Главная страница

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников


Скачать 327.77 Kb.
Название Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников
Дата 11.03.2016
Размер 327.77 Kb.
Тип Методические рекомендации



Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников

с задержкой психического развития

Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР

«Задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации или под влиянием стрессовых психотравмирующих факторов.

Выделяют следующие нарушения:

  • низкий уровень познавательной активности;

  • незрелость мотивации к учебной деятельности;

  • сниженная способность к приему и переработке информации;

  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

  • недостаточная сформированность умственных операций;

  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи.

Учащиеся с ЗПР различной этиологии имеет некоторые общие черты:

  • низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

  • незрелость эмоций и воли;

  • ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас;

  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности; не полная сформированность игровой деятельности.

В начальных классах

  • таким детям трудно подчиняться школьному режиму; правилам поведения. Во время уроков они не могут сидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе, в сумке, лезут под стол. На перемене бесцельно бегают, кричат, затевают бессмысленную возню.

  • Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: часто не усваивают задания, не могут длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы.

  • Работоспособность колеблется в течение дня, снижаясь к вечеру. При этом могут быть жалобы на головную боль, головокружение, слабость.

На занятиях быстро наступают признаки утомления,

темп работы неравномерен, чаще снижен, особенно при

работе с вербальными заданиями

  • На фоне утомления может появляться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса. Отмечается незначительная несформированность регуляторных функций, особенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственными действиями снижается более заметно.

  • Недоразвитие навыков анализа пространственных отношений и конструктивного мышления. Наблюдается ослабление топографической памяти. Выявляются трудности в понимании сложных оборотов речи, с трудом заучивают короткие четверостишия.

  • Для таких детей характерна дисграфия, дислексия, дискалькулия, т.к. ВПФ, лежащие в основе усвоения школьных навыков, у них отстают в развитии.

Восприятие

-характеризуется замедленностью и фрагментарностью, трудностью выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях, затруднения в дифференциации акустически близких речевых звуков.

  • Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Что выражается в ошибках при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда изображения демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость. Так, при повороте объекта на 45градусов время, необходимое для опознания изображения, увеличивается на 31%; при уменьшении яркости и четкости изображения – на 47%.

  • Таким образом, даже хорошо знакомые объекты окружения могут не восприниматься или восприниматься отсрочено, когда они видны в непривычном ракурсе, плохо освещены или значительно удалены.

Внимание

– неустойчиво, проявляется по- разному.

  • У одних детей в начале выполнения задания проявляется максимальная сосредоточенность, которая снижается по мере выполнения задания (все больше начинает делать ошибок или перестает делать задание). У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после того, как он сделал часть задания., а затем постепенно снижается. Обычно устойчивость выполнения задания в 1 классе сохраняется 5-7 минут.

  • Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. Посторонние шумы, вошел человек – все привлекает внимание детей и они перестают делать задание. Особенно отвлекающее действуют речевые помехи. Даже у здоровых детей снижается время выполнения задания на 7%, а у детей с ЗПР – на 17% и увеличивается число ошибок.

Память

- дети с ЗПР значительно дольше запоминают и испытывают трудности при припоминании. При этом слуховая память значительно ниже, чем зрительная.

  • Если сравнивать разницу объема кратковременной и долговременной памяти у детей ЗПР и нормы, то эта разница больше по объему долговременной памяти. Поэтому на уроках чаще используют повторение при различных формах предъявления материала.

  • Такие дети обнаруживают признаки нарушения процессов «рядообразования», им трудно дается запоминание последовательности движений, действий, графических изображений, ритмического рисунка. Они плохо запоминают времена года, дни недели, месяцы. Иногда встречаются явления амнезии (невозможности вспомнить) слов при назывании и в спонтанной речи.

  • Качественные особенности памяти

  • недоразвитие самоконтроля, которое проявляется в повторении слов или привнесении новых,

  • неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания,

  • низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.

  • Вплоть до 5-6 класса сохраняется значительная разница в показателях запоминания детей ЗПР и детей-нормы.


Мышление

  • К началу школьного обучения оказываются несформированными основные мыслительные операции – анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

  • Это выражается в том, что они не умеют ориентироваться в задачи, не планируют свою деятельность, дети испытывают трудности выбора мыслительной операции для решения конкретной задачи. При этом дети достаточно точно ориентируются в бытовых ситуациях, правильно оценивают человеческие отношения, улавливают шутку, скрытый смысл, понимают мораль басен и сказок.

  • Обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Более успешно выполняются задания наглядно-образного плана. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно-действенных задач.

  • При этом дети способны принимать помощь учителя, осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание или выбирать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации. Важно формировать у учащихся активное отношение к поставленной задаче

Особенности речевого развития

Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии психики ребенка, т.к. выступает и как средство (передача инструкции, приобщение к социальному опыту) и как материал (слово, понятие) познания

  • Хорошо владеют повседневным обиходным словарем. Расширение словаря за рамки обиходного вызывает трудности в понимании некоторых слов, вопросов. До 95% детей этой группы страдают нарушением звукопроизношения, которое проявляется в нечеткости, смазанности речи, приводит к дефектам восприятия речевого материала.

  • Недостатки речи сказываются и в познавательной деятельности, которая будучи нарушена первично, еще и ослабляется речевыми недостатками. Проявляется это как в непосредственном непонимании материала, так и в овладении чтением и письмом, а также овладении новыми формами речи – рассуждение, повествование.

  • Трудности возникают и в употреблении и понимании предлогов, означающих местоположение: из-за, через, из-под. Страдает и грамматический строй языка, что выражается в словообразовании и словоизменении.


Особенности эмоционально-волевой сферы

и личности.

Поведение детей к моменту школьного обучения, остается на этапе дошкольного детства. Ведущим видом деятельности продолжает являться игра. Учебная мотивация отсутствует или выражена крайне слабо. Познавательный интерес не стойкий, ситуативный, часто личностно ориентированный. Нормы и правила поведения в школе не воспринимаются адекватно, что выражается в различных формах нарушения поведения, гиперреактивности. Учащиеся быстро утомляются, иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Давая самую общую характеристику младших школьников с ЗПР, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых процессов, несамостоятельность и внушаемость, неумение оценить ситуацию и настроение окружающих, личностную незрелость в целом. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроения и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или наоборот проявлением психической неустойчивости и психической тормозимости.

Использование специальных развивающих упражнений на уроках для коррекции когнитивной сферы учащихся

Важным условием активизации познавательной деятельности является введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предметов (математики, русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром и т. д.). Следует отметить, что эффективность коррекции познавательных процессов достигается при условии тесного сотрудничества учителя со школьным психологом. Приводимые ниже задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР, классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является, разумеется, в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т. д.) существуют не в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяющая облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Задания


внимание

самоконтроль

память

Простр.

восприятие

аккуратность

Граф. навыки

Логич. мышление

Использование

на уроках

Графический диктант

*

*




*

*

*




МО

Мозаика

*

*




*

*

*




МТИ

«Муха»

*

*

*

*










МРО

«Зашифрованный рисунок»

*

*




*










М

Лабиринты

*

*

*

*










МО

«Продолжи числовой ряд»

*
















*

М

«Установи закономерности»

*
















*

МТО

«Продолжи логический ряд»

*
















*

МО

«Исключи лишнее»

*
















*

МРЧО

«Сходство и различие»

*
















*

РЧО

Противоположное слово»

*
















*

РЧ

«Подбери пару»

*
















*

РЧО

«Угадай слово»

*




*










*

О

Логические задачи

*

*

*










*

М

«Точки»

*




*

*










М

Зрительный диктант

*

*

*

*










МО

«Найди отличия»

*




*













МОИ

«Внимательный художник»

*




*













ЧОИ

«Снежный ком»

*




*










*

РЧО

«Волшебный мешочек»

*




*

*










ОТИ

«Корректурная проба»

*

*

*




*







РЧ

Поиск ошибок в тесте

*

*

*




*







РЧО

«И мы…»

*




*













ЧО

«Что перепутал художник?»

*




*










*

ИО

«Запутанный дорожки»

*







*










ИО

Уроки: М- математика; Р- русский язык; Ч- чтение; О- ознакомление с окружающим миром; Т-технология; И-ИЗО.

Приложение 1

Задания, направленные на развитие пространственной ориентировки

1.  Графический диктант. Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т. д.). Кроме того, в качестве творческого задания детям можно предложить самостоятельно придумать повторяющийся графический узор.

Данное упражнение можно использовать на уроках математики. Очень хорошо оно зарекомендовало себя и на уроках ознакомления с окружающим миром как форма отработки представлений о сторонах света. В последнем случае приведенная выше инструкция будет звучать следующим образом: «Шаг на восток, шаг на север; шаг на восток, шаг на север; шаг на восток, два шага на юг» и т. д. При переходе к узорам с диагональными элементами используются наименования промежуточных сторон света (северо-запад, юго-восток и т. д.).

