№ п/п
|
Наименование раздела, темы урока
|
Содержание
|
Планируемые результаты
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Литература
|
знать
|
уметь
|
норм
|
факт
|
Раздел 1. Первобытный мир (6 часов)
|
1.
|
Что изучает история древнего мира
|
Исторические источники о прошлом, истори- ческая карта. История Отечества – часть всемирной истории
|
Знать, что такое история, исторические источники и памятники, археология, цивилизация, «до н.э.», «н.э.»
|
Уметь объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.». Соотносить год с веком, устанавливать последова-тельность событий
|
1
|
1
|
|
Ранов Р.Б. Древ- нейшее прошлое чело- вечества. М., 1982.
|
2.
|
Первобытные люди
|
Предки человека, влия- ние природных ус- ловий на жизнь перво- бытных людей, орудия труда, родовая община
|
Знать о среде обитания, орудиях труда, присваи- вающем хозяйстве, родо- племенном строе
|
Уметь описывать условия и образ жизни, занятия древних людей
|
1
|
1
|
|
3.
|
Возникновение искусства и религиозных верований
|
Представления перво- бытных людей об окру- жающем мире, природе, зарождение искусства
|
Знать о причинах зарож- дения искусства и религии.
|
Уметь называть характер- ные черты религиозных верований
|
1
|
1
|
|
4.
|
Древнейшие земледельцы и скотоводы
|
Переход от собиратель- ства к земледелию и ско- товодству, соседская об- щина, развитие ремесла
|
Знать о зарождении ремес- ла, торговом обмене, зем -леделии и скотоводстве, соседской общине
|
Уметь описывать условия жизни, основные занятия
|
1
|
1
|
|
5.
|
Выделение родоплеменной знати
|
Зарождение неравенст ва, выделение знати
|
Знать о причинах выделе- ния родоплеменной знати
|
Уметь описывать образ людей
|
1
|
1
|
|
6.
|
Счет лет в истории
|
Счет лет в истории
|
Знать о счете лет в истории
|
Уметь устанавливать пос- ледовательность событий
|
1
|
1
|
|
Раздел 2. Древний Восток (19 часов)
|
Тема 1. Древний Египет (6 часов)
|
7.
|
Государство на берегах Нила
|
Природные условия. Зем ледельцы и ремесленни-ки (труд, жилища, быт)
|
Знать о среде обитания, орудиях труда, ороситель- ной системе
|
Уметь работать с картой, описывать условия сущес- твования,
|
1
|
1
|
|
Каталина Ц. Архи- тектура страны фара- онов: жилище живых, усопших богов. М., 1990.
|
8.
|
Население и его занятие
|
Положение основных групп населения
|
Знать об основных сосло- виях Египта
|
Уметь называть черты ос- новных групп населения
|
1
|
1
|
|
9.
|
Управление государством
|
Фараон – повелитель Египта. Чиновники. Жре цы. Военные походы
|
Знать, что такое государ- ство и государственная власть, внешняя политика
|
Уметь называть имена наиболее известных пра- вителей
|
1
|
1
|
|
10.
|
Религия древних египтян.
|
Мифы о богах, храмы и пирамиды
|
Знать о обрядах и храмах, предназначении пирамид
|
Уметь объяснять значение понятия: религия
|
1
|
1
|
|
11.
|
Искусство Древнего Египта
|
Литература и искусство
|
Знать о древних произве- дениях искусства
|
Уметь составлять описа- ние и объяснять назначе- ние памятников культуры
|
1
|
1
|
|
12.
|
В древнеегипетской школе
|
Научные познания, письменность
|
Знать о условиях обу- чения в египетской школе
|
Уметь составлять план-конспект
|
1
|
1
|
|
Повторение и обобщение (1 час)
|
13.
|
Повторительно-обобща ющий урок по теме: «Первобытный мир и Древний Египет» Конт- рольная работа № 1
|
Первобытный мир и Древний Египет
|
Знать все понятия по темам
|
Уметь обобщать получен- ные ранее знания
|
1
|
1
|
|
История Древнего Востока. М., 1988.
|
Тема 2. Древние государство Передней Азии (7 часов)
|
14.
|
Древнее Двуеречье
|
Население, его занятия, мифы и боги, ремесла и торговля, верования
|
Знать, что такое государ- ство и государственная власть, внешняя политика
|
Уметь называть имена наиболее известных пра- вителей
|
1
|
1
|
|
Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исто- рический. М., 1971.
