Главная страница

Методические рекомендации Улан-Удэ 2011 Рассмотрено и одобрено на заседании цмк классных руководителей


Скачать 0.52 Mb.
Название Методические рекомендации Улан-Удэ 2011 Рассмотрено и одобрено на заседании цмк классных руководителей
страница 1/3
Дата 12.02.2016
Размер 0.52 Mb.
Тип Методические рекомендации
  1   2   3

Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта

Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта -

филиала ГОУ ВПО «ИрГУПС» в г. Улан-Удэ

эмблема_институт


Т.И. Давыдова

Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка
Методические рекомендации


Улан-Удэ

2011


Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК

классных руководителей

от «_____»________________2011 г.
Председатель ЦМК

___________________Ю.А. Хижняк


Утверждаю

Зам. директора по научно-методической работе

_____________В.А. Ларченко

«____» _____________ 2011 г.

Автор: Т.И. Давыдова, преподаватель общественных дисциплин

Рецензент: К.А. Косицына, педагог-психолог УУИЖТ, преподаватель дисциплины «Социальная психология»

Содержание



Введение

2

1. Классный час № 1: «История принятия Конвенции о правах ребенка. Основные права ребенка»

3

1.1. История принятия Конвенции

3

1.2. Основные положения Конвенции

6

2. Классный час № 2: «Закрепление знаний учащихся о правах ребенка»

10

Заключение

13

Список литературы

14

Приложение

15


Введение
Методические рекомендации «Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка» призваны помочь классным руководителям подготовиться к проведению классных часов по данной теме. Следует иметь в виду, что задача методических рекомендаций заключается в том, чтобы только сориентировать классного руководителя в выборе методов, средств и форм проведения классного часа. Окончательное составление тематического плана классного часа остается за классным руководителем. Этот вопрос он должен решать самостоятельно, проявляя максимум творчества и инициативы. Методические рекомендации разработаны для классных руководителей, как групп лицея, так и групп I - III курсов колледжа.

Необходимость проведение классного часа на тему «Конвенция ООН о правах ребенка» вызвана следующими причинами:

во-первых, отсутствием у учащихся элементарных знаний о своих правах и обязанностях;

во-вторых, требованиями государственной политики Российской Федерации, направленной на правовое воспитание населения РФ и конечно, прежде всего, детей. В связи с этим государство возложило на систему образования важную задачу правового воспитания молодого поколения.

Цели проведения классного часа:

- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;

- способствовать развитию компетентности учащихся в области прав ребенка;

- способствовать воспитанию уверенности в себе, терпимости к окружающим;

Изучение Конвенции о правах ребенка рекомендуется проводить постепенно, в течение двух классных часов.

На первом классном часе изучается история создания Конвенции о правах ребенка, а также основные права ребенка, изложенные в Конвенции. Согласно социологическим исследованиям, многие учащиеся не знают не только содержание Конвенции, но и об её существовании. Поэтому в качестве первого шага рекомендуется провести такую вводно-ознакомительную лекцию.

На втором классном часе идет закрепление и осмысление знаний о правах ребенка, осознание и понимание учащимися единства прав и обязанностей (ответственности).
1. Классный час № 1: «История принятия Конвенции о правах ребенка. Основные права ребенка»
Первый классный час «История принятия Конвенции о правах ребенка. Основные права ребенка» рекомендуется провести в форме лекции с элементами беседы. Для наглядности объясняемого материала классный руководитель может воспользоваться презентацией «Конвенция ООН о правах ребенка»1.

Лекция разбита на две смысловые части:

1. История принятия Конвенции

2. Основные положения Конвенции
Цели классного часа:

1. Познакомить учащихся с историей принятия Конвенции о правах ребенка;

2. Ознакомить с основными правами ребенка, которые предлагаются в адаптированном изложении по сравнению с текстом статей Конвенции;

3. Побудить задуматься над проблемами детей и способами решения проблем;
Форма классного часа: лекция с элементами беседы
ТСО, раздаточный материал:

Мультимедийная презентация «Конвенция ООН о правах ребенка»
1. 1. История принятия Конвенции

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка.

