|
Методические рекомендации Подготовила воспитатель: I квалификационной категории Соколова О. Г. Белово 2013г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Лесная полянка» города Белово комбинированного вида»
Роль семьи в нравственном воспитании ребенка
Методические рекомендации
Подготовила воспитатель:
I квалификационной категории
Соколова О.Г.
Белово 2013г
Введение
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. На современном этапе развития педагогической науки идет поиск новых направлений в работе по нравственному воспитанию дошкольников, т.к. нравственные качества личности, прежде всего, влияют на самоопределении человека в мире.
Взаимодействие, работа с семьей является одним из важных направлений работы дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание дошкольника. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Процесс нравственного развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, прежде всего родителями.
Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, ее роли в формировании нравственных качеств ребенка, сегодня, особенно актуальна. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка, состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем, никакой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Значит, семье требуется квалифицированная помощь со стороны педагогов.
Основные направления работы с семьей по нравственному воспитанию дошкольников
Нравственность – это система ценностей личности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Однако детей дошкольного возраста нельзя убеждать поступать, так или иначе, в соответствии с нравственными нормами. Ребенок должен понять, прочувствовать необходимость нравственного поступка, а это возможно только в результате подражания действиям близкого взрослого, прежде всего в семье.
Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.
Семья – это динамическая, интерактивная система, состоящая из родителей и детей, которые влияют друг на друга в процессе общения. В семейной группе устанавливаются определенные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, которые оказывают существенное влияние на ее микроклимат, эмоциональное самочувствие каждого члена семьи и устоявшуюся систему воспитания ребенка в семье.
Семья – это важнейший институт общения для человека, в процессе которого происходит взаимовлияние членов семьи друг на друга, а также усвоения нравственных норм ребенком.
Составляя программу работы с родителями, я исходила из того, что сущность нравственного воспитания в семье – воспитание в каждом ребенке личности, которой свойственны нравственные черты: бескорыстие, сочувствие, доброта, терпимость, уважение, честность, самоконтроль и другие.
Основной целью работы с родителями является:
- утверждение собственно семейных ценностей таких, как: уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка,
- утверждение общечеловеческих ценностей, в числе которых – здоровье, активная трудовая и общественная деятельность, познание, развитие и творчество, передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода, трансляция через семью культурных традиций своего народа.
Работая с родителями, я придерживаюсь следующих принципов: социальной активности и ответственности семьи, сотрудничества и партнерства, открытости, доверия, приоритетности интересов ребенка, сохранение и укрепление духовных и культурных ценностей семей воспитанников.
Эффективность работы с родителями обеспечивается так же опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, массовый характер, диагностика (изучение потребностей и интересов родителей в психолого-педагогических знаниях), выбор оптимальных форм и средств и методов взаимодействия.
Основные направления работы с родителями.
- Использование оптимальных форм и методов в индивидуальной, групповой работе с родителями.
- Организация психолого-педагогического просвещения.
- Создание системы массовых мероприятий с родителями.
- Вовлечение родителей и других членов семьи в совместную с педагогами и воспитанниками творческую, трудовую, спортивно-туристическую, социально-значимую деятельность
- Выявление и использование позитивного опыта семейного воспитания
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.
Формы работы с родителями.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями, собрание проводится 1 раз в 2-3 месяца, исключение составляют летний период.
Тематика проведенных в 2009-2010 году собраний:
- «Умеете ли вы любить своего ребенка?»
- «Поощрение и наказание в семье»
- «В каждом доме свои традиции».
Консультации для родителей – способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании. Консультации проводят как педагоги ДОУ, так и приглашенные специалисты (психологи, медики, социальный педагог). Тематика может определяется с помощью анкет для родителей (Приложение 1).
В 200-9-2010году были проведены следующие консультации:
- «Воспитание ненасилием в семье».
- «Если ребенок «завис»»
(Примеры представлены в Приложении 2).
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родителей и педагогов. На конференции заслушиваются как педагоги, так и родители, это своего рода обмен мнениями на воспитание ребенка, направленный на построение общей концепции воспитания. Конференция требует большой подготовки как со стороны педагогического, так и со стороны родительского коллектива. Так, в текущем году была проведена конференция: «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».
Презентация позитивного опыта семейного воспитания, вызывает живой интерес у родителей, способствует использованию воспитательного потенциала благополучных семей. Для участия в презентации приглашаются 3-4 семьи, которые делятся своим воспитательным опытом. Форма презентации определяется родителями. В текущем году была организована презентация: «Обычаи, традиции, праздники нашей семьи»
Вечера вопросов и ответов. Проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними, проводится в форме бесед и индивидуальных консультаций. Для ответа на вопросы приглашаются специалисты.
Для организации совместной деятельности родителей и детей проводятся:
Дни открытых дверей
Праздники
Турниры знатоков
Выставки «Мир наших увлечений»
Творческие мероприятия «День семьи», «Праздник мам и бабушек».
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Не забываем мы и об использовании индивидуальных форм работы с родителями. Ежедневные беседы с родителями при приеме и уходе детей домой, консультации носят личностный, индивидуальный характер. Анкетирование родителей (приложение 3) помогает выявить наибольшие проблемы в воспитании в конкретной семье и дать необходимые рекомендации. Многое зависит от воспитателя, его педагогических знаний и умений налаживать контакт с родителями, заинтересовать в предстоящем событии, подчеркивать особенность и исключительность каждого ребенка; от его умений создать ситуацию активного взаимодействия, побуждать родителей к самостоятельному проявлению инициативы, творчества в процессе сотрудничества ДОУ и семьи.
Проводимая работа с родителями дает определенные результаты в повышении их педагогической культуры. Родители стали более активными во взаимодействии с педагогами детского сада и изменилась их педагогическая позиция к воспитанию детей,
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат их деятельности может быть успешен тогда, когда они станут союзниками. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентиров.
Заключение
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашем ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
|
|
|