Главная страница

Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №51» (Младшая группа)


Скачать 374.39 Kb.
Название Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №51» (Младшая группа)
Дата 13.03.2016
Размер 374.39 Kb.
Тип Документы


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51»



(Младшая группа)

Воспитатель Ермолова Наталия Викторовна
.




Новомосковск 2013 г.

Актуальность : во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с

заданным результатом и элементами творчества для детей 3-4 лет.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательный
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный )
По характеру контактов: ребенок и воспитатель, в рамках одной возрастной группы.
По профилю знаний: монопроект.

Участники проекта:

Воспитатель и дети 2-ой младшей группы.

Руководитель:

Воспитатель 2-ой младшей группы.
Основной раздел программы

Познавательное развитие, речевая деятельность, художественная литература, изобразительная деятельность, игровая деятельность.
Обеспечение проектной деятельности:

Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”,

“ Обруч” и др.

Цель проекта: расширять знания о многообразии насекомых; познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Задачи проекта:

Образовательные

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;

  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие

  • развивать эмоциональную отзывчивость;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых;

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к живому

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, стрекоза);

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

  • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

  • находить сходства и различия;

  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

  • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок;

  • просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Первая помощь при укусах насекомых». «Изучаем животный мир - ставим опыты»

Продукт проектной деятельности: фотографии , коллективная работа «На полянке», поделки из природного материала
Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Изучение сайтов . Изучение литературы, содержащей образцы поделок с использованием различных техник лепки , апплекаций с использованием природного материала.

Основной этап

Беседы с детьми о насекомых, правилами обращения с ними. Продуктивная деятельность совместно с детьми. (Изготовление поделок)

Завершающий этап.

Презентация проекта

План реализации проекта:

Подготовительный этап

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

Подбор материалов по теме проекта

Воспитатель


Создание базы для реализации проекта

Составление плана основного этапа проектирования

Воспитатель

Разработана стратегия решения возникших проблем

Основной этап

Мероприятия

Тема

Задачи

Ожидаемый результат

Участники


Совместная деятельность

Чтение книг, рассматривание иллюстраций, наблюдения

Рассматривание альбома «Насекомые»

Наблюдения:

- за бабочками

,- муравьиная тропа ,

- за стрекозами,

- за божьими коровками,

- какие цветы нравятся пчелам больше всего.

БЕСЕДЫ

- «Таинственный мир насекомых»

- «Насекомые и цветы созданы друг для друга»

- «Стрекоза» (интеграция природы и лепки)

- «Бабочки» (интеграция природы и конструирования из природного материала)

- «Пчелы» (интеграция природы и ручного труда)



Формировать положительный настрой, Воспитывать интерес к насекомым.

Бережное отношение к животному миру



Дети имеют представления о внешнем виде насекомых, умеют обращаться с ними



Дети, воспитатель



Продуктивная деятельность

Изготовление поделок с использованием различных техник лепки и природного материалла


Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности


Дети, используя различный материал и приемы в творчестве


Дети, воспитатель


Игровая деятельность


Игры:

Подвижные игры «День-ночь», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Горячо_холодно»

Настольные игры: «Лото», «Четвертый лишний» «Сложи картинку»

« Найди пару» «Бабочка выбирает любимый цветок»


Развивать познавательных способностей детей


Дети закрепляют знания о насекомых


Дети, воспитатель

Консультация

«Первая помощь при укусах насекомых». «Изучаем животный мир - ставим опыты»

Расширить знания родителей по теме проекта.

Родители изучают предложенный материал.

Родители, воспитатель

Завершающий этап

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

Презентация проекта


Воспитатель дети.


Презентация результатов работы

Оформление паспорта проекта

Воспитатель





1 день Встреча с пчелой Майей
Игровой персонаж: игрушка-пчела.
УТРО

Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на то, что группа стала какой-то необычной: на стенах, столах и т.п. картинки, игры с изображением насекомых. Спрашивает у детей, что они думают по этому поводу. Обращает внимание на открытку на окне, на которой написана загадка о хозяйке этой страны. Предлагает детям ее отгадать.

С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу, гужу И мед вожу.

Педагог предлагает найти пчелу. Спрашивает детей, где она может быть. Дети находят пчелу на цветке в «живом уголке».

Пчела знакомится с детьми, говорит, что ее зовут Майя, дети ее знают по мультфильму «Пчела Майя» и по рассказу Н. Павловой «Находка». Майя приглашает детей в страну насекомых, в которой они будут путешествовать целую неделю.

