|
Методические рекомендации для воспитателей
Министерство образования Республики Коми
Государственная общеобразовательная школа-интернат
"Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А.Спиридонова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для воспитателей
Пути и средства саморегуляции
и регуляции эмоциональных проявлений у детей,
воспитывающихся в условиях школы-интерната
Разработчик – ЕВСЕЕВА Н.В., воспитатель
Сыктывкар, 2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности психофизиологического развития подростка. 6
Глава 2.Особенности эмоциональной сферы подростка. 9
Глава 3. Особенности развития детей, обучающихся на
хореографическом отделении в условиях школы-интерната. 11
Глава 4. Методические рекомендации для воспитателей
«Пути и средства саморегуляции и регуляции эмоциональных
проявлений у детей, воспитывающихся
в условиях школы-интерната». 14
4.1.Психологические игры для воспитателей 14
4.1.1. Игры-релаксации 14
4.1.2. Игры – формулы 21
4.1.3. Игры-освобождения 23
4.2. Позиционные игры (игры-коммуникации) 27
4.3. Методы разрешения педагогических конфликтов 30
4.4. Игры - защита от манипулирования 38
4.4.1. Манипулирование в педагогическом общении 38
4.4.2. Способы психологической защиты 40
Заключение 44
Приложение 45
Список используемой литературы 48
Введение
Гимназия искусств при Главе Республики Коми – одно из первых в России учебно-воспитательных учреждений инновационного типа. В нашей республике она является единственной в своем роде. Цель работы гимназии искусств при Главе РК очень серьезна: растить одаренных детей в надежде, что их будущая профессия, образ мыслей, чувства навек будут связаны как с мировой культурой, так и с духовными ценностями народа коми. Найти в большом городе или отдаленном селе мальчика или девочку с “искрой таланта”, заботливо развивать дарование – такая благородная задача стоит перед коллективом гимназии. Гимназия искусств при Главе РК осуществляет образование по четырем направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и гуманитарное. Хореографическое отделение гимназии искусств при Главе Республики Коми является начальной ступенью в подготовке и обучении артистов балета. На отделение принимаются девочки и мальчики 10-11 лет, окончившие к моменту поступления 4 класса общеобразовательной школы. Срок обучения - 5 лет. Таким образом, к моменту перехода на следующую возрастную ступень, ребята попадают в новую социальную среду – Государственную общеобразовательную школу-интернат “Гимназия искусств при Главе Республики Коми”.
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, переход к обязательному участию человека в общественной жизни. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества. Подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него. Единственный путь для достижения уже этой новой цели – путь к другому человеку, к пониманию и поддержке. В этом смысле верно следующее утверждение А. Хараш: «Личность – это одиночество, которому круг людей, её окружающих, придаёт определённые формы бытия».
Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется простраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, т.к. оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача воспитателя – направить активность каждого подростка в конструктивном направлении, на познание окружающего мира, в первую очередь других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.
Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы играет важную роль в воспитании подростка. Психологический словарь дает следующее определение понятия «эмоции»: «Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – многогранные реакции организма на воздействия раздражителей внешней и внутренней среды, проявляющиеся в субъективных переживаниях, экспрессивном поведении и физиологическом возбуждении». Таким образом, эмоциональное, психологическое состояние отражает степень воздействия на индивида особенностей окружающей среды. Без эмоционально-ценностного отношения невозможна внутренняя связь человека с миром. Именно через эмоции происходит переработка ценностей в смысл деятельности и жизни человека. Выполнение педагогической функции воспитателя направлено, в первую очередь, на формирование ценностных ориентаций подростков. Залогом успеха в решении поставленной перед воспитателями задачи является взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний учащихся и аффективных проявлений воспитателя, его эмоциональная гибкость как способность «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе, умение вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество. Причем эмоциональные состояния подростка выступают как цель и результат проявления эмоциональной гибкости воспитателя. Это определило актуальность темы.
