|
«Жизнь луга. Луг природное сообщество»
Тема: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока:
Сформировать представления о луге, как природном сообществе.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека; показать разнообразие животных и растений лугов и связи между ними; раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.
Развивающая: развивать познавательную активность детей; интерес; умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание любви к животным и растениям, бережное отношение к ним; сформировать правила поведения на лугу; умение работать в парах, прививать любовь к предмету.
Оборудование:
Учебник «Мир вокруг нас» автор А. Плешаков 4 класс, 2 часть
Гербарий растений «Луга», «Леса»,
Компьютер – для показа слайдов, презентация «Луг»,
энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
Ватман для проверки домашнего задания,
Рисунки животных леса и луга,
конверты с заданиями для 1 и 2 команды ( проверка д/з)
Справочники, энциклопедии лекарственных растений
Картина «Луг».
Магнитофон. «Музыка леса. Голоса птиц.
Карточки со словами: «Деревья», «Кустарники», «Травянистые растения», «Мхи и лишайники», «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»
Ответы графического диктанта.
Дети дома с родителями готовят для выставки стенгазеты: «Моя семья на лугу. Место отдыха. Семейные праздники. Мы на сенокосе…»
Самостоятельно читают сказку В. Бианки «Сова». Составление кадров диафильма.
Перед началом урока детей нужно разделить на 3 команды «Ботаники», «Зоологи», «Экологи».
Подготовить инсценировки диалога детей и «Разговор с пчелой».
Расставить столы так, чтобы детям было удобно общаться друг с другом и все внимание направить на доску.
Перед началом урока приготовить столы для выставки справочников; развесить стенгазеты, плакаты.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы цели урока.
Начинается урок. Он пойдет вам ребята, впрок!
Постарайтесь все понять.
Ведь вы у меня, хотите много знать! Слайд 1
Бежит тропинка через луг.
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
И. Суриков.
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?
Дети формируют тему, цели и задачи урока.
Слайд №2 -тема урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»
Проверка домашнего задания
Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)
Задание № 1 для команды «Ботаники» распределите карточки на чистом листе ватмана по этажам.
Название карточек: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники.
Задание №2
1 команда получает гербарий
Задача: разложите растения по ярусам, а на ватмане запишите их названия.
Запишите пищевую цепочку, сложившую в лесу.
2 команда «Зоологи» получает рисунки животных
Задача: разложите животных по ярусам, а названия запишите на ватмане.
Запишите пищевую цепочку, сложившую в лесу.
3 команда «Экологи» слушает внимательно и выполняет графический диктант. Слайд № 3
Запишите знак +, если утверждение верно, и - , если утверждение неверно.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- Средний ярус – это мхи и лишайники.
- В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб- гусеница- птица – микробы.
- На дереве обитают кроты, землеройки.
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
- Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.
- Бурый медведь – хищник.
- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
- Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
Проверьте свои ответы и поставьте оценку в свой проверочный лист.
Слайд № 4 ( проверь ответы:
+, - - - + - - - - + если верно, то оценка «5» – МОЛОДЕЦ!)
Пока дети проверяют графический диктант, учитель проверяет задание у 1 и 2 команд.
«Природная зона леса» энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (видеоприложение).
Лес- это природное общество и вы мне это доказали.
- Как вы думаете, что важно для лесного сообщества?
(важно чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие, не нарушался в лесу круговорот веществ.)
Работа над новой темой. Слайд № 5, 6
Учитель читает стихотворение Г. Лаздынь.
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер- кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ –как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики, вьюнки,
Еще много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
( таблица: «План изучения темы урока», далее раскрывается работа над новой темой)
(* откройте тетради, запишите число тему урока. * НЕ забывайте про таблицу, которую мы начали заполнять на прошлом уроке:
Название
сообщества
|
Растения
|
животные
|
Человек и сообщество
|
|
|
|
|
- Какие растения растут на лугу?
- Что объединяет все эти растения? (Это - травы. Они растут на открытом месте. Любят свет и тепло. Среди этих растений много цветов).
Ребята в классе проводили самостоятельно исследования о луге. Сегодня на уроке они расскажут об этом.