Разработка Конвенции о правах ребенка имеет свою историю.

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. В XIX веке в результате демократических реформ государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН права детей рассматривались в основном только в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства детей, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В связи с отсутствием какой-либо законодательной защиты прав ребенка Лига Наций 26 ноября 1924 года приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Она состояла из пяти принципов направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Ассамблея призвала своих членов руководствоваться положениями декларации с целью защитить детей и улучшить их благосостояние.

Пять принципов декларации:

1. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

2. Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

3. Ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь.

4. Ребенок должен расти в атмосфере любви, и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

5. Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.

24 октября 1945 года представителями 51 государства была создана международная организация ООН для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. С момента создания ООН и по сегодняшний день дети, их благополучие и права всегда находятся в центре внимания данной организации.

Одним из первых главных актов Генеральной Ассамблеи (главный орган ООН) было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям.

Следующий шаг на пути создания Конвенции о правах ребенка – это принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

Однако после принятия Декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового документа – Конвенции, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

Международные документы, в том числе о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского слова declaratia - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio - договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Потребность в придании правам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции.

Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе, которой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. В отличие от Декларации государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Конвенция имеет равное значение для всех народов во всех регионах мира. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству, на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени.

Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 г.) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем принципам, соблюдая которые взрослые должны обеспечить права детей:

1. Запрет дискриминации детей

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка

3. Право на жизнь, выживание и развитие

4. Учет мнения ребенка,

Согласно Конвенции, ребенок является полноценной и полноправной личностью. Это означает, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.

Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. На международном уровне утверждается убеждение, что у детей есть все те права, что и у взрослых: гражданские и политические, социальные, культурные, экономические. Подтверждением этого является ратификация Конвенции почти всеми странами мира. 191 государство является участниками Конвенции. Только 2 государства пока еще не присоединились к Конвенции (Сомали и США). Таким образом, она стала единственным в истории договором по правам человека, ратифицированным таким количеством стран. Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения во внутренне законодательство, приводя его в соответствие с положениями Конвенции.

В России за 20 лет, прошедшие с момента ратификации , были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка, в соответствие с Конвенцией. Так наиболее полно в нашем законодательстве положения Конвенции отражены в Семейном кодексе РФ и в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данные нормативно-правовые акты фактически дублируют все положения Конвенции ООН о правах ребенка.
1.2. Основные положения Конвенции2

Конвенция о правах ребенка – это объемный международный договор, который состоит из Преамбулы, 3-х частей и 53-х статей. Текст Конвенции написан сложным юридическим языком, и порою сложен для восприятия не только детьми, но и взрослыми. Это факт требует глубокого понимания сущности каждой статьи, прежде всего самим классным руководителем. Поэтому права ребенка, закрепленные в 1 части Конвенции должны излагаться учащимся в адаптированном варианте по сравнению с оригиналом.

Конвенция начинается с Преамбулы, которая содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, а также историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

В Преамбуле указана причина столь пристального внимания к правам ребенка, которая является основанием для написания Конвенции: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (статья 1 Конвенции), если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция содержит 54 статьи о правах ребенка, которые можно разделить на 4 категории:

1. Право на жизнь: право жить и иметь самое необходимое (например, достаточный уровень жизни, жилье, питание, медицинскую помощь).

2. Право на развитие: право, позволяющее детям полностью реализовать свои способности

3.Право на участие: право, которое позволяет детям принимать активное участие в жизни своих объединений

4. Право на защиту: основные права на защиту детей от всех форм жестокого обращения, пренебрежения и эксплуатации

Кратко содержание всех 54 статей Конвенции можно изложить по категориям следующим образом:

1. Право на жизнь:

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Детям должно быть обеспечено в максимальной возможной степени выживание и здоровое всестороннее развитие. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (статьи 6, 27 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей, и рассчитывать на их заботу (статья 7 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания (статья 24 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, на тайну корреспонденции, неприкосновенность жилища, на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию (статья 16 Конвенции).