Беседа «Что дети знают о насекомых?» Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развить фразовую речь; активизировать словарь по теме.

Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых. Вопросы:

1) насекомые — это животные или растения;

2) чем насекомые отличаются от других животных (птиц, зве-рей, рыб...);

3) чем похожи все насекомые, что вы знаете о пчелах;

4) выбрать и назвать насекомых на картинках;

5) почему насекомых так много;

6) чем питаются насекомые;

7) какие животные питаются насекомыми;

8) что случится, если все насекомые исчезнут

(На наглядном материале должна бить показана разница в размере животных и насекомых.)

Майя оценивает ответы детей. Приглашает в страну насекомых, чтобы еще больше узнать о ее друзьях.

Утренняя гимнастка

Цели: поднять эмоциональный, мышечный тонус; закрепит! знания о жизни пчел.

Педагог вместе с Майей «превращает» детей в маленьких пчелок из сказки, предлагает отправиться собирать мед.

Примерный набор упражнений: пчела летит, опускает хоботок в цветок, присаживается на цветок балансирует крылышками, строит из воска соты, закупоривает соты с медом, отряхивается после дождя, созывает своих друзей, падает внутрь большого цветка, отдыхает, греется, увертывается от большого жука, танцует в хороводе.
ДЕНЬ

Цели: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе; развить умение сравнивать, обобщать; развивать фразовую речь; активизировать словарь . по теме, закрепить понятие «насекомые».

Физкультурное занятие игрового типа

Цели: развить двигательные навыки, ковкость, быстроту, чувство товарищества, взаимопомощи, волю; закрепить новые слова и звукоподражания по теме.

Майя предлагает детям разделиться на три команды — «Пчелы», «Осы» и «Шмели» — и посоревноваться.

Наблюдение за пчелами на прогулке Цель: уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.

Подвижная игра «Медведь и пчелы» Цель: развить умение бегать в разных направлениях, ловкость.

Хоровод насекомых Цели: развить музыкальный слух, пластичность; закрепить знания о способах передвижения разных насекомых; развить воображение, творческое мышление.

Оборудование: музыкальное сопровождение.
ВЕЧЕР

Игра-перевоплощение «Пчела защищается вынужденно»

Цели: закрепить знания детой о пчелах; развить память, воображение, эмпатию), вербальную и невербальную выразительность.

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

(по методике «Расскажи стихи руками») Цель: развить память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма

Дети руками обрисовывают

перед собой круг. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания. Ритмично взмахивают руками-крылышками.

Совершают круговые движения ладонью по .животу. Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклоняются. «Раскрывают» перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед

В сотах утрамбует мед, Топают ногами.

Скоро ведь зима придет. Ежатся.

Будет пчелкам чем питаться. Имитируют движения ложкой.

Летом надо им стараться. Имитируют накладывание меда

в соты.

Дидактическое упражнение «Помоги пчелкам»

Цели: развить внимание детей; закрепить знания о цветах. Майя хочет посмотреть, какие дети внимательные, смогут ли они указать путь до цветка каждой пчелке.

2 день Встреча с бабочкой Лили
Игровые персонажи: бабочка Лили
УТРО

Сюрпризный момент

Когда все дети соберутся, педагог спрашивает их, хотели бы они снова отправиться в страну насекомых. Дети ищут пчелу Майю, без которой отправиться не могут. Находят ее на цветке. Спрашивают ее, с кем из своих друзей она сегодня познакомит детей. Майя говорит, что ее подруга куда-то спряталась, и просит позвать ее по имени Лили. Дети зовут.

Педагог незаметно дергает за леску, бабочка «слетает» со шкафа или с полки. Майя спрашивает детей, кто се подружка.

Беседа с детьми

Цели: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.

Бабочка Лили спрашивает, что дети о ней знают. Вопросы:

1) какие названия бабочек вы знаете ;

3) чем отличаются эти бабочки;

4) где они живут;

5) в каких сказках бабочка является одним из героев.

Утренняя гимнастика

Цели: повысить мышечный тонус, настроение; развить пластику движений, выразительность; закрепить знания о способах передвижения бабочек.

Бабочка Лили «превращает» всех детей в бабочек и предлагает им полететь на цветочную полянку.
ДЕНЬ

Наблюдение за бабочками на цветочной клумбе

Цели: закрепить знания детей о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек; закрепить знания об основных цветах спектра и их оттенках; доставить радость от любования красотой цветов и бабочек; сформировать эстетический вкус.

