Главная страница

Методическая разработка по теме : «Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы, русского языка и во внеурочной деятельности.»


Скачать 130.62 Kb.
Название Методическая разработка по теме : «Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы, русского языка и во внеурочной деятельности.»
Дата 25.02.2016
Размер 130.62 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка по теме :
« Межпредметные связи как средство

формирования культуроведческой

компетенции учащихся на уроках

литературы, русского языка и

во внеурочной деятельности.»


учителя МБОУ « Средняя общеобразовательная

школа № 3» г. Гусь – Хрустальный

Владимирской области

Высоких Аллы Викторовны.

2012 год.
Цель : Создать условия для активизации учебно - позна-

вательной деятельности , развития творческих

способностей учащихся и приобщения к искусству слова ,к духовным богатствам отечественной культуры.


Задачи : 1) Совершенствовать систему освоения и углубле-

ния знаний по русскому языку и литературе

в союзе с другими предметами.


2) Формировать устойчивый интерес

к национальной культуре и истории .



  1. Воспитывать достойного гражданина, осознающего своеобразие русского искусства

и его важное место в мировом пространстве.


Оглавление.



  1. Вступление . Обоснование выбора темы.




  1. Из опыта работы: а) Изучение «Повести временных лет

б) Культурно - исторические связи ;

в) Содружество языков ;

г) Информационная поддержка уро-

ков русского языка и литературы.


  1. Заключение .




  1. Список литературы.




  1. Приложение.


1.Обоснование выбора темы.
Как один из ведущих предметов в школе

литература связана с целым рядом других дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей , обществознанием, изобразительным искусством , музыкой…Наиболее естественно осуществляются связи литературы и родного языка, т.к. объектом изучения обоих предметов является словесность . Установление органических взаимосвязей филологии с другими науками не только обогащает и углубляет литературные знания , но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Стремление к эффективности учебного процесса заставляет словесника преодолевать случайность в установлении межпредметных связей, предпочитая систематическое обращение к внешним и внутренним источникам полезной информации. Это помогает добиваться планомерности и гибкости в решении серьезных задач формирования гармоничной личности , активизации мышления, расширения общеэстетического кругозора учащихся.

Проблеме использования межпредметных связей в процессе обучения уделяется серьезное внимание. Она по- прежнему актуальна и важна при решении задачи подготовки школьника к жизни, воспитания человека, осознающего своё место в культурно – исторической среде.

В последнее десятилетие опытные учителя наблюда- ют доминирование « дробного» подхода в образовании , «расчленение» на отдельные предметы : математику, химию физику и т.д..Ученики , перегруженные заданиями, особен-


но в профильных классах , выражают недовольство в знакомой фразе : «Каждый учитель считает свой предмет самым главным!» У подростков не остается сил и времени на постижение культуры, на строительство отношений с миром и людьми, на самопознание . Здесь и возникает дисгармония между обществом и человеком. Восстановить взаимосвязи , в какой –то мере , и помогают интегрированные курсы. А идея их реализуется , как правило, в союзе смежных предметов , в форме бинарного урока, во внеклассных мероприятиях.

Интеграция предметов – это не просто соединение разных частей , а объединение их в одно целое на основе общего подхода . Так , создание естественнонаучного цикла может возникнуть на основе картин мира, а гуманитарного- на основе человековедения. Показательным является курс, объединяющий языки , риторику , литературу.

Осмысление мира и себя в нем должно происходить на культурологической основе . Литература и русский язык призваны играть роль магнита , центра притяжения , механизма , сцепляющего все звенья образовательного и воспитательного процессов, в котором обязательно должны быть задействованы история, краеведение, музыка, изобразительное искусство, театр, возможно, иностранные языки , география и даже информатика ( их взаимосвязи показаны в схеме).

Литература поможет понять «историю души человечес- кой», театр – « прожить»судьбу, « погибнуть всерьез» , а не поиграть в ролевые игры , музыка – услышать биение сердца , живопись – увидеть жизнь глазами человека иного времени , иной страны , география и иностранные языки – ощутить себя «гражданином мира» , а , может быть, частичкой Вселенной, информатика – увидеть рациональ-

ные зерна в отвлеченных материях.

2.Культурно – исторические связи.
Национальный язык – социально – историческое явление, непосредственно отражающее изменения в обществе на различных этапах его развития. Взаимосвязь литературы, истории, лингвистики можно назвать генетической, основной, взаимопроникновение – глубо- ким, т.к. их задачи очень схожи – воспитание памятью, развитие патриотических чувств. Цель историка та же , что и у писателя : обнаружить закономерности жизни человеческой и жизни народной .

