|
«мит: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)
Сультимова Валентина Викторовна, заместитель директора УР
МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
«МИТ: Мыслить. Искать. Творить»
(организация работы с одаренными детьми
в условиях общеобразовательного учреждения)
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Эксперты признают, что пока некому выявлять одаренных детей и работать с ними.
«Нет методики, которая позволяет определить талант в раннем возрасте, и очень высок субъективизм со стороны педагогов».
Мы не говорим о музыкальной и телесно-кинестетической одаренности детей, здесь существует как система выявления, так и система поддержки талантливых детей: спортивные и музыкальные школы, смотры, фестивали, конкурсы от региональных до международных. Поэтому задача общеобразовательных учреждений — развитие всех остальных видов интеллекта, напрямую соприкасающихся с наукой, научным творчеством, интеллектуально-творческим мышлением.
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
У ребят должна формироваться адекватная или, еще лучше, слегка завышенная самооценка, ведь человек обычно достигает той планки, которую сам для себя и устанавливает под влиянием тех или иных факторов. Наша задача состоит в том, чтобы ученики установили ее для себя как можно выше.
В Курумканской средней общеобразовательной школе №2 разработана программа развития одаренных детей «МИТ: мыслить, искать, творить» цель которой выявление одаренных детей и создание условий для оптимального их развития. Мы ставим такие задачи:
создание системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей;
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся;
профориентация молодежи;
разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
развитие познавательной активности учащихся.
Главным ориентиром развития общего образования в среднесрочной перспективе стала президентская образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой является «Система поддержки талантливых детей». В связи с этим деятельность по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого – педагогическое сопровождение детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Деятельность исследовательского общества учащихся, в которое входят предметные секции.
Мы стараемся повысить интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные игры и марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор заданий в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения.
Интеллектуальная одарённость развивается и закрепляется в процессе дополнительных индивидуальных занятий с ребёнком.
Результаты: школьники успешно выступают на различных олимпиадах
2008 г.- в районной предметной олимпиаде из 21 участника 14 учащихся стали победителями и призерами
2009 г. - в районной предметной олимпиаде из 29 участников 22 учащихся стали победителями и призерами
Учащийся 10 класса Манхаев Григорий занял I место на республиканской олимпиаде по экономике, ученица 10 класса Цыренова Елена заняла II место на республиканской олимпиаде по технологии.
В этом же году ученица 10 класса Викулина Марина принимала участие в республиканской Открытой научно-технической олимпиаде по информатике и заняла IV место.
2010 г. в районной предметной олимпиаде из 25 участников 17 учащихся стали победителями и призерами
В 2010 г. ученицы Викулина Марина и Степанова Алена приняли участие во Всероссийской олимпиаде по основам управления и менеджмента в МГУ.
Нужно отметить, что с развитием информационных технологий стало возможным принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах всероссийского, международного уровней, где, пройдя успешно заочные туры, можно получить приглашение на очное участие.
В 2011 г. ученик 11 класса Чурин А. принимал участие во всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности в г. Москва и занял IV место.
Учащиеся школы принимают участие в Международных конкурсах «Золотое Руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», в различных Экспресс – олимпиадах.
Ещё одной формой работы по воспитанию учащихся, способных к интеллектуальной деятельности, является исследовательское общество учащихся. В состав ИОУ вошли школьники, которые знакомятся с азами исследовательской деятельности. Работой секций школьного ИОУ руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории. Наши учащиеся успешно выступают на конференциях различного уровня. Любая победа– это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. В 2008 г. школа вступила в Межрегиональную детскую научную творческую общественную организацию «Интеллект будущего» и включилась в национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск). Эта программа привлекает нас тем, что в ней могут участвовать учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, широкий спектр олимпиад и конкурсов по различным направлениям.
Есть определенные успехи:
2008г.–16 победителей и призеров (76% от общего числа участников)
Учащиеся Будаева Оксана и Буянтуев Чингис заняли II и III место соответственно на республиканском этапе Всероссийской НПК «Национальное достояние России».
Учащиеся Очиров Алдар и Малыгина Лена стали победителями I международного конкурса исследовательских работ школьников «Вклад кочевых народов в мировую цивилизацию».
2009г.– 26 победителей и призеров (77% от общего числа участников)
Учащиеся Шобонова Наташа и Нимаева Рита заняли I место на Всероссийской НПК «Национальное достояние России» в секциях «Краеведение» и «История. Краеведение».
2010 г. – 17 победителей и призеров (94% от общего числа участников)
Учащиеся Цыренова Алтана и Нимаева Рита удостоены дипломов 2 и 3 степени на республиканском этапе Всероссийской НПК «Национальное достояние России».
Учащиеся Цыбикова Раджана и Шагжиева Саран стали лауреатами I степени на всероссийской НПК «Национальное достояние России» в г. Москва, ученица 8 класса Доржиева Наташа участвовала в работе всероссийской НПК «Моя малая Родина».
2011 г. - Будаева Юлия – I место на республиканской НПК «Моя малая Родина»; Цыбикова Раджана, Шагжиева Саран - 1 место, Домшоева Виктория – 2 место на Всероссийской конференция «Национальное достояние России».
Информация о школе, талантливых учащихся и учителях опубликована во Всероссийской энциклопедии «Одарённые дети – будущее России».
Для детей с признаками творческой и специальной одарённости (к музыке, рисованию, танцам, технике и т.д.) в школе разработана и действует система дополнительного образования, включающая различные кружки и секции.
В школе реализуются программы дополнительного образования следующих направлений: художественно – эстетическое, эколого-туристическое, краеведение, физкультурно-оздоровительное.
В художественно-эстетическом направлении успешно действует «Театр моды» - рук. Кожанова Л.П., дипломант I степени Всероссийского национального фестиваля-конкурса творческих коллективов «Великая Россия» в г. Сочи (2009 г.), лауреат I степени Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Музыкальная радуга» в г. Адлер (2011 г.)
В становлении личности особую роль имеет личное прикосновение к истокам культуры народа. Поэтому в школе была создана фольклорная группа «Ульгэр» (рук-ли Гармаева Б.М., Бадмаева Т.В.) На занятиях группы дети учатся высказывать благопожелания, исполнять народные песни, ехор, также инсценируют национальные обычаи и обряды. На протяжении 10 лет участники группы являются активными участниками фольклорных конкурсов и фестивалей районного, зонального и республиканского уровней, где постоянно занимают призовые места.
На базе группы действует школа Дангины – Гэсэра. Здесь учащиеся приобщаются к сценическому искусству и исполнительскому мастерству. С 2005 года по 2011 год подготовлено 22 призера и победителя традиционного конкурса «Гэсэр – Дангина» районного и регионального уровней.
3. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. Ценные призы в рамках праздника «За честь школы». Стенд «Наша гордость».
4. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольной родительской конференции и в рамках школьного праздника «За честь школы»).
5. Работа с педагогическим коллективом:
Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Работа сложная: дети имеют высокий интеллектуальный потенциал, широкий кругозор, большой уровень любознательности и на все свои вопросы ожидают серьезных аргументированных рассуждений. Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Поэтому речь идет о постоянной подготовке и переподготовке педагогов (обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми; повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию; подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, использование возможностей Интернет).
6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости: Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родителями.
Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — дети. Сегодня все их судьбы как будто еще зависят от нас. Завтра положение изменится. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок.
Использованная литература:
1. Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко, Е.О. Федоровская. Развитие системы поддержки талантливых детей // Одаренный ребенок. 2011. № 1. С.8-15
2. М.А. Лемешевская. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный ребенок. 2011. № 1.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
4. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.
|
|
|