|
Ранние юмористические рассказы А. П. Чехова Составитель: Шитова И. Г, учитель русского языка и литературы маоу сош №2 уиия г. Ноябрьск
Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова
Составитель: Шитова И.Г, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по особенностям ранних юмористических рассказов Чехова;
- развивать навыки мыследеятельности (сравнение), креативность учащихся;
- создать целостное смысловое поле в пространстве творческих взаимоотношений.
Ход урока:
I. Оргмомент
Объявляется тема урока.
II. Мотивация
Урок начинается с вопроса: «Скажите, кто из вас любит анекдоты?»
- Говорить об анекдоте можно лишь с людьми остроумными, сообразительными. Кто из вас считает себя таким?
- Это замечательно, и остаётся лишь убедиться, что вы не ошибаетесь… Попробуйте закончить написанное на доске высказывание: «Человечество делится на две половины. Одна половина рассказывает анекдоты…».
Если не дают правильную версию, то можно молча дописать на доске: «…другая в них попадает».
- Зачем же нужно учиться рассказывать анекдоты? (Чтобы не попадать в них).
III. Актуализация знаний
- Я предлагаю вам попытаться самим дать определение жанра: что же такое анекдот?
- А теперь сравним свои определения со статьёй словаря Ожегова: «Анекдот – небольшой забавный, смешной рассказ».
Итак, в основе анекдота всегда лежит какое-нибудь неожиданное, необычное происшествие, случай. Сюжет анекдота находит разрешение в бурной концовке, которая обманывает ожидания слушателя, читателя. И эту композиционную особенность нужно проиллюстрировать:
- Я расскажу вам историю, которая могла бы закончиться трагически, а вы – постарайтесь превратить её в анекдот:
«Великий стихотворец и острослов А.С.Пушкин, гуляя по Тверскому бульвару, повстречался со своим знакомым N, с которым в ту пору был в ссоре. Увидя Пушкина, идущего ему навстречу, N не удержался и громко крикнул: «Прочь, шестёрка! Туз идёт!». Всегда находчивый Александр Сергеевич ничуть не смутился и спокойно ответил…»
- Какова ваша версия ответа Пушкина?
Правильный «пушкинский» ответ: «Козырная шестёрка и туза бьёт!»
А теперь запишем определение: «Остроумная, неожиданная концовка анекдота называется пуантом. Пуант (франц.) – остриё».
Один из исследователей жанра А.Никитенко писал так об этой композиционной особенности анекдота: «Главнейшие черты хорошо рассказанного анекдота суть, краткость, лёгкость и искусство сберегать силу или основную идею его к концу, и заключить оный чем-нибудь разительным и неожиданным».
IV. Постановка учебной задачи
- А теперь скажите, какое всё это имеет отношение к теме нашего урока?
(Разбираем особенности ранних юмористических рассказов Чехова).
V. Тренировочный этап. Сопоставительный анализ
- Какой в большей степени характер имеет сатира Чехова: социальный или нравственный?
Давайте посмотрим на наглядном примере, как происходило смещение акцентов с социальной сатиры на нравственную в процессе работы Чехова над рассказом.
(Инсценировка двух вариантов рассказа «Толстый и тонкий»)
1. А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
Журнальный вариант 1883 года
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком – его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын.
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уж второй год и Станислава имею. Жалование плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю… Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка… Пробавляемся кое-как. Служил в департаменте «Предисловий и опечаток», а теперь сюда переведён секретарём по тому же ведомству… Здесь буду служить. Начальник, говорят, скотина; ну да чёрт с ним. Уважусь как-нибудь. Однофамилец он твой. Ну, а ты как? Небось, уж статский? А?