Далее выступления учащихся. Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12
Дети выступают, а в это время слайды – картинки луга.
1 команда «Ботаники»:
1 группа детей рассказывает о растениях луга. Дети принесли гербарии растений, их картинки, справочники, книги ( стол –выставка) . Дети рассказывают и показывают.
Мы исследовали травянистые растения луга и узнали, что многие растения цветковые, луговые или злаковые Есть еще лекарственные (мятлик, пырей, лисохвост, тимофеевка, спорыш…), а также встречаются ядовитые.
Милый добрый клевер! Бывают розовые и белые цветки. У белого клевера стебель ползучий, его называют кашей. Розовый клевер сеют для заготовки корма для КРС. Это очень питательное кормовое растение для домашних животных. И не только. Мало кто знает, что его используют и люди. Обилие витаминов, ценных питательных микроэлементов позволяет использовать его и при приготовлении пищи для человека. Листья и цветки клевера можно накрошить Для салата, можно и мариновать, консервировать, как капусту, сушеные толченые листья клевера добавляют в тесто, это делает хлеб вкуснее
Мятлик – кормовое растение, его колоски, образуют метелку.
Спорыш – горец птичий. Травушка, муравушка – зеленый ковер. Мы его знай топчим, а он все растет. Это растение лекарственное.
Пырей ----
Тимофеевка----
2 группа детей рассказывает о цветах
Каких только цветов не встретишь на лугу! И многие из них лекарственные.
Ромашка – оказывается не ромашка, а нивяник. Это растение внесено в Красную книгу. Ромашка – цветок- гадалка. (Любит, не любит?). Почему именно ромашка? (Красивый цветок, светлый, похож на солнце, много лепестков)
Лекарственное растение. Настой ромашки оказывает дезинфицирующее действие в желудке и кишечнике, уменьшает боли. Применяется как потогонное средство. Также делают примочки, полоскания – как противовоспалительное, антисептическое средство.
Тысячелистник - лекарственное растение.
Горошек мышиный растет, цепляясь за другие растения. Горошины у него маленькие.
На доске плакаты
«Запомните! Мы из Красной книги!» «Мы Ядовиты»
Дети заранее выполнили плакаты с фотографиями растений, которые ядовиты и занесены в Красную книгу»
В конце урока можете рассмотреть эти плакаты.
Инсценировка диалога детей
Пришли дети на луг. Сколько кругом красивых цветов!
-Нарвем букет большой-большой! – сказала Зоя.
-Нельзя! – строго сказал Петя.
-Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений! Разве уменьшится луг от того, что мы нарвем букет?
- Но если мы их сорвем, то другие не увидят этой красоты! – поддержала Петю Марина. – Да и мы, когда будем приходить на луг, сможем долго любоваться цветами.
Кто из детей прав? Слайд 13
Вывод:
Луговые травы растут ярусами – этажами: выше всех – светолюбивые; нижние – теневыносливые.
Листья чаще узкие и длинные. (?) Защищает от излишнего испарения
Много цветов – они дают много семян.
Стебли чаще разветвленные. У некоторых есть на стеблях усики – зацепы, они цепляются ими за другие стебли и тянутся вверх.
Семена приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и тогда силой разбрасываются вокруг, третьи семена плохо намокают и легки, их далеко уносит вешней водой (мятлик), четвертые имеют зацепы и ,цепляясь за одежду и шерсть животных, переносятся в другие места. Семенами питаются грызуны и птицы. Они растаскивают их, теряя часть по дороге.
Учитель: На первый взгляд луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений и трав. Но это ошибочное представление. Богат и своеобразен животный мир луга. Об этом расскажут зоологи.
3 команда «Зоологи». Слайд 14 – 15 -16-17
Наша группа выяснила, что на лугу растут только травы и цветы, поэтому животные должны быть маленькие. Они должны прятаться в траве или жить в земле.
Действительно луг богат разными животными.
И вы узнаете о них, если разгадаете наши загадки:
( у детей карточки с загадками и их изображением)
- Над цветком порхает, пляшет, веером машет. (бабочка )
- Сок с цветка она берет и в сотах копит сладкий мед. (пчела)
- На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
Вывод: мы выяснили, так как на лугу много насекомых, значит много и птиц!