2. Мозаика. Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов (белые, красные, красно-белые) составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.

Учащимся можно предложить также зарисовать составленную из карточек мозаику в тетрадь. При этом дети не только мысленно анализируют (разбивают на элементы) предложенную для работы картинку, а затем практически синтезируют ее (собирают из элементов-карточек) на своем столе, но и, проанализировав и сравнив с образцом предложенный результат, переносят его в свою тетрадь, параллельно вновь выполняя функцию пространственного анализа и синтеза.

Данное упражнение можно применять на уроках математики (в разделе «Конструирование»), труда, рисования.

3.  «Муха». Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3x3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам «вверх», «вниз», «влево» и «вправо». Исходное положение «мухи» — центральная клетка поля. Играющие должны, внимательно следя за указываемыми учителем перемещениями «мухи», определить, на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 до 15 ходов). Другой вариант игры — сами дети поочередно дают «мухе» команды, не допуская при этом ее вылета за пределы игрового поля. На первом этапе дети следят за перемещениями воображаемой мухи, имея перед глазами игровое поле. По мере усложнения задания осуществляется переход от работы с опорой на игровое поле к работе в умозрительном плане.

Эту игру можно использовать в целях промежуточной диагностики развития внимания и пространственной ориентировки. В таком случае детям предлагается указать конечное положение «мухи» на поле, начерченном ими в тетради, или же на специально подготовленной карточке.

Данное упражнение можно использовать на уроках математики, русского языка, ознакомления с окружающим миром и т. д. Оно способствует активизации процессов восприятия и внимания, настраивает на работу, что, в свою очередь, позволяет быстро включить ребенка в учебную деятельность на уроке.

4.  Зашифрованный рисунок. Упражнение дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки. По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает.

Это упражнение рекомендуется использовать также на уроках математики.

5.  Лабиринты. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-нибудь характерными деталями (дерево, камень и т. п.). Например, детям может быть дана следующая инструкция: необходимо найти «клад», закопанный на острове, если известно, что путь к нему лежит от побережья к высокой пальме, затем нужно свернуть к большому камню и искать клад недалеко от него, рядом с кактусом. Задание является довольно простым, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников оно усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например, в самом начале занятия, а сам лабиринт — по прошествии некоторого времени, и, таким образом, детям необходимо вспомнить необходимые приметы. Наиболее сложный вариант задания имеет место в том случае, когда называемые приметы специально не акцентируются (т. е. не связываются заранее с конкретным последующим заданием).

Учащимся можно также предложить самим составить лабиринт с учетом имеющихся примет или описать (графически или словесно) путь к заданному пункту предлагаемого лабиринта.

Данное упражнение можно использовать на уроках математики, указывая в качестве примет не определенные предметы, а числа и математические выражения, а также на уроках ознакомления с окружающим миром, подбирая материал для «лабиринта», исходя из темы конкретного урока.

Задания, направленные на развитие логического мышления
1. Развитие математического аспекта логического мышления

 1. «Продолжи числовой ряд» . Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. К примеру, 2, 4, 6, 8, ... (10, 12); 21, 18, 16, 13, 11, 8,... (6, 3); 9, 1, 7, 1, 5, 1,... (5,1) и т. п.

Если учащиеся не могут сами сразу справиться с выявлением математической закономерности, следует предложить им выполнить промежуточные операции, направленные на выявление связи между отдельными числами группы. Данное упражнение можно использовать на уроках математики.

2.  «Установи закономерность». Задание аналогично вышеуказанному, однако математическая закономерность представляется в графической форме.

Если учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий такого рода, полезно предложить им, абстрагировавшись от конкретного содержания рисунка, перевести изменяющиеся элементы закономерностей в числовую форму и записать получившийся числовой ряд (или группу рядов). После этого выявление закономерности осуществляется так же, как и в случае описанных выше математических закономерностей. Полученный числовой результат необходимо вновь преобразовать в содержательную форму. Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, а также труда.

2. Развитие невербального мышления

1. «Продолжи логический ряд». Необходимо выявить закономерность нематематического характера и продолжить логический ряд. Для решения задачи требуется выявить все изменяющиеся признаки и принять решение на основании динамики изменения каждого из них в ряду.

Упражнение можно использовать на уроках математики.