Ход наблюдения

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
Изобразительная деятельность «Бабочки на лугу»

Цели: закрепить навыки лепки; закрепить знания об особенностях окраски бабочек; научить работать совместно со сверстниками; активизировать словарь

Оборудование: большой лист зеленого цвета — поляна, пластилин, ракушки для крыльев

Бабочка Лили говорит детям, что ей одной скучно, просит найти себе подружек. Педагог предлагает детям вылепить бабочку из пластилина и ракушек
Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»

Цели: развить воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого; сформировать желание защищать бабочек, любоваться ими; развить выразительность речи.

Педагог говорит о том, что они читали рассказы о бабочках, наблюдали за ними, рассматривали иллюстрации. Предлагает детям «превратиться» в бабочек и побыть немного на их месте.

Подвижная игра «День и ночь»

(«дневные и ночные бабочки»)

Цели: развить умение действовать по сигналу, передавать способ передвижения бабочки; сдерживаться, выполнять правила игры.

Украшение бабочками веранды Цель: вызвать желание украсить участок для всех.
ВЕЧЕР

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»

Цели: развить логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые».

Педагог говорит детям, что у нее есть цветы и бабочки которым надо помочь найти свой цветок. Предупреждает, что помочь им могут только умные, внимательные дети.

Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха»

Цели: закрепить знание содержания сказки; развить выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

3 день Встреча с муравьем Kузей
Игровой персонаж: муравей-игрушка.
УТРО

Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на то место, где они вчера оставили пчелу Майю (на подоконник, около растений). Майи нет. Педагог говорит о том, что пчелы просыпаются рано, с первыми лучами солнца, им надо много потрудиться, чтобы собрать нектар. Предлагает поискать Майю среди цветущих растений. Дети находят пчелу, которая спрашивает у них, хотели бы они познакомиться с ее другом. Просит узнать, кто он, по загадке.

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Матерьял для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей, Жить не может...

Варианты:

Майя предлагает позвать муравья Кузю. Но он не откликается.

Тогда Майя предлагает найти его домик когда пойдут на прогулку

Утренняя гимнастика

Цели: поднять эмоциональный фон; повысить мышечный тонус; закрепить знания о действиях муравьев, их образе жизни.

Дети превращаются в муравьев и выполняют различные действия
ДЕНЬ
Наблюдение за муравьями

Цели: расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Около муравейника снуют муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.

Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

(на развитие чувства ритма)

От друзей муравьишка отстал.

Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой.

Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ритмично бегут на месте.

Ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ножку тонкую он поломал.

Делают ритмичную пружинку. Ритмично закрывают глаза ладонями.

Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай-ай! Травкой быстро ее обмотал, В муравейник скорей побежал. Ну, а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох!

Стало сразу так страшно, темно. Хорошо, что друзья помогли, Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы!

Делают ритмичные хлопки.
Игры с песком
Цели: развить конструктивные навыки; закрепить знание свойств песка.

Дети строят муравейник. Вносят для обыгрывания игрушки-муравьи.

Подвижные игры

По желанию детей игры можно провести со сменой играющих персонажей на рыжих и черных муравьев, летающих и ползающих муравьев, тех, кто быстрее перенесет, построит и т.п.
ВЕЧЕР

Игра-драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цели: закрепить знания детей содержания сказки, задания об особенностях внешнего вида и способа передвижения насекомых; развить артистические способности детей, речь; доставить удовольствие от самовыражения и общения со сверстниками.


4 день Встреча Божьей коровкой
Игровой персонаж: игрушка божья коровка.

УТРО

Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях. Воспитатель загадывает загадку:

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловка (Божья коровка).

(Показ картинки или игрушки). Узнаете?

Это божья коровка. Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок. Расскажите, какие они, божьи коровки? Нравятся ли вам? Почему? Как нужно вести себя при встрече с этим насекомым?
Утренняя гимнастика
Цели: поднять эмоциональный фон; повысить мышечный тонус; закрепить знания о божьей коровке , и ее образе жизни.
Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
ДЕНЬ

Дети парами идут на участок. Воспитатель предлагает найти детям божью коровку. А вот и она бежит по листочку, какая же она маленькая и красивая.

Воспитатель осторожно берёт Божью Коровку в руки и предлагает рассмотреть её.

Какого она цвета? (красного-с чёрными пятнышками).

Воспитатель говорит о том что Б.К. бывают не только красными с чёрными пятнышками но ещё и жёлтые с чёрными пятнышками , и оранжевые с белыми пятнышками …..

Сколько у нее ног? (Шесть.)