Каждый ребенок, принадлежащий к этническому, религиозному или языковому меньшинству, имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию (статья 30 Конвенции).

Каждый неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок имеет право вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (статья 23 Конвенции).

Дети не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку "расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" (статья 2 Конвенции).

Во всех решениях или действиях, которые затрагивают ребенка или детей как группу, в первую очередь необходимо учитывать наилучшие интересы ребенка. Это остается справедливым, независимо от того, принимаются ли решения законодательными, административными или судебными властями, либо семьями (статья 3 Конвенции).

2. Право на развитие:

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее - доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству (статья 28 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право на доступ к информации и материалам, способствующим духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребенка (статья 17 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни (статья 31 Конвенции).

3.Право на участие:

Каждый ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка имеют права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимися с развивающимися способностям ребенка (статья 14 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не нарушает общественную безопасность и порядок (статья 15 Конвенции).

Детям необходимо давать возможность участвовать в решении всех вопросов, касающихся их жизни, и обеспечивать свободу выражения их мнений. Они имеют право на то, чтобы к их мнению прислушивались и самым серьезным образом принимали его во внимание (статья 12 Конвенции).

4. Право на защиту:

Каждый ребенок имеет право на защиту от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц. Государство должно помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых (статья 19 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право рассчитывать на особую защиту государства, если он лишается своей семьи. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям, которые уважают его родные язык, религию и культуру со стороны государства (статья 20 Конвенции).

Каждый ребенок имеет право на защиту от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка(статья 32 Конвенции).

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить использования детей в производстве и торговле наркотиками (статья 33 Конвенции).

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде (статья 34 Конвенции).

Конвенция о правах ребенка провозглашает новую этику в отношении детства. Суть её состоит в том, чтобы дети в первую очередь должны пользоваться плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдать от его неудач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будут определяться тем, как общество защищает своих детей и заботится о них.

Выполнение или нарушение Конвенции о правах ребенка должно незамедлительно становиться вопросом национальной озабоченности, национальной гордости или национального стыда.

Конвенция создала механизм, который контролирует выполнение ее принципов. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в обеспечении выполнения прав ребенка, создан Комитет по правам ребенка. Его состав и функции определены статьями 43-45 Конвенции о правах ребенка.

В соответствии с пунктом 1 ст. 44 Конвенции о правах ребенка государства-участники обязуются представлять Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о реализации положений Конвенции.

Первоначальный доклад представляется страной, ратифицировавшей Конвенцию, через 2 года, а последующие доклады - через каждые 5 лет.

На основании изучения этих докладов Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах. Доклады Комитету по правам ребенка от государств, которые ратифицировали Конвенцию, являются исключительно важными для процесса контроля. Комитет понимает, что как бы тщательно доклады ни составлялись, сколь подробными они ни были, официальные доклады редко могут охватить полную картину прав ребенка в данной стране. Поэтому Комитет кроме официального доклада собирает сведения от неправительственных, межправительственных организаций, включая ЮНИСЕФ, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительств. При обсуждении доклада Комитет учитывает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей.

После того, как лекция будет прочитана, учащимся необходимо предложить ряд вопросов для закрепления и осмысления полученной информации.

Примерные вопросы для осмысления и закрепления изложенного материала:

  1. Когда и кем был принята Конвенция о правах ребенка?

  2. Существовали ли подобные документы прежде?

  3. Что провозгласила Декларация прав ребенка?

  4. Почему после принятия декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового документа - Конвенции?

  5. Чем отличается Конвенция о правах ребенка от Декларации прав ребенка?