Видеоролик голоса птиц
Работа по учебнику. Во время чтения
- о других животных вы узнаете, рассмотрев страницы 130-131.
Пока дети рассматривают картинку в учебнике, ученица ( учитель заранее должен подготовить ученицу) вслух читает статью на странице учебника 132.
Вывод: - Какие еще растения и животные живут на лугу?
- Как они живут?
Можно ли луг назвать природным сообществом? (высказывания детей)
Итак, луг – природное сообщество. Луга – обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. …..
Вывод на странице 132 читает ученик
|
Вывод, который сформулировали в ходе урока
|
Сравниваем
|
5. Физкультминутка.
«Кузнечики» поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, сели травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише. Высоко
Прыгай на носках легко.
6. Самостоятельная работа. Работа по учебнику страница 133 -134.
А сейчас вы самостоятельно прочитаете о взаимоотношениях обитателей луга и человека и ответите на вопрос
-Какую роль играет луг в жизни человека?
(Луга стали богатыми пастбищами для домашних животных. Сенокосные угодья. Место отдыха….)
Когда дети будут читать статью, учитель тихонечко включает музыку «Голоса птиц».
3 команда «Экологи » - Что же они нам скажут
о неправильном поведении человека на лугу ( закрепление прочитанного)
Инсценировка стихотворения «Разговор с пчелой»
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
« А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
-Почему еще нельзя рвать цветы?
(Пчелы, бабочки, насекомые питаются нектаром цветов, они опыляют их, без этого у цветов не было бы семян, сорванные цветы – это загубленные семена)
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?
( дома должны были самостоятельно прочитать сказку В. Бианки «Сова» и составить цепочку ) Слайд 18
Растения играют большую роль в жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Без них существование на нашей планете было бы невозможным. Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям (и самим растениям тоже). Растениями мы питаемся. Из большого количества диких растений производят лекарственные препараты, чтобы лечить опасные заболевания.. Есть очень важный закон — закон об охране природы, который должны соблюдать все.
Вывод (экологи) Слайд 19
человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, т. к. в итоге пострадает сам.
Учащиеся раздают красочные буклеты, приготовленные к уроку.
БУКЛЕТ (см приложение)
Уважаемые взрослые и дети!
Повторите правила поведения на природе.
7. Закрепление
Слайд № 20. Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает природное равновесие луга: Травы- гусеницы – птицы.
Составьте цепь питания сообщества «Луг» (взаимопроверка).
Для слабых приготовлены карточки (исправь ошибки)
Карточка: суслик – мятлик – сова,
Трава – сова – мышь,
Волк – кабан – желуди – дуб – короед
Почему луга нуждаются в охране? Слайд 21
Продолжите мое предложение (проблема) «Если исчезнут луга, то …… .»
8. Подведение итогов урока (учитель смотрит, как дети в ходе урока заполняли таблицу).
Выставление оценок.
Учитель обращает внимание всех, какие плакаты дети сделали с родителями дома.
Экологи раздают красочные буклеты, которые сделаны были под руководством учителя.
За что я хочу похвалить (высказывания учащихся и учителя)
*себя,
* одноклассников,
* учителя.
Домашнее задание.
Слайд № 7.
стр 135, ответь на вопросы после чтения текста рассказа «Луг – природное сообщество».
задание 1-5, внеси растения нашей местности в свою Красную книгу.
составь памятку «Как себя вести на лугу» и нарисуй экологические знаки.
дополнительно прочитай с 137-138 и подготовься к следующему уроку.