Из скольких частей состоит ее тело? (Из трех частей: голова, грудь, брюшко.)

Воспитатель: Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жуков так и называли — «солнышками». Подобные имена им давали и другие народы. А имя «божья коровка» появилось позже. Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жука на ладошку (воспитатель кладет на ладошку одному из ребят насекомое) и приговаривает:

Божья коровка – легкая букашка,

Божья коровка – лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или тепло?

Если жучок взлетал при слове «холодно», человек ждал холода; если взлетит при слове «тепло» – ждал тепла.

Воспитатель предлагает вспомнить потешку про божью коровку.

Дети:

Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба:

Черного и белого,

Только не горелого.

Бабка коробка

Улети на небо

Там твои детки кушают конфетки

Всем по одной, а тебе ни одной.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем питаются божьи коровки?

(Дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: А вот и нет (и объясняет).

Эти насекомые – хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удовольствием поедают тлей, которые живут на садовых деревьях. Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. И поэтому давайте мы отпустим Б.К. обратно на место. И говорит о том, что убивать их нельзя их нужно беречь.

Физминутка:

- Давайте попробуем превратиться в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились(Дети кружатся.)

И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите мне

Ваши головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики

- Подул теплый ветерок... Поднял божьих коровок в воздух, и они полетели... (Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат.)

- Мы вокруг себя покружились(Дети кружатся.) И в мальчиков и девочек превратились.

- Молодцы! Теперь присаживаемся за столы, послушаем небольшое стихотворение:

Божья коровка,

Чёрная головка

Сидит, скучает,

Ленится, зевает.

Скучно ей в траве своей,

Хочет отыскать друзей.

- Смотрите ребята. Как одиноко божьей коровке.

- Божья коровка хочет оказаться на летней солнечной полянке среди своих друзей, таких же божьих коровок, как и она. Давайте поможем божьей коровке!

- Согласны? Тогда подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

По цветку ползёт букашка (Выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки»)

На ней красная рубашка. (Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.)

Маленькая крошка – (Правой рукой погладить «божью коровку»)

На спине горошки. (Указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)

- А друзей для божьей коровки будем лепить . Давайте приступим к работе.

Цель: Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, учить пользоваться стекой; дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе

Выполнение работы.

Какие красивые Божьи коровки получились у вас, ребята. Как настоящие, живые Божьи коровки. Молодцы!
ВЕЧЕР

Чтение произведения Андрея Усачева БОЖЬЯ КОРОВКА

Цель: продолжать учить слушать взрослого, высказывать своё мнение о поведении героев, задавать вопросы; развивать связную речь, учить слушать товарища, отвечать на вопросы.

Послушайте стихотворение, в нем рассказывается история одной божьей коровки.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Гуляла за городом Божья коровка,

По стеблям травинок карабкалась ловко,

Глядела, как в небе плывут облака...

И вдруг опустилась Большая Рука.

И мирно гулявшую Божью коровку

Засунула в спичечную коробку.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.

Неужто в неволе остаться навек?

Коровка решила готовить побег!

О, Боже! взмолилась несчастная крошка

И вдруг увидала за шторой окошко.

А там, за окном, все от солнца светло.

Но к свету ее не пускает стекло.

Однако коровка на редкость упряма:

Нашла, где неплотно захлопнута рама,

И вот вылезает она из окна...

Ура!

Наконец на свободе она! (Андрей Усачев)
1. Кто поймал божью коровку? Хорошо ли он поступил? Почему?

2. Как вы думаете, что чувствовала божья коровка, сидя в коробке? Пытаясь вырваться на волю? Когда оказалась на свободе?

3. Почему божья коровка так хотела вырваться из коробки и вернуться на лужайку?

Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними вы – настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать.
5 день Встреча со стрекозой
Игровой персонаж: игрушка стрекоза.
УТРО

Сюрпризный момент

Педагог держит в руках стрекозу (игрушка):
Над ромашкою лесной

Кружит вертолет,

Очень маленький такой,

Где же там пилот?

Только там пилот не нужен.

Если кто не знает:

Над ромашкою мирно кружит

Стрекоза большая!