Липин Л., Белов А. глиняные книги. М., 1962.
|
15.
|
Древний Вавилон
|
Природа, климат Хам- мурапи и его законы
|
Знать что такое государ- ство и власть
|
Уметь работать с картой и учебником
|
1
|
1
|
|
16.
|
Древняя Финикия
|
Население, его занятия, мифы и боги, ремесла и торговля, верования
|
Знать о среде обитания, занятиях населения, рели- гииозные верования
|
Уметь показывать на ис- торической карте место- расположение государства
|
1
|
1
|
|
17.
|
Палестина: население, его занятие
|
Население, его занятия, мифы и боги, ремесла и торговля, верования
|
Знать о среде обитания, занятиях населения, рели- гиозные верования
|
Уметь показывать на ис- торической карте место- расположение государства
|
1
|
1
|
|
18.
|
Ассирийская держава
|
Население, его занятия, боги, ремесла и торгов- ля, завоевания
|
Знать о среде обитания, занятиях населения, рели- гиозные верования
|
Уметь показывать на ис- торической карте место- расположение государства
|
1
|
1
|
|
19.
|
Персидская держава
|
Население, его занятия, мифы и боги, ремесла и торговля, завоевания
|
Знать о среде обитания, занятиях населения, рели- гиозные верования
|
Уметь показывать на ис- торической карте место- расположение государства
|
1
|
1
|
|
20.
|
Культура народов Передней Азии
|
Мифы и сказания, пись- менность. Библия, хра- мы и дворцы
|
Знать о древних произве- дениях искусства
|
Уметь составлять описа- ние и объяснять назначе- ние памятников культуры
|
1
|
1
|
|
Тема 3. Древняя Индия и Китай (4 часа)
|
21.
|
Природа и люди Древней Индии
|
Природные условия, занятия населения
|
Знать о среде обитания, занятиях населения
|
Уметь показывать на карте месторасположение государства
|
1
|
1
|
|
Бонгард-Левин Г.М. индия эпохи Маурьев. М., 1973.
|
22.
|
Религиозные верования, касты
|
Религиозные верования, легенды и сказания. Касты
|
Знать религиозные веро- вания Древней Индии
|
Уметь называть характер- ные черты положения ос- новных групп населения
|
1
|
1
|
|
23.
|
Древний Китай. Конфуций
|
Природные условия, занятия населения. Империя Цинь
|
Знать о среде обитания, занятиях населения, рели- гиозные верования
|
Уметь показывать на карте место расположение государства
|
1
|
1
|
|
24.
|
Культура Древнего Китая
|
Письменность, научные изобретения. Храмы. Ве- ликая Китайская стена
|
Знать о древних произве- дениях искусства
|
Уметь составлять описа- ние и объяснять назначе- ние памятников культуры
|
1
|
1
|
|
Повторение и обобщение (2 часа)
|
25.
|
Культурное наследие древневосточных цивилизаций
|
Их роль в мировой истории
|
Знать о древних произве- дениях искусства
|
Уметь составлять описа- ние и объяснять назначе- ние памятников культуры
|
1
|
1
|
|
Мифология. Энцик- лопедия. М., 2003.
|
26.
|
Повторительно-обобща ющий урок по теме: «Древние государства Передней Азии, Индии и Китая» Контрольная работа № 2
|
Древние государства Передней Азии. Древ- няя Индия и Китай
|
Знать все понятия по темам
|
Уметь обобщать получен- ные ранее знания
|
1
|
1
|
|
Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм (19 часов)
|
Тема 1. Ранняя Греция (4 часа)
|
27.
|
Древнейшие государства
|
Природные условия, занятия населения, древ- нейшие государства (Крит, Микены).
|
Знать о среде обитания, занятиях населения
|
Уметь описывать условия существования, показы- вать на карте место- расположение государства
|
1
|
1
|
|
Белла Кун Легенды и мифы Древней Греции (любое издание)
|
28.
|
Троянская война
|
Троянская война
|
Знать о причинах войны
|
Уметь выделять главное
|
1
|
1
|
|
29.
|
Поэмы Гомера
|
«Илиада», «Одиссея»
|
Знать о создании поэм
|
Уметь выделять главное
|
1
|
1
|
|
30.
|
Религия древних греков
|
Легенды о богах и героях
|
Знать основных древнег- реческих богов
|
Уметь называть черты религиозных верований
|
1
|
1
|
|
Тема 2. Города. Государства. Культура Древней Греции (11 часов)
|
31.
|
Аттика: занятия и жизнь населения
|
Развитие земледелия и ремесла. Афины. Демос и знать. Реформы Солона. Свободные и рабы
|
Знать о среде обитания, занятиях населения
|
Уметь показывать на ис- торической карте место- расположение государства
|
1
|
1
|
|
Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания зна- менитых греков и римлян. М., 1987.