2.   «Дорисуй девятое».  Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Чтобы облегчить учащимся выполнение данного задания независимо от уровня его сложности (числа изменяющихся признаков), следует ознакомить их с эффективным алгоритмом поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем работать отдельно с каждым из них. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить, сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего, неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам.Это задание рекомендуется использовать на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и труда.

3. Развитие вербального мышления

1.  «Исключи лишнее». Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких вариантов ответов, исходя из различных оснований для классификации. Например, для группы слов: муха, страус, ворона, ласточка «лишним» можно считать слово «муха» (насекомое, а не птица), но можно и «страус», поскольку он в отличие от всех остальных не летает. Выполнение заданий такого рода и их обсуждение показывают детям, что у одной задачи может быть нескольких правильных ответов, развивают у них умение обосновывать свою точку зрения. Данное упражнение можно использовать практически на всех уроках, привлекая его для закрепления конкретного учебного материала.

2.  «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.

При выполнении этого задания учителю следует обратить внимание школьников на следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие. Это требование обусловлено тем обстоятельством, что ребенку в силу особенностей аналити-ко-синтетической деятельности на данном возрастном этапе свойственно сначала находить конкретные различия. Основной же задачей данного упражнения является формирование функции обобщения. Эти задания рекомендуется применять на уроках русского языка, ознакомления с окружающим миром, рисования.

3.  «Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например, «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Данное упражнение можно использовать на уроках русского языка и чтения.

4. «Подбери пару». Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи (например, причина — следствие, род — вид, функциональные отношения и т. п.). К приведенному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи.

При первоначальном ознакомлении детей с этим заданием или при использовании его для коррекционной работы следует для каждой рассматриваемой пары слов обсуждать вид логической связи и обосновывать вариант подобранного слова. Это задание рекомендуется применять на уроках ознакомления с окружающим миром, чтения и русского языка.

5.  «Угадай слово». Ученикам предлагается угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т. п.), задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Игра способствует развитию навыков классификации, выделению наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения к результату. Это упражнение является хорошим средством закрепления учебного материала и развития речи на уроках ознакомления с окружающим миром. Опыт работы показывает, что эта игра очень нравится детям и они активно играют в нее и во внеучебное время.

Задания, направленные на развитие памяти

1. Развитие визуальной памяти

1.  «Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями.

§  Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

Это упражнение рекомендуется использовать на уроках ознакомления с окружающим миром и математики.

2.  «Найди отличия». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.

Это задание можно использовать на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим миром.

3.  «Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и т. п.

Данное упражнение целесообразно применять на уроках рисования, труда, чтения, ознакомления с окружающим миром.

2. Развитие аудиальной памяти

1.  «Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.

Это упражнение можно использовать практически на всех уроках (ознакомление с окружающим миром, русский язык, чтение и т. д.), составляя тематическую последовательность слов (например, перечисление лиственных деревьев, цепочка однокоренных слов и т. п.).

3. Развитие тактильной памяти

1.  «Волшебный мешочек». Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.

Этот вид заданий можно использовать на уроках ознакомления с окружающим миром, рисования, труда.

Задания, направленные на развитие внимания

1.  «Корректурная проба». Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте (в том числе логически не связанной последовательности букв) какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Объем текста определяется возрастом школьников и результатами предварительного тестирования уровня развития внимания (следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут). Задание можно использовать на уроках русского языка и чтения.

2.   Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок — как грамматических, доступных для детей соответствующего возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежно-предложных отношений), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т. п.).

Это упражнение эффективно использовать на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром. В последнем случае ошибками могут являться логические несоответствия.

3.   «И мы...». Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы...» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста: «Белка взобралась на дерево... Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост...» завершение «и мы...» является, в принципе, логичным в конце первого предложения («... и мы тоже взобрались на дерево») и абсолютно невозможным — в конце второго. Следует к тому же заметить, что данное задание, предполагающее возникновение из-за невнимательности забавных несуразностей, может быть эффективно использовано для снятия элементов утомления детей в процессе урока и создания положительного эмоционального фона.

В качестве творческой работы интересно предложить детям самим составить веселый рассказ-задание.

4.   «Что перепутал художник?» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т. п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего заданий могут применяться фрагменты из детских журналов.

Данный вид работы используется на уроках рисования и ознакомления с окружающим миром.

5.   «Запутанные дорожки». Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т. д.).

Упражнение способствует развитию устойчивости внимания. Его эффективно использовать в начальный период обучения на уроках рисования, математики, ознакомления с окружающим миром.