Целый день парят изящные стрекозы над гладью тихой речки или пруда. Но нет, стрекозы не бездельничают. Они охотятся за летающими насекомыми. За один час стрекоза может съесть 40 мух. Чтобы поймать насекомое, надо хорошо его видеть. Поэтому у стрекозы глаза огромные, занимают чуть ли не всю голову.
Утренняя гимнастика
Цели: поднять эмоциональный фон; повысить мышечный тонус; закрепить знания о стрекозе , и ее образе жизни.
«Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
ДЕНЬ
На прогулке воспитатель читает загадку:

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза. Кто же это?.. (Стрекоза.)
Стрекоза находится у воспитателя в руке. Ом напоминает детям, что ее надо держать за туловище, как и бабочку.
Воспитатель. Посмотрите, крылья у стрекозы длинные и узкие, их две пары. У кого еще есть две пары крыльев?
Дети. У бабочки.
Воспитатель. Крылья прозрачные, жесткие. Есть ли на них цветные чешуйки?
Дети. Нет, они только у бабочки.
Воспитатель. Лапки у стрекозы цепкие, она на лету хватает мошек и комаров и съедает их. У стрекозы длинное тело, подвижная голова и большие глаза.
Дать возможность детям потрогать цепкость лапок стрекозы, учить преодолевать чувство страха, неуверенности перед насекомыми. Иногда бабочки, стрекозы, шмели подлетают близко к человеку и даже могут на него сесть. Не надо паниковать, не надо их ловить — они улетят сами.
При рассматривании насекомых учить детей сравнивать, находить общие и отличительные признаки
Физминутка:
Дети встают в круг и выполняют по тексту движения:

Эта стрекоза в небо взлетает,

Эта стрекоза росинки собирает,

Эта стрекоза над лугом резвится,

Эта стрекоза на цветок садится.
Педагог:

Хотите слепить такую стрекозу? А лепить мы ее будем из бумаги и салфеток. Приклеим туловище. Оно похоже на палочку. Затем голову.А на голове глаза, их мы сделаем из горошин.

- чего еще не хватает нашей стрекозе?

- Верно, крылья. Мы их прикрепим сразу за головой, на туловище( из салфеток). (показать).

ВЕЧЕР

Чтение произведение басни «Стрекоза и Муравей»
Цель: продолжать учить слушать взрослого, высказывать своё мнение о поведении героев, задавать вопросы; развивать связную речь, учить слушать товарища, отвечать на вопросы.
Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы прочитать вам одну басню, вы внимательно ее послушайте и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.
Басня называется: «Стрекоза и Муравей»
Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!" —

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" —

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило". —

"А, так ты..." — "Я без души

Лето целое все пела". —

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

Воспитатель:
Назовите главных героев басни.
Зачем стрекоза обратилась за помощью к муравью?
Как вы думаете, почему стрекоза обратилась за помощью именно к Муравью?
Чем занималась стрекоза летом?
Как ей живется зимой?
Каким вы представляете себе муравья?
Какой вы представляете себе стрекозу?
Чему учит нас эта басня

6 день Итоговое путешествие

Тема: «В гости к хозяйке луга».

Задачи:

 закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

 развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;

 учить отгадывать загадки о насекомых;

 воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Материал:

Игрушки -насекомые: бабочка, божья коровка, комар, муравей, жук, стрекоза, кузнечик, оса, листы цветного картона, наборы картинок «Насекомые», «Животные», «Птицы», зелёная скатерть.

Ход

-Мальчишки и девчонки, давайте мы сегодня отправимся на солнечную полянку, на праздник насекомых!

Дети подходят к столу, накрытому зелёной скатертью – импровизированная полянка. Их встречает хозяйка луга.

Х.л. Доброе утро, дорогие дети. Как я рада, что вы меня сегодня навестили. Вы, наверно, хотели поиграть на нашей весенней полянке с моими друзьями? К сожалению, веселье придётся отложить. Посмотрите, моя полянка опустела.

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? (Стрекоза.)

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

(Муравей.)
Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

( Оса).
Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

(Пчёлы.)

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

(Бабочка)
Я - пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

(Божья коровка)
Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

(кузнечик)
Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

(жук)

Х.л. Какие вы молодцы! Сколько маленьких жителей этой полянки вы расколдовали.
Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Х.л. Ребята, злая волшебница не сдаётся, она решила нас запутать. Собрала всех вместе и насекомых, и птиц, и зверей. Предлагает вам выбрать насекомых из всех этих картинок и только тогда она их отпустит.

Ребята, ведь мы с вами не сдадимся?

Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.

Посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего они им? (ответы детей)

-Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них есть и лапки.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы!

( Дети выбирают из предложенных картинок только насекомых.)

Х.л. Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Х.л. Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).

Воспитатель выкладывает на стол угаданных игрушечных насекомых.

Х.л. Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала и на какой листик?

(Кузнечик на зелёный лист бумаги, жук – коричневый лист и т.д.)