Трухина Н.Н. История Древней Греции. М., 1993.
|
32.
|
Зарождение демокра- тии в Афинах. Полис-город-государство
|
Знать определение де- мократии и ее харак- терные черты
|
Уметь выделять главное, работать с дополнитель- ной литературой
|
1
|
1
|
|
33.
|
Древняя Спарта
|
Спарта. Греческие коло- нии. Греко-персидские войны, быт древних греков
|
Знать о среде обитания,
занятиях населения, о при-чинах переселения греков в колонии и войн
|
Уметь показывать на карте месторасположение государств, колоний, мес- та важнейших сражений
|
1
|
1
|
|
34.
|
Греческие колонии
|
1
|
1
|
|
35.
|
Греко-персидские войны
|
1
|
1
|
|
36.
|
Олимпийские игры в древности
|
Спортивные игры древних греков
|
Знать о истории возник- новения олимпийских игр
|
Уметь работать с допол- нительной литературой
|
1
|
1
|
|
37.
|
В гаванях афинского порта Пирей
|
Торговля, порт
|
Знать о морской торговле греков
|
Уметь выделять главное
|
1
|
1
|
|
38.
|
В городе богини Афины
|
Архитектура и скульп- тура
|
Знать характерные черты политического строя
|
Уметь объяснять понятия: республика, колония, мет- рополия, закон
|
1
|
1
|
|
39.
|
В афинских школах и гимназиях
|
Развитие наук. Школа и образование
|
Знать о условиях обу- чения в афинской школе
|
Уметь составлять план-конспект
|
1
|
1
|
|
40.
|
В театре Диониса
|
Литература, досуг, театр
|
Знать о древнегреческом театре
|
Уметь объяснять значение понятий: театр, искусство
|
1
|
1
|
|
41.
|
Афинская демократия при Перикле
|
Народное собрание, сис- тема государственных должностей
|
Знать характерные черты политического строя
|
Уметь объяснять значение понятий: республика, закон
|
1
|
1
|
|
Тема 3. Восточное Средиземноморье в период Эллинизма (3 часа)
|
42.
|
Возвышение Македонии
|
Природа, особенности хозяйства, организации войска. Приход к власти Александра Македонс- кого, походы на восток, идея всемирного завое- вания, распад державы
|
Знать о среде обитания, занятиях населения, орга- низации войска македонян причинах похода на Восток и распаде империи Александра Македонского
|
Уметь показывать на исторической карте место расположение государ- ства, а так же места важнейших сражений
|
1
|
1
|
|
Гафуров Б.Г., Цибу- кидис Д.И. Александр Македонский и Вос- ток. М., 1980.
|
43.
|
Потеря Грецией независимости
|
1
|
1
|
|
44.
|
Держава Александра Македонского и его распад
|
1
|
1
|
|
Повторение и обобщение (2 часа)
|
45.
|
Культурное наследие Древней Греции
|
Особенности развития края в эпоху античности
|
Знать о древних про-изведениях искусства
|
Уметь составлять описа- ние и объяснять назначе- ние памятников культуры
|
1
|
1
|
|
Цибукидис Д.И. Древ- няя Греция и Восток. М., 1980.
|
46.
|
Повторительно-обобща ющий урок по теме: «Древняя Греция. Эл-линизм». Контрольная работа № 3
|
Древняя Греция. Элли- низм
|
Знать все понятия по темам
|
Уметь обобщать получен- ные ранее знания
|
1
|
1
|
|
Раздел 4. Древний Рим (18 часов)
|
Тема 1. Древний Рим (2часа)
|
47.
|
Древний Рим
|
Природа и население Древней Италии. Леген- ды об основании Рима. Верования. Занятия и положение жителей. Патриции и плебеи
|
Знать о среде обитания, занятиях населения
|
Уметь показывать на ис-торической карте место- расположение государства
|
1
|
1
|
|
Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.
|
48.
|
Завоевание Римом Италии
|
Знать о причинах возвы- шения Рима, черты политического строя
|
Уметь составлять план-конспект
|
1
|
1
|
|
Тема 2. Римская республика (6 часов)
|
49.
|
Римская республика
|
Возникновение респуб лики. Управление.
|
Знать характерные черты политического строя
|
Уметь объяснять значение понятий: республика
|
1
|
1
|
|
Циркин Ю.Б. Кар- фаген и его культура. М., 1986
Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. М., 1964
|
50.
|
Войны с Карфагеном
|
Войны с Карфагеном
|
Знать о причинах пуни- ческих войн и их итогах
|
Уметь показывать на карте месторасположение государства и места важ- нейших сражений
|
1
|
1
|
|
51.