- Тэк-с… Так это вы, стало быть, секретарём ко мне назначены? – сказал басом толстый, надувшись вдруг, как индейский петух. – Поздно, милостивый государь, на службу являетесь… Поздно-с…
- Вв…вы? Это вы?.. Я, ваше превосходительство… Тонкий вдруг побледнел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длинней; Нафанаил вытянулся во фрунт и инстинктивно, по рефлексу, застегнул пуговки своего мундира…
- Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и в такие магнаты-с! Хи-хи-с…
- Не следует опаздывать-с…
- Извините-с, ваше-ство, не мог к сроку прибыть-с, потому жена, вот, была больна… Луиза вот…лютеранка…
- Надеюсь, милостивый государь, - сказал толстый, подавая тонкому руку. – Надеюсь… Прощайте…Завтра на службу прошу…
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал. Жена улыбнулась… Нафанаил шаркнул ногой и уронил шапку. Все трое были приятно ошеломлены.
2. А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
Окончательный вариант 1886 года
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уж второй год и Станислава имею. Жалование плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю… Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка… Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длинней; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
- Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
- Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте… Что вы-с… - захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
- Как изменилось остриё сатирического пера?
V. Решение продуктивной задачи. Вероятностное прогнозирование (гипотетическое продолжение незнакомого текста: когда учитель дочитывает произведение до кульминации и просит закончить).
Для прогнозирования используется рассказ «Размазня»
VI. Д/з: отыщите «простейший случай», который будет лежать в основе вашего рассказа и напишите собственный рассказ от группы.
VII. Итоги урока
- Что же нового мы сегодня узнали?
Самоанализ урока
Данный урок «Ранние юмористические рассказы молодого Чехова» - 58-ой в курсе литературы 9 класса по программе Курдюмовой и второй в рамках темы «Творчество Чехова» из трёх, запланированных на изучение данной темы.
Тип урока по классификации Ю.А.Конаржевского – комбинированный.
На уроке решались следующие задачи:
- обобщить знания учащихся по особенностям ранних юмористических рассказов Чехова;
- развивать навыки мыследеятельности (сравнение), креативность учащихся;
- создать целостное смысловое поле в пространстве творческих взаимоотношений.
Урок разработан в соответствии с темой самообразования: «Решение продуктивных задач на уроках литературы как одно из средств успешной социализации личности». В соответствии с таксономией учебных задач Д.Толлингеровой решаемая на уроке задача (гипотетическое продолжение незнакомого текста) классифицируется как задача пятой категории, требующая творческого мышления (решение проблемных задач и ситуаций); задача, предложенная как задание на дом, классифицируется так же, как задача пятой категории, требующая творческого мышления (задача по практическому приложению). Данные задачи по степени активности поисковой деятельности требуют опоры не только на осознаваемый, но и бессознательный опыт решения, на интуицию, на конкретную ситуацию; по характеру достигнутого результата: творческие задачи – это задачи с «открытой структурой» - они имеют неограниченное число решений и самих подходов к решению, что делает их «продукт» субъективно своеобразным, новым, непохожим на результаты-решения, полученные другими людьми, тогда как продуктивные задачи всегда имеют строго фиксированное число (в большей или меньшей мере они предсказуемы)».
Таким образом, в результате решения творческих задач создаётся система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения; система внутренних мотивов переориентирует процесс решения репродуктивных учебных задач за счёт создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимоотношений.
Урок состоял из семи этапов. В процессе постановки учебной задачи было осуществлено повторение особенностей ранних юмористических рассказов Чехова. На тренировочном этапе при сопоставительном анализе обращено внимание на то, как происходило смещение акцентов с социальной сатиры на нравственную в процессе работы Чехова над рассказом.
Остановлюсь подробнее на формах организации на уроке взаимодействий между учащимися при решении продуктивной задачи. Принцип формирования групп - климат: психологический принцип (в одной группе должны оказаться психологически совместимые учащиеся). Принцип организации работы в группе – индуктивный (от частного к общему). Приём опроса при совместной продуктивной деятельности – делегат: отвечающего выбирает группа. Распределение ролей в группе - Х и К0 (учитель выбирает лидеров, а те набирают себе команду).
|
|
|