  6. Что принципиально нового должна внести Конвенция не только в наше законодательство, но и в наше сознание?

  7. Какие действия принимает государство после ратификации?

  8. Кто контролирует выполнение Конвенции о правах ребенка?

9) Как Комитет по правам ребенка осуществляет контроль над исполнением Конвенции?

10) Можно ли считать, что Конвенция о правах ребенка оказывает влияние на улучшение положения детей в мире?

11) Цели организации ЮНИСЕФ?

12) На какие категории можно разделить все права ребенка?

13) Почему ребенок нуждается в специальной охране и заботе со стороны взрослых?


2. Классный час № 2: «Закрепление знаний учащихся о правах ребенка»
Осознав значимость Конвенции, можно переходить к следующему этапу ее изучения: к осмыслению и осознанию учащимися своих прав и обязанностей (ответственности), к пониманию необходимости их реализации в своей практической деятельности (поведении, общении). Учащиеся закрепляют знания своих прав, работая с текстом Конвенции.

Классный час может проходить в различных формах. В методических рекомендациях предлагаются два варианта работы по закреплению знаний о правах ребенка.
Цель классного часа:

1. Закрепить знания о правах ребенка,

2. Воспитать чувство ответственности при осуществлении своих прав.

3. Способствовать развитию навыка работы с документом.
Форма классного часа: беседа, дискуссии, диспуты, работа в группах

ТСО, раздаточный материал:

тексты Конвенции о правах ребенка, экземпляры Российских газет, выписки из Устава образовательного учреждения
I вариант

Классный час можно начать с ранжирования наиболее важных для учащихся прав ребенка из нижеприведенного списка.

- голосовать;

- исповедовать религию по выбору;

- думать и свободно излагать свои взгляды;

- пользоваться неприкосновенностью частной жизни;

- выбирать себе друзей;

- встречаться и объединяться с другими людьми в группы по интересам;

- обращаться к правительству, депутатам, главам местной администрации по поводу изменения несправедливых порядков;

- выбирать любую работу;

- уважать человеческое достоинство;

- посещать выставки и театры.

Также можно предложить выделить из этого списка, например, три наиболее значимых для них права:

Из общего списка будут выделены наиболее существенные для учащихся права. Вероятнее всего, будут названы право на уважение, свободу выражения мнения и личную неприкосновенность. Именно эти права получили признание в международных документах о правах детей, в частности, в Конвенции о правах ребенка.

Далее можно будет организовать тематическую дискуссию.

Учащиеся должны сидеть недалеко друг от друга и так, чтобы видеть друг друга. Лучше всего написать тему и составляющие ее вопросы на доске. Желательно, чтобы тема выглядела как вопрос или утверждение, которые предлагают множество возможных ответов.

Примерные темы и вопросы для дискуссии:

1. Личные права ребенка.

а) Как вы думаете, что означает право на свободу мысли, совести и вероисповедания?

б) Как вы понимаете право на личное достоинство? Имеет ли оно место в вашей группе (в лицее, колледже)? Что можно сделать, чтобы оно стало нормой жизни?

2. Зачем детям изучать свои права?

3. Что вы думаете о таком праве: каждый ребенок должен быть выслушан?

4. Как вы понимаете право на собственные взгляды и убеждения?

5. Что означает право на жизнь без насилия? Как, по вашему мнению, это можно осуществить в жизни общества?

6. Право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. В чем вы видите значение этого права и как его можно реализовать?

7. Могут ли быть права без обязанностей? Бывают ли обязанности без прав?

8. Какие права есть у Вас как у учащихся? Каковы Ваши обязанности, учащиеся? (Для организации эффективной дискуссии по последней теме необходимо раздать учащимся выписки из текста Устава образовательного учреждения о правах и обязанностях учащихся)

Если в ходе дискуссии активно участвуют только несколько учащихся, а остальные молчат, преподаватель может активизировать остальных. Для этого существуют различные приемы:

Карусель участники высказывают свои мнения по кругу (как сидят), но не более 3-4 минут.