|
Господство Рима в Средиземноморье
|
Господство Рима в Средиземноморье
|
Знать о причинах возвышения Рима
|
1
|
1
|
|
52.
|
Положение рабов в Древнем Риме
|
Рабы в Древнем Риме
|
Знать характерные черты основных групп населения
|
Уметь работать с раз- личными компонентами текста учебника: иллюст- рациями, вопросами и заданиями и т.д.
|
1
|
1
|
|
53.
|
Восстание Спартака
|
Восстание рабов: причины, ход и значение
|
Знать причины, ход и итоги восстания
|
1
|
1
|
|
54
|
Земельный закон братьев Гракхов
|
Гражданские войны в Римской империи
|
Знать о Гражданских вой- нах в Римской империи
|
1
|
1
|
|
Тема 3. От республики к империи (1 час)
|
55.
|
От республики к империи . Г.Ю. Цезарь
|
Цезарь. Установление императорской власти. Божественный Август
|
Знать о причинах эволю- ции государства от республики к империи
|
Уметь объяснять значе- ние понятий: рес- публика, империя
|
1
|
1
|
|
|
Тема 4. Римская империя (7 часов)
|
56.
|
Римская империя и соседние народы
|
Территория, управление, императоры
|
Знать характерные черты политического строя
|
Уметь выделять главное
|
1
|
1
|
|
Федорова Е.В. Им- ператорский Рим в лицах. М., 1979.
|
57.
|
Рим при императоре Нероне
|
Возникновение и распро странение христианства. Гонение на христиан, признание его государс- твенной религией
|
Знать характерные черты политического строя
|
Уметь объяснять понятия: диктатура, тирания
|
1
|
1
|
|
58.
|
Возникновение и распространение христианства
|
Знать характерные черты религиозных верований
|
Уметь объяснять значение понятий: христианство
|
1
|
1
|
|
59.
|
Расцвет римской империи во 2 веке
|
Римская империя во вре- мена своего расцвета
|
Знать о расцвете Римской империи
|
Уметь составлять план-конспект
|
1
|
1
|
|
Древний Рим. Ис- тория. Быт. Куль- тура. Из книг сов- ременных ученых. М., 1997.
|
60.
|
«Вечный город» во времена империи
|
Рим во времена империи
|
Знать о архитектурных памятниках Рима
|
Уметь работать с допол-нительной литературой
|
1
|
1
|
|
61.
|
Раздел Римской империи на Западную и Восточную
|
Разделение Римской им- перии на Западную и Восточную
|
Знать о причинах, привед- ших к разделению империи
|
Уметь работать с различ- ными компонентами текс- та учебника: иллюстра- циями, вопросами и заданиями и т.д.
|
1
|
1
|
|
62.
|
Падение Западной Римской империи
|
Падение Западной Римской империи
|
Знать о причинах, привед- ших к падению империи
|
1
|
1
|
|
Тема 5. Культура и быт Древнего Рима (1 час)
|
63.
|
Культура и быт Древнего Рима
|
Жизнь и быт римлян, досуг, архитектура и скульптура, литература
|
Знать о древних произве- дениях искусства
|
Уметь называть извест- ных правителей, предста- вителей культуры
|
1
|
1
|
|
|
Повторение и обобщение (2 часа)
|
64.
|
Культурное наследие Древнего Рима
|
Этапы развития римской цивилизации, ее роль в истории и ее наследие
|
Знать о древних произве- дениях искусства
|
Уметь составлять описа- ние и объяснять назначе- ние памятников культуры
|
1
|
1
|
|
Ривкин Б.И. Ис- кусство Древнего Рима. М., 1963.
|
65.
|
Знаменитые люди древности
|
Знаменитые люди древ- ности, их роль в истории
|
Знать знаменитых людей древности
|
Уметь называть имена наи более известных правите- лей и ученых и т.д.
|
1
|
1
|
|
Итоговое обобщение (3 часа)
|
66.
|
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций
|
Этапы развития цивили- заций, их роль в исто- рии, наследие цивилиза- ций и современность
|
Знать о историческом и культурном наследии древних цивилизаций
|
Уметь называть имена наиболее известных пра- вителей, представителей и памятники культуры
|
1
|
1
|
|
Хрестоматия по исто- рии Древнего мира: Эллинизм. Рим. М., 1998.
|
67.
|
Повторительно-обобща ющий урок по теме: «Древний Рим». Конт- рольная работа № 4
|
Древний Рим
|
Знать все понятия по темам
|
Уметь обобщать получен- ные ранее знания
|
1
|
1
|
|
68.
|
Древняя история родного края
|
Особенности развития края в древности
|
Знать о древней истории родного края
|
Уметь составлять конс- пект
|
1
|
1
|
|