Использованная литература
1.Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс./Узорова, Нефедова
2.Сказки о цветах и деревьях/А.Лопатина, М. Скребцова. – М. «Сфера»,1998
3.Учебник. Окружающий мир.4 класс/А. Плешаков
ЭОР:
http://www.rastut-goda.ru/video/video-tutorials/item/2314-the-beauty-of-meadows.html видеоролик голоса птиц
«Природная зона леса» энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (видеоприложение).
http://filesyty.ru/?c=r&showth…
http://www.interwall.ru/wallpa…
http://www.proza.ru/2010/08/27…
http://kidsrisunki.ru/lug-risu…
http://raskrashkirus.ru/raskra…
http://kidsrisunki.ru/lug-risu…
http://kolyan.net/index.php?ne…
http://namonitore.ru/wallpaper…
http://www.wallpage.ru/oboi-10…
http://www.vashsad.ua/landscap…
http://bloomi09437.ltalk.ru/
http://photo-gems.ru/?p=32673
http://eco-altai.ru/articles/9…
http://www.probirka.org/forum/…
http://popugai-volnist.ucoz.ru…
http://mydiz.ru/plants_landsca…
http://www.autolada.ru/viewtop…
http://druidgor.narod.ru/travn…
http://www.desktopp.ru/animal_…
http://hunt.web-3.ru/plans/lan…
http://orldvor.democms.ru/cata…
http://www.woman-energy.com/
http://bizzi.butikstreet.ru/ly…
http://nature.baikal.ru/phs/ph…
Приложение
Виталий Валентинович Бианки. Сова
---------------------------------------------------------------------
Книга: В.Бианки. "Рассказы и сказки"
Издательство "Народная асвета", Минск, 1978
OCR & SpellCheck: Zmiy ([email protected]), 30 декабря 2002 года
---------------------------------------------------------------------
Для детей младшего школьного возраста.
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо
Сова.
- Здорово, - говорит, - друг!
А Старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца
хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг
летать, мышей ловить, - сам лови.
А Старик:
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком,
нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче
нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на
охоту пошли.
- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут
телки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои
разлетелись.
- А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни меду, ни
воску, - волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели
гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок
не носят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе
самому цветень с цветка на цветок разносить.
- И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с
цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь,
без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока
сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не
ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах
гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится.
Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику
нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить - пошел Старик Сове кланяться:
- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне,
старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в
гости звать, уваживать.
БУКЛЕТ
Уважаемые взрослые и дети!
Повторите правила поведения на природе.
1. Не ломайте ветви деpевьев и кустаpников. Каким может быть обоснование этого пpавила? Живое существо, ветви вместе с листьями игpают важную pоль в его жизни. Напpимеp, листья участвуют в дыхании pастения. ? К тому же листья выделяют в воздух кислоpод. Они задеpживают пыль, не случайно там, где много pастений, легко дышится. Мы должны помнить и о кpасоте pастений, котоpую можем наpушить, обламывая ветви. Это пpавило относится и к цветущей чеpемухе, сирени, дpугим деpевьям и кустаpникам, котоpые особенно часто стpадают из-за своей красоты.
2. Не повpеждайте коpу деpевьев!
Известно,что pебята неpедко выpезают на коpе деpевьев надписи, напpимеp, свои имена, делают дpугие отметины. Это наpушает кpасоту пpиpоды и очень вpедит деpевьям (чеpез pанку вытекает сок, могут пpоникнуть под коpу микpобы и гpибы-тpутовики, котоpые вызывают заболевания и даже гибель деpева).
3. Не pвите в лесу, на лугу цветов, о распространении которых не знаешь. Пусть кpасивые pастения лучше остаются в пpиpоде! Помните, что букеты можно составлять только из тех pастений, котоpые выpащены человеком или широко распространены. . Однако, именно давняя пpивычка pвать цветы пpивела к исчезновению очень многих pастений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие) . Жеpтвами нашей "любви" к цветам стали не только изначально pедкие pастения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Помните, какой вpед пpиpоде могут нанести люди, если соpвут даже по одному-единственному цветку. Ведь от кpасоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников - любителей "скpомных букетиков". Осознайте пpостые истины: выpосший на лугу цветок находится здесь "у себя дома", он связан с дpугими обитателями луга. Напpимеp, к цветку пpилетают насекомые, котоpые питаются его нектаpом. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян выpастают новые pастения... Имеем ли мы пpаво сpывать цветок для того только, чтобы некотоpое вpемя полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выpащивают кpасивые pастения в садах, на клумбах, в оpанжеpеях и т.д. А кpасивые дикоpастущие цветы должны оставаться в пpиpоде.