Приложение 2

Материал к графическим диктантам

Мозаика

Варианты заданий «Зашифрованный рисунок»

Лабиринты

Материал к заданию «Установи закономерность»

Материал к заданию «Продолжи логический ряд»

Материал к заданию «Дорисуй девятое»

Материал к заданию «Точки»

Материал к заданию «Зрительный диктант»

Материал к заданию «Запутанные дорожки»

Материал к заданию «Продолжи числовой ряд»

1. 2, 4, 6, 8, ... (10, 12)

2. 1, 4, 7, 10, ... (13, 16)

3. 21, 17, 13, 9, ... (5, 1)

4. 5, 10, 15, 20, ... (25, 30)

5. 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... (3,1)

6. 1, 1, 3, 3, 5, 5, ... (7,7)

7. 4, 5, 8, 9, 12, 13, ... (16, 17)

8. 25, 25, 21, 21, 17, 17, ... (13, 13)

9. 21, 18, 16, 13, 11, 8, ... (6,3)

10. 12, 14, 13, 15, 14, 16, ... (15, 17)

11. 3, 4, 6, 9, 13, ... (18, 24)

12. 15, 16, 14, 17, 13, 18, ... (12, 19)

13. 21, 18, 16, 15, 12, 10, ... (9, 6)

14. 4, 8, 10, 20, 22, 44, ... (46, 92) 15.8, 7, 10, 9, 12, 11, ... (14,13)

Варианты заданий «Исключи лишнее»

1. Дуб, дерево, ольха, ясень

2. Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

3. Дождь, снег, осадки, иней, град

4. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

5. Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной

6. Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус

7. Книга, портфель, чемодан, кошелек

8. Часы, очки, весы, термометр

9. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор

10. Муха, ласточка, страус, ворона

11. Минута, секунда, час, вечер

12. Василий, Иванов, Федор, Семен

13. Медведь, еж, шапка, человек

14. Ромашка, береза, колокольчик, василек

15. Нора, гнездо, курятник, берлога

16. Стол, ковер, диван, кресло

17. Ботинки, валенки, шнурки, тапочки

18. Петух, кошка, корова, кролик

19. Рубашка, туфли, платье, юбка

20. Тетрадь, карандаш, фломастер, ручка

21. Молоко, булка, сливки, сметана

22. Сентябрь, ноябрь, август, октябрь

Варианты заданий «Сходство и различие»

1. Утро — вечер

2. Корова — лошадь

3. Летчик — танкист

4. Лыжи – коньки

5. Трамвай – автобус

6. Озеро – река

7. Дождь – снег

8. Поезд – самолет

9. Яблоко – груша

10. Ворона – воробей

11. Молоко – вода

12. Сани – телега

13. Журавль – курица

14. Дуб – береза

15. Голод – жажда

16. Пейзаж – портрет

17. Обман – ошибка

18. Удача – достижение

19. Луна – солнце

20. Изба – конура

Материал к заданию «Противоположное слово»

1. День — (ночь)

2. Черный — (белый)

3. Высокий — (низкий)

4. Сырой — (сухой, вареный)

5. Вредный — (полезный)

6. Покупать — (продавать)

7. Победа — (поражение)

8. Тупой — (острый)

9. Глупый — (умный)

10. Исчезать — (появляться)

11. Разжигать — (тушить)

12. Возрастать — (уменьшаться)

13. Веселье — (грусть, уныние)

14. Строить — (разрушать)

15. Работать — (отдыхать)

16. Старт — (финиш)

17. Начало — (конец)

18. Вход — (выход)

19. Холодно — (горячо)

20. Яркий — (тусклый)

21. Горький — (сладкий)

22. Новый — (старый)

23. Глубокий — (мелкий)

24. Здоровый — (больной)

Материал к заданию «Подбери пару»

1. Песня : композитор = самолет: ?

(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель)

2. Школа : обучение = больница: ?

(доктор, ученик, лечение, учреждение, больной)

3. Песня : глухой = картина: ?

(слепой, художник, рисунок, больной, хромой)

4. Нож: сталь = стол: ?

(вилка, дерево, стул, пища, скатерть)

5. Паровоз : вагоны = конь: ?

(поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)

6. Лес : деревья = библиотека: ?

(город, здания, книги, библиотекарь, театр)

7. Бежать : стоять = кричать: ?

(ползать, молчать, шуметь, звать, плакать)

8. Утро : ночь = зима: ?

(мороз, день, январь, осень, сани)

9. Волк: пасть = птица: ?

(воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)

10. Птица : гнездо = человек: ?

(люди, рабочий, птенец, дом, разумный)

11. Ухо : слышать = зубы: ?

(видеть, лечить, жевать, рот, белые)

12. Корова : теленок = лошадь: ?

(овес, конюшня, жеребенок, конь, повозка)

13. Вода: трубы = электричество: ?

(телевизор, провода, свет, выключатель, электрик)

14. Собака: шерсть = рыба: ?

(селедка, море, плавники, чешуя, удочка)

15. Вход: выход = начало: ?

(длина, конец, очередь, старт, продолжение)

Тексты к заданию «Поиск ошибок в тексте»

1. Вам нравится гулять... лесу зимой? Внизу над вами лежит снежное покрывало. Вети деревьев покрыты инеем. Мроз схватывает вас за нос, щиплет уши. Но ребятишкам он совсем... страшен. Быстрее вера несутся санки — не донать их морозу!

2. Утром все дети идут... школу. Коля и миша ходят в первый класс. Они сидят под одной партой. Учительница кладет мел и пишет им не доске слова. Дети пишут эти сова в чужой тетради. Коле и Миша очень стараются. Им нравится учиться.

3. В субботу Таня со своими родителями был в зоопарке. Там очень ного интересных животных. Слоны и медведи, волки и тигру, павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезьяны. Они прыгали, перелетали... ветки на ветку. Дети корили их бананами. Тане очень понравилось в зопарке. Она уговорила папу еще раз пойти туда на прошлой неделе.

Тексты к заданию «И мы ...»

1. Я люблю ходить в гости к друзьям... Вчера моя подруга отмечала свой день рождения... Она позвала меня и еще много друзей... Я принесла ей подарок... Это был большой плюшевый медведь... Увидев его в магазине, я сразу подумала: «Это как раз то, что надо...» А еще он так забавно рычал... когда его наклоняли. На шее у него был большой красный бант... Подруга очень обрадовалась моему подарку... «Спасибо, — сказала она... — Я очень люблю большие мягкие игрушки... Они всегда такие забавные... Я с ними иной раз даже во сне не расстаюсь... Вот и сегодня в моей кровати будет спать твой мишка...» А потом все сидели за праздничным столом... На нем стоял большой торт... Он был украшен разноцветными розочками, цукатами и безе... А скоро и я буду справлять свой день рождения... Интересно, что подарят мне мои друзья?..

2. Я очень люблю ходить в лес... Вот и вчера я долго гуляла по лесу... Он выглядел уже совсем по-осеннему... С деревьев опали почти все листья... Я подняла с земли несколько листьев... и сделала из них букет... Листья были разноцветные... — желтые, красные, пурпурные. «Какой красивый букет получился!.. — подумала я... Подарю его маме... Вот она обрадуется!..» Вдруг в кустах кто-то зашевелился... «Волк!» — испуганно подумала я... Но это оказался зайчишка... Он сидел под кустом.., плотно прижав ушки к голове. «Бедняга, — подумала я... — Он небось сам до смерти перепугался...» Увидев меня, заяц убежал в чащу... А я пошла дальше... На соседней опушке мне на глаза попался ежик... Он, кажется, был чем-то озабочен... Может, собирал припасы на зиму... Или куда-то торопился... Я хотела подойти поближе и погладить его... Но он сердито фыркнул... и исчез в высокой траве... Зато потом я сумела поближе познакомиться с белкой... Она сидела на дереве... распушив хвост. Я поманила ее орешком... Она сначала слегка задумалась... а потом проворно спрыгнула с ветки... Орешек она взяла у меня прямо из рук... Вот какое увлекательное путешествие совершила я вчера по осеннему лесу!..

3. Рассказ, составленный Катей Ф.:

Я каталась на лодке... Ярко светило солнце... Мимо меня проплыла стая уток... Я их покормила хлебом... Над водой летали стрекозы... В воде квакали лягушки... Вдруг я увидела рыбку... Я взяла удочку... насадила червячка на крючок... и закинула леску в воду... Рыбка подплыла к червячку... и начала его клевать... Я быстро дернула удочку... но рыба успела съесть червячка... и уплыла в глубину...

4. Рассказ, составленный Аней Т.:

Я гуляла в лесу... По дороге мне встретился лягушонок... Он испугался меня и ускакал... Я пошла дальше... и увидела гриб... Он был с красной шляпкой... Я сорвала грибок... но он оказался ядовитым... Я его выбросила...