Однако, актуальность обозначенной проблемы усугубляется еще и тем обстоятельством, что ребята, поступив в школу-интернат, попадают в новую социальную среду. Это влечет за собой трудности адаптации к условиям и системе обучения в Гимназии (умственные и физические нагрузки), установления контактов в новом коллективе, а также преодоление состояния эмоциональной депривации, которое вызвано разрывом эмоциональной связи с родными и друзьями. Безусловно, внутренние конфликты фиксируются в таком случае и на поведенческом уровне.
Учитывая важность и актуальность данной проблемы, мы сочли необходимым более подробно рассмотреть следующие вопросы:
особенности психофизиологического развития подростка пубертатного периода;
особенности эмоционально-волевой сферы подростков;
особенности физического и психического развития детей, обучающихся на хореографическом отделении в условиях школы-интерната.
При написании теоретических глав мы опирались, в основном, на труды таких великих психологов как Л.С. Выгодский, И.С. Кон. Также использовались работы И.Г. Малкиной-Пых, Д.Я. Райгородского, Ж.К. Холодова, С.В. Кузнецова.
Итогом изучения данной проблемы явилась разработка методических рекомендаций для воспитателей «Пути и средства саморегуляции и регуляции эмоциональных проявлений у детей, воспитывающихся в условиях школы-интерната».
Цель: оказание конкретной практической и методической помощи воспитателю, работающему с подростками.
Задачи:
Сформировать представление об особенностях эмоционально-волевых проявлений у детей, проживающих в условиях интерната, как проблеме;
Познакомить воспитателей с эффективными методами регуляции своего эмоционального состояния и поведения подростка;
Ориентировать на поиск эффективного решения в сложных, конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия.
Практическая часть основана на психологическом практикуме «Игры, в которые играют…», разработанном Н.В. Самоукиной., и предлагает воспитателю эффективную помощь в форме психотехнических методов, которые педагог, даже в отсутствие опытных психологов, может освоить на практике самостоятельно и использовать в повседневной работе.
Глава 1. Особенности психофизиологического развития подростка.
Подростковый (пубертатный) возраст связывают с физиологическими изменениями в организме, которые определяются половым созреванием – совокупностью биологических и психологических изменений. Подростковый период заканчивается, когда половой аппарат становиться полностью готовым к функционированию.
В рассмотренной нами литературе подростковый возраст подразделяется на два периода:
пубертатный: 11-12-14-16 лет;
юношеский: 16-20 лет.
Для понимания изучаемого явления целесообразно более детально рассмотреть пубертатный период развития подростка.
Рассматриваемый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребёнка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребёнок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.
"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания [7].
В частности, отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года быстрее, чем 30--40 лет назад [13].
Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.
Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми [14].
Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков [1].
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память [1].
Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества.
Возникновение самосознания – результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.
Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности [15].
Уединение помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» - пишет И.С. Кон [4, с. 62].
Но индивидуализация, как и все процессы подросткового возраста, имеет и обратную сторону. Так и подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него. Единственный путь для достижения уже этой новой цели - путь к другому человеку, к пониманию и поддержке [15].
Глава 2.Особенности эмоциональной сферы подростка.
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности.
Переживания в этот период становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Значительно более широкий круг явлений социальной действительности становиться небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции [7].
Данный возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для него характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше управляет выражением своих чувств, чем младший школьник. В определенных ситуациях (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, воспитателями, сверстниками) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. Иногда от тяжело переживаемой обиды он способен на бегство из дома (школы-интерната) и даже на попытку самоубийства [2].
Резко выраженные психологические особенности получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения (от безудержного веселья к унынию и обратно), а также попеременное (и даже одновременное) проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка зачастую просто не существует.
Так, чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у подростков с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением всеобщих кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием [2].
Формирование личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило ведут к интенсивному росту социально-ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного для него ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в любом другом, отмечается растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей [7].
Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, испытывает фрустрацию; негативные переживания часто вызывают тревожность. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активизацией вегетативной нервной системы. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающего характера и значимости. Устойчивая же личностная тревожность возникает у подростков с повышенными ранимостью, впечатлительностью, мнительностью [8]. Именно поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых.