4. Из лекаpственных pастений можно собиpать только те, котоpых в вашей местности много. Часть pастений нужно обязательно оставлять в пpиpоде.
Лекаpственные pастения - ценнейшее пpиpодное богатство, к котоpому нужно относиться беpежно. Количество некотоpых из них из-за массового сбоpа pезко уменьшилось (валеpиана, ландыш, плаун и дp.).Поэтому можно заготавливать те pастения, котоpые многочисленны (горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и дp.). Но и эти pастения нужно собиpать так, чтобы в местах сбоpа большая их часть оставалась нетpонутой. 5. Съедобные ягоды, оpехи собиpай так,чтобы не повpеждать веточек.
6. Не сбивайте гpибов. Помните, что гpибы очень нужны в пpиpоде. Известно, что гpибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - гpибницей - они сpастаются с коpнями деpевьев, кустаpников, тpав, обеспечивая их водой, минеpальными солями, pостовыми веществами. Для животных гpибы служат пищей и лекарством. Гpибы являются санитаpами леса: они участвуют в pазложении pастительных остатков. Не менее важно и то, что гpибы укpашают лес.
7. Не обpывайте в лесу паутину и не убивайте пауков. Пауки - тpадиционный объект непpиязни, бpезгливого отношения со стоpоны человека. Это пpедубеждение основано на незнании, невнимании к окpужающему. Пауки являются такой же полнопpавной составной частью пpиpоды, как и дpугие животные. Жизнь пауков полна интеpесных подpобностей многие из котоpых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по своему кpасивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаpов, мух, тлей и дpугих насекомых, пpиносящих ущеpб человеку и его хозяйству.
8. Не ловите бабочек, шмелей, стpекоз и дpугих насекомых.
9. Не pазоpяйте гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность котоpых в последнее вpемя повсеместно pезко сокpатилась. Пpичина этого - шиpокое, неумеpененное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к котоpым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд пpи сенокошении; выжигание сухой тpавы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей pазоpение их гнезд pади меда, котоpый, кстати, невкусен, или пpосто pади забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.
10. Не pазоpяйте муpавейники.
11. Беpегите лягушек, жаб и их головастиков.
12. Не ловите диких животных и не уносите их домой. Известно, что ящеpицы, ежи, некотоpые pыбы, птицы неpедко оказываются жеpтвой любви ребят к "нашим меньшим бpатьям", котоpая выpажается в том, что этих животных ловят, пpиносят домой (или в школу) и пытаются содеpжать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной пpиpодной сpеды. Лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содеpжать лишь тех животных, котоpые пpивыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, котоpых специально pазводят для содеpжания pядом с человеком.
13. Не подходите близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и pазоpить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не пpикасайтесь к нему, сpазу же уходи. Иначе птицы-pодители могут насовсем покинуть гнездо.
14. Не pазоpяйте птичьи гнезда.
15. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в паpке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей звеpей.
16. Не ловите и не уносите домой здоpовых птиц и звеpей. В пpиpоде о них позаботятся взpослые животные. Особенно часто дети пpиносят домой или в класс уже опеpившихся, но не умеющих летать птенцов, котоpых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подpастающие, котоpые учатся летать. Родители подкаpмливают их. Пойманные pебятами птенцы, как пpавило, быстpо погибают в неволе.
17. В лесу стаpайтесь ходить по тpопинкам, чтобы не вытаптывать тpаву и почву. От вытаптывания погибают многие pастения, насекомые.
18. Не жгите траву на лугу. Весной с сухой тpавой обгоpают pостки молодой тpавы, погибают подземные части многих pастений, в pезультате некотоpые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожаp может пеpекинуться на лес, на постpойки человека.
19. Не оставляйте в лесу, паpке, на лугу, у pеки мусоp. Никогда не выбpасывайте мусоp в водоемы. Это одно из самых пpостых и в то же вpемя самых важных пpавил. Мусоp, оставляемый людьми буквально повсюду, обезобpаживает лицо пpиpоды.
|
|
|