К основным приемам , осуществляющим эти взаимосвязи , относятся:

1. Составление «Словаря эпохи»;

2. Изучение хронологии событий , дат, анализ эпизодов художественных произведений на историчес-

кую тему ( например, восстание под предводительством Пугачева в контексте пов. Пушкина « Капитанская дочка.») ;

3. Исследование документального материала;

4. Подготовка исторического комментария к художественному произведению;

5. Воссоздание картин эпохи путем словесного рисования, инсценировки ;

6. Просмотр кинофильмов , созданных на основе исторических событий или художественных произведе-

ний о них;

7. Составление «Энциклопедии времени»;

8. Написание сочинений в жанрах древнерусской литературы ( летописи, поучения, жития и т.д.)

9. Сопоставление современной грамматики и лексики с языковыми явлениями прошлого.


Из опыта работы.
1.Изучение «Повести временных лет.»

Благодатным материалом для изучения литературного произведения в контексте исторической эпохи являются летописи. Знакомство учеников 6 класса с ними позволя- ет ощутить не только ход событий, но особенности характеров героев, повороты их судеб, психологизм в их поступках. Образы князей Олега , Владимира, Игоря, княгини Ольги , самого Нестора – летописца стали откры- тием для многих ребят, ведь в них они увидели живых людей, способных и на подвиг , и на месть , убийство.

Наиболее глубоко и детально удается изучить эпизоды правления княгини Ольги. Помимо материала учебника литературы ( авторы – составители: О.М.Хренова, М.А. Снежневская), необходимо использовать раздел «Порочный круг» в УМК «Вокруг тебя – мир».

Подготовка к данным урокам состояла из нескольких этапов : 1. Распределение класса по группам;

2. Выполнение индивидуальных и групповых

заданий: а)историки: составить рассказ о времени

княгини Ольги , о её деятельности на основе

исторических документов;

б) актеры : используя литерат. материал,

написать диалог кн.Ольги и послов от древлян и

разыграть его;

в) художники: нарисовать иллюстрации

к эпизодам мести кн.Ольги, придумать детали

костюмов, найти их;

г) критики : сформулировать оценку . поступков кн.Ольги с современной и истории-

ческой точки зрения.

3) Помощь учителя, корректировка выполнения заданий

4)Проведение урока.

Так удалось заинтересовать ребят историей, литературой, привлечь резервы музыки, живописи, театра. Кропотливая работа учителя и учеников увенчалась успехом. Сама обста-

новка была необычной : часть кабинета оформили в древнерусском стиле , соорудили трон, «посадили» на него кн.Ольгу , на красном бархате прикрепили иллюстрации к эпизодам летописи. Были подобраны музыкальные фраг-

менты, передающие психологизм событий. Портрет герои-

ни ( репродукция картины В.Васнецова) подсказал , почему её боялись , уважали, почитали на Руси.

Форма проведения урока тоже отличалась от тради-

ционной . Участники попытались воспроизвести судебный процесс. В ролевой игре были задействованы судья, обвини-

тель( прокурор), защитник(адвокат), обвиняемая (кн.Ольга), потерпевшие ( родственники послов от древлян).

В ходе « заседания» развернулась дискуссия об оправданных поступках героини и ее преступлениях. Соз-

дать ситуацию спора помогли высказывания историка С.Соловьева о том, что « месть за убийство близкого челове

кА была священной обязанностью во времена Древней Руси когда обычай мести заменял правосудие…», а также вопросы в разделе «Аналитическая работа по тексту» в методических рекомендациях к книге «Вокруг тебя- мир…»

Итогом урока стало сочинение , в котором ученики давали собственные оценки исторической ситуации и размышляли о том , как бы в наше время отнеслись к жестокой мести. Прочтение лучших сочинений явилось переходом к изучению других произведений темы «Пороч-

ный круг» : повести В.Закруткина «Матерь человеческая» и

рассказа В.Солоухина « Мститель». Они были проанализи-

рованы на факультативном занятии.
Таким образом, в подобном уроке как нельзя лучше можно увидеть не только межпредметные связи, но и точки соприкосновения с внеклассной деятельностью.

Логичным продолжением такой методики является проведение факультативов, заседаний литературного клуба ( в нашей школе он называется «Свет») , вечеров поэзии. Одним из самых запоминающихся мероприятий стал литературный вечер «Пушкин и декабристы», посвященный 180 годовщине восстания 1825 года(2005г.)

Обращаясь к этой неоднозначной, спорной теме, коллектив ставил задачу понять суть политической обстановки начала 19 века, объяснить условия возникно- вения идеологии «тайных обществ», увидеть круг сторон- ников и противников движения , обосновать влияние де- кабризма на формирование и развитие русской культуры.