Глава 3. Особенности развития детей, обучающихся на хореографическом отделении в условиях школы-интерната.
"Для того, чтобы расшириться в одном
направлении, природа вынуждена скупиться
в другом"
Гете
"Если питательные соки притекают
в избытке к одному органу,
они редко притекают, во всяком случае,
в избытке, к другому"
и далее:
"трудно добиться, чтобы корова давала
много молока и в то же время жирела".
Ч. Дарвин
Организм подростков имеет свои анатомические и физиологические возможности и особенности.
В 13-15 лет у подростков в достаточной степени достигнуты уровни физической подготовленности и развития, появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Однако, у подростков пубертатного периода выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем [14]. Таким образом, в работе с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся.
В то же время, профессиональная пригодность будущего артиста балета устанавливается в зависимости от степени соответствия его индивидуальных психолого-физиологических качеств требованиям, предъявляемым к профессии, поскольку она требует предельного напряжения всех сил. Уроки классического танца, основной учебной дисциплины, - необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа, которая наполнена скрупулезно повторяемой отработкой ранее пройденных и новых примеров исполнительской техники. Далеко не все могут справиться с психической и физической нагрузкой, предъявляемой учащимся хореографического отделения.
Эмоциональные ситуации, в которых оказывается артист балета во время репетиций и, тем более, выступлений на сцене могут вызвать у него сильное эмоциональное возбуждение, с которым ему необходимо уметь справляться, иначе это может отразиться на успехе выступления. Повышенная психическая и физическая нагрузка предъявляет к эмоционально-волевой и нервно-психической сфере подростка повышенные требования. Справиться с ним могут подростки, обладающие адекватной эмоционально-волевой и нервно-психической устойчивостью. Неустойчивость, в свою очередь, значительно ограничивает возможности учащихся в успешном освоении программы по специальным предметам.
Будущий артист балета должен обладать способностью к интенсивной умственной и физической работе в условиях дефицита времени.
При освоении хореографии подросток должен знать движения, комбинации из них, многочисленные правила их исполнения, контролировать правильность, быстро и точно реагируя на замечания преподавателя, - и все это в условиях времени, ограниченного музыкальным темпоритмом. А для этого необходимо иметь определенные психофизические качества, такие как скорость и точность переработки информации.
Эффективность обучения хореографии и овладение профессией артиста балета во многом определяется интеллектуальными способностями учащихся, такими как мышление, память, внимание, воображение.
Чтобы запомнить многочисленные комбинации движений в танце и не менее многочисленные и строгие правила их исполнения, учащийся должен обладать логически-смысловой памятью.
Придя в балетный класс, подросток должен уметь логически осмыслить построение комбинаций изучаемого материала, проанализировать, почему не получается то или иное движение, что нужно сделать, чтобы его правильно и красиво исполнить.
Известно, что классический танец предъявляет к основному инструменту танцовщика – телу – веками отобранные и отработанные требования, касающиеся фигуры в целом и индивидуальных особенностей ребенка в частности. Искусству балета должны обучаться физически выносливые дети, организм которых может приспособиться к любым экстремальным условиям.
Кроме того, ребята, поступив в школу-интернат, попадают в новую социальную среду. Это влечет за собой трудности адаптации к условиям и системе обучения в Гимназии, установления контактов в новом коллективе, а также преодоление состояния эмоциональной депривации, которое вызвано разрывом эмоциональной связи с родными и друзьями. Эмоциональная депривация проявляется в недостаточной возможности для установления родственного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в интернате или другом учреждении закрытого типа. «Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для подростков, в силу их психологических особенностей, она особенно губительна». [6].
Таким образом, неравномерность развития подростковой психики, сложности обучения и проживания в новом социуме, еще более усугубляют трудности пубертатного периода. Безусловно, это отражается на эмоциональном, психологическом состоянии подростков, что обуславливает трудности воспитательного процесса.
|
|
|