Микрофон преподаватель передает микрофон по очереди всем учащимся и предлагает им:

а) выбрать один из возможных ответов и обосновать свой выбор;

б) закончить мысль, предложенную и начатую преподавателем.

При завершении дискуссии следует обобщить выводы (мнения), которые сделали учащиеся.
II вариант

На классном часу можно организовать игру «Найти единомышленников». Каждому учащемуся предлагается самостоятельно подразделить все статьи Конвенции на группы по 4-5 статей в каждой. Принцип группирования определяют сами учащиеся.

Следующий шаг в игре: каждому предлагается найти в группе учащихся, которые сгруппировали статьи примерно так же, как и он. В результате образуется несколько (а может быть, одна) команд. В командах дети уточняют единый список статей и готовятся объяснить другим свой подход, свой принцип объединения статей Конвенции. Преподаватель выписывает на доске все предложенные варианты, и представители от групп выдвигают свою аргументацию. Преподавателю следует стремиться к тому, чтобы учащимся стало ясно: все статьи Конвенции дополняют друг друга, они все взаимосвязаны и спор ведется только о критериях их группирования, объединения.

Далее можно организовать работу с газетами. Учащиеся делятся на группы по 3-5 человек. Каждой группе дается несколько номеров одной газеты (например «Аргументы и факты»). Газеты берутся абсолютно произвольно. Цель работы в группах – найти примеры:

а) статьи, иллюстрирующие соблюдение какого-либо права;

б) статьи о нарушениях прав ребенка;

в) статьи об успешной защите прав ребенка.

Учащиеся на основе чтения газеты могут приводить любые факты, примеры. Главное – правильная аргументация. Каждая группа по очереди объясняет свой выбор.

В завершении можно провести дискуссию по следующим вопросам:

1. Какого рода материалов (из трех перечисленных) больше и почему?

2. Отражает ли такое соотношение реальную ситуацию в обществе?

Заключение
Вопросы преподавания прав человека, прав ребенка уже многие годы находятся в центре внимания многих стран мира. Положениями национальной доктрины образования в РФ предусмотрено следующее: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью...». Важная роль в правовом просвещении детей отводится педагогическим работникам, которые в соответствие с Едиными квалификационными требованиями к должностям работников образования должны знать положения Конвенции о правах ребенка.

К сожалению, не все преподаватели знают и имеют возможность изучать самостоятельно этот международный договор. Поэтому большим подспорьем будет являться подготовка классных часов по данной теме.

Классные руководители, объясняя учащимся их права ребенка, сами включаются в процесс обучения. «Docendo discimus (Уча других, мы учимся сами)», — говорили древние. Вряд ли можно найти более меткое выражение, описывающее эту ситуацию. Конвенция ООН о правах ребенка  — это именно та образовательная область, в которой идет совместное обучение. Дети, которые узнали о своих правах и обязанностях, становятся уверенными в себе, терпимыми к другим людям. Преподаватели, изучая нормы Конвенции, учатся лучше узнавать и понимать детей, уважать их человеческое достоинство.

Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам Конвенции. Часто в жизни дети сталкиваются с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у детей, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни. Преподавателям следует объяснить учащимся, что Конвенция — это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожелание, нужно всем государствам, ее подписавшим, взрослом и детям приложить усилия по реализации идей Конвенции. От усилий каждого взрослого, каждого ребенка зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга.

Список рекомендуемой литературы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года)

2. Шнекендорф З. К. Изучение Конвенции о правах ребенка в школе : Учебное
пособие для учителей. – М.: Логос, 2003.

3. http://www.consultant.ru
4. http://www.un.org

5. http://school-sector.relarn.ru/prava/school/seminars/s1/p6.htm

6. http://www.proobraz.ru/pravo/b_26_t.shtml

  1   2   3