Х.л. Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Х.л. А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)

Х.л. А от кого они прячутся? (ответ)

Х.л. Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

Х.л. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Х.л. А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель. Мы много нового увидели и узнали про насекомых. Нам пора прощаться с жителями этой маленькой солнечной полянки. Мы от всей души благодарим гостеприимную хозяйку луга. А на память нашей новой знакомой давайте сделаем подарок - «Поляна насекомых» ( коллективная работа с использованием различных техник лепки и природного материала) .

Консультация для родителей

"Первая помощь при укусах насекомых"

Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

Единичные укусы пчёл  здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном укусе и возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

В том случае, когда реакция на укус насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.

Изучаем животный мир - ставим опыты

Чем бабочка похожа на слона?

Тебе потребуются:
- Небольшой стеклянный аквариум
- Мелкая сетка или стекло, чтобы закрыть аквариум сверху
- Лупа
- Сачок для бабочек
- Стеклянная банка с крышкой
- Пластилин
- Деревянный брусок
- Спелый банан
- Сахарный песок


Понятно, что бабочка совсем не похожа на слона. Но ты обязательно слона вспомнишь, если увидишь, как бабочка ест. У всех насекомых маленькие ножки около рта превращены в челюсти, строение которых зависит от того, чем питается насекомое. Например, у муравьев и кузнечиков челюсти приспособлены для разгрызания листьев растений. Самый необычный способ питания использует бабочка - у нее есть длинный полый хоботок, похожий на длинную трубу. Обычно хоботок свернут, но он вытягивается, когда бабочка чует еду, например что-то сладкое. Можно сказать, что бабочка действует хоботком, почти как слон хоботом.

Схема работы:
1. Если у тебя нет сачка для ловли бабочек, сделай его из старой наволочки. Закрепи угол наволочки на проволочном кольце и прикрепи к нему деревянную палку длиной около 30 см.
2. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки.
3. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив его при помощи пластилина.
4. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на верхушку бруска.
5. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой.
6. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна.
7. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом.

Результат:
Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть.

Объяснение:
Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар. Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан достаточно мягкий, ты увидишь, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает хоботок то в одно, то в другое место.

Совет по подготовке отчета:
Покажи на выставке аквариум с бабочками. Помни, что бабочки не смогут жить в неволе дольше недели, поэтому через несколько дней их надо выпустить на свободу.


Воронка Берлиза для почвенных паразитов

Тебе потребуются:
- Плотная бумага
- Кусок сетки с не очень мелкими дырочками
- Клейкая лента
- Большая стеклянная банка
- Жидкость для мытья посуды
- Столовая ложка
- Настольная лампа
- Лопатка
- Ведерко
- Проба почвы


Почвенные насекомые могут съесть целый сад за одну ночь. Днем они прячутся в гниющих листьях или в других остатках растений либо зарываются в землю, а ночью вылезают, уничтожая сады, огороды и цветники. Проследить за вредными жучками очень сложно - придется всю ночь сидеть с фонариком. Но с помощью хитрого устройства, названного по имени его создателя воронкой Берлиза, ты сможешь поймать вредных насекомых в ловушку.

Схема работы:
1. Вырежь из плотной бумаги развертку воронки, как показано на рисунке, и скрепи концы клейкой лентой.
2. Отрежь такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой.
3. Налей в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды.
4. Помести воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо.
5. Собери лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьми из-под больших листьев и кустов.
6. Насыпь почву в воронку.
7. Направь лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы.
8. Оставь свет включенным на всю ночь.

Результат:
Утром ты увидишь в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие почвенные паразиты живут у тебя в саду.

Объяснение:
Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться, закапываются глубже и проваливаются через сетку.

Совет по подготовке отчета:
Помимо воронки, покажи фотографии своего сада и того места, откуда были взяты пробы. Найди и сфотографируй следы поедания растений насекомыми. Купи или возьми в библиотеке определитель насекомых своего района и попробуй распознать некоторых насекомых, попавших в банку. К распространенным почвенным вредителям относятся многоножки, уховертки, долгоносики.

Ловушка для ночных насекомых

Тебе потребуются:
- Среднего размера картонная коробка с клапанами
- Алюминиевая фольга
- Яркий фонарик или настольная лампа
- Крепкая веревка
- Старый носок
- Круглая резинка
- Клейкая лента
- Скрепки
- Ножницы
- Белая краска
- Кисточка
- Линейка


Эта ловушка позволит тебе наловить ночных насекомых, не прибегая к помощи вредных химических веществ. Ты соберешь хорошую пробу насекомых, обитающих в твоем районе, хотя результаты будут, конечно, зависеть от времени года, температуры воздуха и выбранного места работы.

