понимание Родины, написав на листочках понятия, имеющих нравственный смысл «Родина». Теперь из этих лепестков мы оформим цветок. (Дом, любовь, товарищи, традиции, культура, родная речь, вера, доброта, поддержка, помощь, обычаи, родные).
Приложение к занятию
Кроссворд «Моя Родина – Россия»
По горизонтали:
Всенародно избранный глава государства.
Интересы человека, записанные в декларации ООН и защищаемые государством.
Столица нашего государства.
Государственный символ России в виде двуглавого орла.
Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой.
Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму.
Человек имеет право не только на труд, но и …
По вертикали:
Общее право всех граждан.
Высший законодательный орган нашей страны.
Российский триколор.
Основной закон нашей страны.
Государство, в котором мы живём.
1
|
8
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
12
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|