Положительным фактором увлеченности подготовкой вечера стало массовое чтение книг по истории и литера- туре, анализ произведений Пушкина, Грибоедова, Некра- сова, Толстого, поэтов – декабристов, критических статей

Этот вечер многие старшеклассники называли празд-ником , на котором даже незаметные « троечники» смог- ли раскрыть свои таланты актеров, чтецов, певцов , танцоров , художников( сценарий вечера – в приложении.

Конечно, на внеклассных занятиях межпредметные связи представлены гораздо шире , масштабнее , чем на обычном рабочем уроке. Но и здесь нужно создавать условия для комплексной реализации различных видов форм , методов более точного , полного усвоения базового программного материала по основным предме- там.

3. Содружество языков.
Современный русский язык занимает очень важное место в системе международных языков. Взаимодействие культурологии и лингвистики является мощным средст-вом формирования гражданственности, патриотизма,

толерантности. В постепенном освоении знаний в облас-ти этимологии, грамматики, лексикологии ученик прохо- дит долгий путь осознания своей принадлежности к са- мобытному миру русского слова.

Наиболее активно школьники включаются в процесс освоения лингвистических связей на занятиях по теме:

«Группы слов по происхождению.» В качестве примера можно привести систему уроков по теме: «Заимствован- ные слова.» Уже в 5 классе ученики получают первое представление о словах , пришедших из других языков, выявляют причины заимствования, определяют по толко- вому словарю их значения, по звуко-буквенному составу и строению предполагают , из какого языка пришло то или иное слово.

К этой теме обращаются и при изучении профессио-

нальных слов , неологизмов ,т.к. они составляют большую часть заимствований . Здесь решаются и орфографические , и орфоэпические проблемы. Ведь почти все иноязычные слова являются словарными.

Следовательно, факт возникновения лексической едини- цы необходимо изучить в разных аспектах, используя связи с иностранными языками, географией , историей.

В 5 классе можно предложить составить словарик заим- ствованных слов по формуле: «Слово – из какого языка- значение». Для этого учащиеся должны использовать сло- варь иностранных слов, дополнительную литературу.


Некоторым ребятам удаётся самостоятельно опреде- лить происхождение слова ,например, по фонетическим приметам (соотношение гласных – согласных, сочетание ге, хе, ке,бю; начальные А,Э ; наличие буквы Ф), по мес- ту ударения в слове ( во французском языке – на послед- ний слог: жалюзи ).В этом и поможет хорошее знание ино странных языков , которые изучаются с начальной шко- лы или с детского сада.

Учащиеся 7 – 8 классов решают задачи исследова- тельского характера , например, изучают пути проникно- вения слов в русский язык через языки – посредники, создают подобные схемы : Проект = нем. – латинск.;

Конверт = фр. – латинск. ;

Брезент = гол. – фр.- латинск.;

Ученики , обладающие творческими способностями, ри- суют карты взаимовлияния языков мира. Старшеклассники, изучающие несколько языков, а, воз- можно , и путешествующие по странам , имеют навык сопоставления произношения, написания, значения слов, особенно в родственных группах , например, в славянс- кой ( между болгарским, польским, чешским языками).

Здесь требуется тонкое лингвистическое чутьё , знание зарубежной литературы , умение объяснять смысл нацио- нальных афоризмов , пословиц, поговорок.

Традиционные темы, сквозные образы, схожие сюже

ты в русской и зарубежной литературе -одно из самых ин- тересных направлений сопоставительного анализа.

К сожалению, западная классика скудно представлена в основной программе. Открылось бы огромное поле дея- тельности . Например, при изучении «Слова о полку Иго-реве» можно было бы проанализировать знаменитую французскую средневековую поэму «Песнь о Роланде».

В этих произведениях много общего : в основе – истори-

ческий факт , автор неизвестен, оба героя сочетают в себе и отвагу, и патриотизм , и тщеславие.

Другая важная тема – эпоха Возрождения. Именно в ней – истоки гуманизма , который станет «душой» рус- ской литературы. «Божественная комедия» Данте Алигье- ри даёт возможность увидеть широкий охват жизни, чело

века, ищущего истину , монументальные образы, мастерски выверенные повороты композиции, выразитель ный стих.

В системе уроков сопоставительного анализа необходи

мо уделять внимание этапам становления методов, нап- равлений, жанров литературы. При исследовании , напри-

мер , романтизма нужно изучить эстетическую программ- му Байрона , Гюго . Произведения критического реализма

в которых отражены социальные противоречия , взлеты и падения личности, формирование типических характе- ров ,позволяют сравнить русского Раскольникова с Эже- ном Растиньяком и Шарлем Гранде, персонажами ро- манов О.Бальзака.

При чтении книг Рабле, Свифта, Диккенса, Теккерея ученики поймут, как писатели – сатирики используют гротеск, иронию, сарказм, юмор, разоблачая социальные пороки. Это облегчит восприятие творчества Некрасова, Салтыкова- Щедрина, Маяковского.

Серьезным подспорьем могут служить видеофильмы, аудиозаписи, музыкальные произведения, созданные по мотивам зарубежной классики , и другие пособия из фон- дов курса МХК. Бесспорно, факультативы, тематические вечера, спецкурсы дают более совершенную подготовку ученикам и духовно обогащают учителей расширяют кругозор и доставляют высокое эстетическое удовольст-


вие. Это хлеб для коллектива гуманитарного профильно- го класса. В общеобразовательном , в математическом, в информационно – технологическом же классах приходится использовать только отдельные элементы этой программы , а также искать точки соприкосновения с основным предметом, придумывать креативные приемы.
4. Информационная поддержка уроков

русского языка и литературы.
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь, оправдывая значение известной фразы: « Кто владеет информацией , тот владеет миром.» Сегодня трудно пред- ставить ученика , не разбирающегося в основах ИКТ.Сов- ременному учителю всё чаще приходится привлекать ресурсы «сети», «паутины», чтобы заинтересовать своим предметом. Педагог использует не только тесты, схемы, алгоритмы, таблицы, разработанные профессорами и сту дентами вузов ,но и создает свои собственные, рассчитан ные на конкретных учеников , соответствующие их поз -навательным способностям.

В первую очередь, это относится к русскому языку, ведь сжатая информативная знаковая система лежит в основе компьютерного тестирования и ЕГЭ. И в эту систему нужно ввести основные лингвистические правила и понятия, а также научить ребят их расшифро- вывать. С этой целью используются тематические прог- раммы по орфографии, пунктуации, морфологии и др.

Их огромное множество : с выделением ошибок , сопро- вождающимся звуковым сигналом, с системой баллов и оценок работы учащихся. Хорошим подспорьем в подго-


товке к ЕГЭ является приложение к пособию с контроль-но – измерительными материалами, в котором соблюдена структура экзамена. На отдельных уроках можно исполь- зовать программы серии «Репетитор». Регулярная работа в школе и дома позволяет не только хорошо повторить материал, но и психологически настроиться на испытание

Как это отнести к межпредметным связям ? Наверное, провести интегрированный урок ( русский язык и информатика), на котором выработать определен- ные навыки тестирования, редактирования, анализа текста. Возможности этого направления безграничны, но и опасны: каждый литератор будет просить отдельный (собственный) компьютерный класс! А пока пытаться проводить бинарный урок 1-2 раза в году.

Как возникает связь между информатикой и литерату- рой ? Трудно представить. Литература в меньшей степени тяготеет к точности и зашифрованности. Информатика имеет огромные ресурсы, в которых есть место и для ли- тературоведческих терминов, и для общих сведений о писателях, их творчестве, и для критических статей. Но в первую очередь, это серьезный помощник в написании сочинений и рефератов.

Учащиеся информационно-технологического класса осваивают основы программирования. Литература и русский язык входят в число интересующих их предметов

Ребята составляют тематические тесты, участвуют в проектах , например, «Почему мы так говорим?»


Заключение.
Призванный отразить мир во всем богатстве , художник

в любой сфере искусства ищет наиболее точные и зри- мые соединения красок и звуков , цвета и света , из россы- пи живой народной речи и многоголосия природы извлека- ет зрительно – слуховые образы, чтобы углубить наши представления о том , чем богата земля, и воспитать в юно- ше разумного хозяина Земли , ответственного и за гармо- нию человеческих отношений.

Надо научиться « возделывать» землю и общество, т. к.

слово « культура» в переводе с латинского языка и обозна- чает «возделывание», « обрабатывание». Переосмыслим: хранить – значит беречь традиции и заветы , духовный по- тенциал нации.

Так и педагог , сохраняя традиционные методики и раз- вивая креативные технологии , должен «возделывать», то есть воспитывать человека, чтобы он был носителем великих достижений культуры.

В основе современной и плодотворной идеи интеграции образовательных курсов и предметов должны лежать задачи формирования культурологической компетенции школьни- ка. Культура объединяет все слагаемые эпохи, ставя в её центр человека. Диалог культур и мировоззрений является важной составляющей и насущной необходимостью филологического образования.