Схема работы:
1. Покрась в белый цвет всю коробку снаружи и изнутри, кроме ее внутренней задней стенки.
2. Приклей пластилином или специальным клеем на внутреннюю заднюю стенку коробки лист фольги.
3. Обрежь клапаны коробки, как показано на рисунке.



4. Отогни клапаны внутрь коробки, чтобы их срезанные концы соединялись. Не скрепляй клапаны - нужно еще доделать ловушку и поместить в нее фонарик.
5. Положив коробку на бок (клапанами к себе), прорежь в "полу" отверстие диаметром примерно 10 см.
6. Отрежь у старого носка мысок, просунь носок в отверстие и закрепи степлером. Из носка должна получиться трубочка, выходящая из коробки.
7. Закрепи круглой резинкой второй конец носка на горлышке стеклянной банки.
8. Сделай два маленьких отверстия в "крыше" коробки (в ее стороне, покрытой фольгой) на одинаковом расстоянии от задней стенки так, чтобы коробка висела ровно, когда в ней будет фонарик.
9. Поставь в коробку фонарик, чтобы его свет как можно лучше отражался от фольги. Загни клапаны внутрь коробки и повесь ее на дереве так, чтобы носок и банка висели внизу. Лучше выбрать место как можно дальше от любых источников света.
10. Время от времени смотри, кто попался в банку. Можно оставить ловушку на всю ночь и проверить ее утром.

Результат:
В банку наберутся ночные насекомые, в основном мотыльки и комары.

Объяснение:
Ночные насекомые ориентируются по луне и звездам. Их привлекает любой источник яркого света. Насекомые летят на свет и попадают в коробку, а выбраться оттуда им мешают клапаны. Многие насекомые, например мотыльки, любят, чтобы свет падал все время с одной стороны. Они летают вокруг фонарика по кругу, пока не устанут. Уставшие насекомые провалятся в носок и окажутся в банке.

Совет по подготовке отчета:
Сделай фотографии, показывающие изготовление ловушки. Продемонстрируй готовую ловушку на выставке. Не забудь сфотографировать ловушку в том месте, где она висела, и запиши время суток, погоду и продолжительность сбора насекомых.

Рассмотри пойманных насекомых и постарайся показать их живыми, особенно если среди них есть редкие виды. Больше узнать о ночных насекомых помогут специальные книги - определители насекомых. Живых насекомых удобно показывать в стеклянной банке со стороны, закрытой темной бумагой. Можно положить им немного еды, например кусочек хлеба, намоченный в сахарном сиропе.

Если ты захочешь еще поработать над проектом, попробуй ловить насекомых в разных местах. Ты убедишься, что ночные насекомые везде разные, многих можно поймать только там, где поблизости есть вода.



Знаешь ли ты?
Насекомые видят цвета не так, как млекопитающие. Многие насекомые различают только коротковолновый свет, то есть синий, фиолетовый и ультрафиолетовый. Такое зрение позволяет им видеть солнце через слой облаков и ориентироваться по нему в любую погоду. Ученые предполагают, что насекомые могут очень хорошо различать разную форму предметов, в том числе нужные им растения, даже на большом расстоянии.


Муравьиная дорожка



Тебе потребуются:
- Неглубокая картонная коробка с крышкой
- Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку
- Белая краска и кисточка
- Клейкая лента
- Ножницы
- Садовая лопатка или тяпка
- Банка с крышкой
- Садовые перчатки
- Блюдце
- Кусок банана
- Сахарный песок

Возможно, тебе случалось наблюдать за цепочкой муравьев, идущих от твоего бутерброда, положенного в траву во время пикника. Как муравьи нашли бутерброд? Ответ подскажет этот проект.

Схема работы:

1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет.
2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого.
3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам.
4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой.
5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла.
6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла.

Результат:
Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:
Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.

Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Совет по подготовке отчета:
Покажи на выставке свою коробку с муравьиными цепочками. Если нужно, добавляй муравьям еды. Помни, что муравьи могут жить в неволе без своей королевы несколько дней, потом их надо осторожно вернуть на прежнее место, иначе все они погибнут.



Знаешь ли ты?

С помощью химических сигналов общаются не только муравьи, но и многие другие насекомые. Например, мотылек-самец чувствует самку за несколько километров благодаря своим хеморецепторам - участкам усиков, воспринимающим запах.

