|
″Многообразие жизненных форм растений.″
биология-6 класс
Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″
(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель: Изучить жизненные формы растений. Показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.
Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения;
Метапредметные: логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации;
Предметные: представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав
Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: таблицы, макеты древесных пород, гербарий травянистых растений. Компьютер, презентации, мультимедийный проектор
Действия учителя
|
Действия ученика
|
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Сообщение «Роль растений в природе и жизни человека».
- Почему Теофраста называют «отцом ботаники»?
- Расскажите о вегетативных органах растения.
- Назовите признак отличия споровых растений от семенных.
Актуализация опорных знаний.
Ребята , почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны.
Посмотрите на представленные растения ( плакаты, гербарий, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков?
В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными. Окружающая среда влияет на жизнь растения. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.
Тема нашего урока сегодня:
Многообразие жизненных форм растений.
Найдите в учебнике на стр. 14 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.
Изучение новой темы.
Представление эпиграфа урока
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
Виталий Бианки
Вот послушайте:
Форму растенья узнаешь, конечно,
Ствол есть центральный, кора безупречна,
Крона покрыла весь ствол там и тут.
Много годков те растенья растут.
(деревья)
- Самая крупная жизненная форма. – это деревья. Какие деревья вы знаете?
- Что общего во внешнем облике этих растений? ( ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И КРОНА) Нарисуем схему дерева.
- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется?
Мы на деревья немножко похожи:
Плотной корой одеваемся тоже,
Только центральный отсутствует ствол,
Мы в высоту чуть поменьше растем.
Стволиков много на корне у нас
И долгожители есть среди нас.
(кустарники)
(подсказка в виде рисунка на доске) – Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков.
-Низкие кустарники высотой до 50 см. называются – кустарнички.
Братья родные кустарникам мы,
Ростиком только не вышли, увы!
(кустарнички)
Полукустарники – это многолетние растения , у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год – это годичный побег с с листьями и плодами.
Самая распространенная жизненная форма – это травы.
Не имеем мы коры,
Стебли наши зелены.
До полметра вырастаем,
Ковром землю одеваем.
(травы)
Они имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Делятся на:
- многолетние ( вырастают ежегодно из зимующих почек на подземных органах);
- двулетние ( вырастают в первый год жизни вегетативные органы, а цветки и семена образуются на 2 год жизни);
- однолетние (вырастают каждый год из семян и образуют семена в течении одного вегетативного сезона)
5. Закрепление изученного материала.
Задание:
Жизненная форма
|
Виды растений
|
Среда обитания
|
|
|
|
Вывод: жизненная форма растений является приспособлением к среде обитания.
6. Домашнее задание: №3 , таблица
7. Рефлексия . Подведение итогов
Я это знаю
|
Я это не знал
|
Я хочу узнать больше
|
|
|
|
|
Выступление.
Участие в беседе.
- Нет, они выглядят по -разному.
Записывают тему в тетрадь.
Поиск информации в учебнике.
Рисуют схему дерева в тетради.
Рисуют схему кустарника в тетради.
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь
Заполнить таблицу.
Анализ изученного материала.
Вывод.
|
|
|
|