Изучение паутины

Тебе потребуются:
- Плотная черная бумага (обычные листы и большие листы)
- Ножницы
- Садовые перчатки
- Лак для волос
- Хороший помощник


Этот проект научит тебя аккуратно собирать паутину, чтобы можно было ее изучать. Паутину проще найти весной или осенью, а самое лучшее время для ее поисков - раннее утро. Сначала обязательно прочитай что-нибудь про пауков, которые водятся в твоем районе. Среди них могут быть и ядовитые. Таких пауков и их паутину лучше не трогать. Основные типы паутины - концентрическая, треугольная и мелкоячеистая. Ядовитые пауки обычно плетут концентрическую паутину.



Схема работы:
1. Выбери подходящую паутину. Если увидишь паука, постарайся определить его. Надев перчатки, поднеси черную бумагу к паутине сзади. Помощник с ножницами и лаком для волос должен быть рядом.


2. Аккуратно побрызгав лаком на паутину и бумагу, надо перерезать основные нити, держащие паутину.
3. Зафиксируй паутину лаком и оставь на ночь для высыхания.

Результат:
Паутина на бумаге должна быть красивой и четкой. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы.

Объяснение:
За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука.




Совет по подготовке отчета:
Помести все собранные паутины в рамки под стекло. Напиши, где они найдены.

Знаешь ли ты?

Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то, чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке.

Ученые провели эксперимент по изучению влияния невесомости на строительные способности пауков. Отправленные в космос вместе с космонавтами, пауки сначала растерялись, но потом сплели паутину точно так же, как сделали бы это на Земле.



Любимый цвет насекомых

Тебе потребуются:
- Красная, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая плотная бумага
- Белый лист бумаги
- Ручка или маркер
- Наручные часы
- Линейка
- Большая доска
- Мед

Мы никак не можем согласиться с тем, что насекомые плохо различают цвета. У некоторых из них даже есть любимый цвет. Этот любимый цвет обычно соответствует цветкам, в которых. Можно найти самый вкусный нектар. В этом проекте ты сможешь узнать любимые цвета разных насекомых, а потом заставить их изменить свои пристрастия к любимым цветам.

Схема работы:
1. Нарисуй на белом листе таблицу (строки - названия цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; столбцы - названия насекомых: мухи, пчелы, мотыльки, мошки, бабочки). Если хочешь, можно сделать схему шире, добавив других насекомых. Обычно оставляют одну колонку для неизвестных насекомых (пометь ее знаком вопроса).
2. Сделай копию этой карты.
3. Прикрепи обе карты на доску, чтобы одна была поверх другой.
4. Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.
5. Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки доску со схемой. Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые.
6. Отмечай черточкой каждое насекомое в нужной клеточке таблицы.
7. Через 20 минут подсчитай черточки в каждой клеточке, чтобы увидеть, каким насекомым какой цвет больше нравится.
8. Сними первую схему и открой вторую.
9. Поставь маленькое блюдечко с медом на лист бумаги "самого непопулярного" цвета.


10. Снова в течение 20 минут отмечай насекомых.
11. Сравни две заполненные схемы.
Результаты:
Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых - бабочек, мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы-сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах.

Объяснение:
Насекомые предпочитают те цвета, которые напоминают им о любимом нектаре. Но любимые цвета зависят и от условий жизни насекомого. Например, если убрать привлекающий множество пчел ярко-желтый цветок кабачка, пчелы сначала будут искать желтый цвет, но потом переключатся на розовый клевер. Теперь их будут больше привлекать розовый или фиолетовый цвета. Мед на зеленом листе бумаге заставляет насекомых забыть о цветах и ориентироваться по запаху, поскольку запах явно означает еду. Именно поэтому насекомые на пикнике садятся на твой даже не совсем яркий бутерброд, хотя видят кругом много самых разных цветов.

Совет по подготовке отчета:
Сделай фотографии и покажи на выставке заполненные таблицы. Собери и засуши растущие в твоем районе цветы, которые должны больше всего нравиться насекомым.

Знаешь ли ты?
Большинство насекомых видит цвета, не доступные человеческому глазу. Способность видеть свет с короткой длиной волны - ультрафиолетовый - позволяет насекомым видеть солнце сквозь облака и уверенно ориентироваться по нему. Когда насекомое садится на цветок, оно находит нектар не только по запаху, но и по расположению тычинок цветка. Высасывая нектар, насекомое переносит пыльцу с цветка на цветок, и это очень важно для образования семян.


Источник: Глен Веччионе "Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов".