|
Л. Н. Толстой Эти слова Л. Н. Толстого будут актуальны столько времени, сколько будет существовать школа. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретат
“Если ученик в школе не научился сам
ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели
сделать самостоятельное
приложение этих сведений”
Л.Н.Толстой
Эти слова Л.Н.Толстого будут актуальны столько времени, сколько будет существовать школа. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Я думаю, что школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия развитием творческих способностей учащихся и воспитанием активной личности.
Важность проблемы – развитие творческого потенциала учащихся – обусловлена на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Уже к концу десятилетнего обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40% учащихся.
Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации.
Поэтому свою цель как учителя математики я вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, но главное – в развитии их творческих способностей.
Поставить целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;
прививать навыки учебно-исследовательской работы;
развивать логическое мышление;
пространственное воображение учащихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с другими современными источниками информации;
показывать практическую направленность знаний, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Решение перечисленных задач позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.
Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок математики; при этом использую различные методы обучения:
А) словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;
Б) наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов)
В) практические (лабораторные работы, конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Для поддержания интереса к предмету часто на различных этапах урока провожу дидактические игры. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке. Это “Математическое лото”, “Стрела”, “Найди ошибку”, “Заполни пропуски”, “Магический квадрат”, “Мельница”, эстафеты, кодированные задания, системы таблиц для устного счета по отдельным темам курсов математики, алгебры. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся, они необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него у самого возникает потребность творчества.
Очень увлекают ребят логические задачи, которые наряду с заданиями творческого характера дают возможность раскрыть умственные способности школьников, поэтому я стараюсь использовать их на каждом уроке. Опыт использования логических упражнений для развития математического мышления на уроках математики был обобщен мной и представлен на “Ярмарке педагогических инноваций-2”, которая была организована и проведена в нашем районе в прошлом учебном году, в целях привлечения педагогических работников к инновационной творческой деятельности.
ШМО учителей математики представило свои методические наработки и я в том числе, по следующим темам:
“Система нестандартных упражнений на построение графиков функций, изучаемых в 7–9 классах”
“Психологические тренинги на уроках математики. Упражнения и задачи для развития памяти, мышления, наблюдательности, внимания”
“Игровые технологии в процессе обучения и воспитания на уроках математики”
“Поэтические минутки на уроках математики”.
Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом важно подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффектно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу. Уже начиная с 5-го класса я привлекаю самих учеников к их составлению. Ученикам часто даю творческие домашние задания, такие как
составь задачу (с картинками, иллюстрациями, схемами движения и т.д.);
составь кроссворд, ребус, чайнворд и т.д.;
придумай математическую сказку по изученной теме (в 5–6 кл.): например “Дроби”, “Положительные и отрицательные числа”, в 7–8 кл. “Функции”, “Квадратные уравнения” в старших классах учащиеся готовят сообщения о великих математиках, по истории развития математики, алгебры, геометрии и т.д. Это могут быть и 5-ти минутные устные выступления на уроке и большие по объему рефераты.
Многие творческие домашние работы ребята выполняют и по геометрии, это “Симметрия в природе”, “Виды движений”, “Четырехугольники”, “Многогранники”, “Тела вращения” и т.д. Удачные и интересные работы учащихся я использую для работы в классе, во время проведения предметной недели. При подготовке творческих домашних заданий учащихся не ограничены временными рамками как на уроке; могут использовать любую дополнительную литературу, компьютер, а также помощь родителей.
Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно. Данной цели служат нестандартные инновационные формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя такие уроки, я учитываю специфику класса, характер материала, возрастные особенности учащихся.
Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.); уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (пресс-конференция, устный журнал, ученый совет, конструкторское бюро и т.д.); уроки, основанные на фантазии (урок-спектакль, урок-сказка и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т д.).
В старших классах мною используется лекционно-семинарская система занятий, нередки уроки-практикумы, уроки-“пресс-конференции” и т.д.
Например:
В V–VI кл. – урок-сказка по теме “Обыкновенные дроби”, урок-конференция по теме “Пропорции”, урок-экскурсия по нашему поселку по теме “Действия с натуральными числами”; урок-путешествие по Орехово-Зуевскому району по теме “Решение задач на проценты”.
В VII–IX кл. Урок – “Брей н-ринг” по теме “Линейные неравенства”, “урок-путешествие по теме “Функции” и т.д.
Для учащихся необычный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.
Отдельно надо сказать об уроках – лабораторных работах, которые представляют собой относительно завершенный исследовательский цикл:
наблюдение – гипотеза – проверка гипотезы.
Например в V классе по теме “Прямоугольный параллелепипед”, в VI классе “НОД и НОК”, “Координатная плоскость”, “Площадь круга и длина окружности”, лабораторные работы по геометрии по темам “Смежные углы”, “Равнобедренный треугольник”, “Сумма углов треугольника”, “Средняя линия треугольника”, “Вписанные и описанные четырехугольники” и др.
Развитию творческого потенциала учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Сельская школа – это не только учебное заведение, это центр детского досуга, культурный, спортивный, воспитательный центр. Поэтому внеклассной работе по математике я придаю особое значение.
Ежегодно наш районный центр образования организовывает и проводит конкурс “Старт в науку” в рамках работы с одаренными детьми.
Главными целями конкурса являются – развитие интеллектуального творчества учащихся, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей и подростков 6–8 классов. Ученица 8 класса Коватева Софья выступила с рефератом “Геометрия леса” на заседании физико-математической секции, подготовила компьютерную презентацию работы, работа отмечена дипломом. Ученица 7 класса Комиссарова Марина подготовила исследовательский проект “Числовые диковинки”. Ее работа отмечена дипломом.(3 место). Темы исследовательских работ рождаются порой прямо на уроке, иногда после знакомства с интересной книгой, а иногда из заданного вопроса и т.д. Я работаю в сельской общеобразовательной школе, и нам, конечно, трудно соревноваться с городскими школами, а уж тем более с тем, кто имеет определенные статусы на районных олимпиадах по предметам, и все таки мы в последние 3 года занимали вторые и третьи места среди 6-тикласников и 8-миклассников по математике в разные годы.
Большая работа была проведена научно-методическим советом нашей школы по созданию научных обществ учащихся 5–8 классов “Квант” и 9–11 классов “Интеграл”, а также клуба “Почемучка” для 1-4 классов. Результатом работы данных обществ стало ежегодное проведение внутришкольной недели Науки. В заседании физико-математической секции научного общества приняли участие 58 учащихся 5–11 классов по таким предметам как математика, физика, геометрия. Ученик 7 класса Хоршев Антон подготовил под моим руководством работу “Флексагоны, флексоры и флексманы”. Работа ученика носит исследовательский характер, работа о бумажных игрушках, обладающих поразительной способностью менять свои форму и цвет; которые, изгибаясь и складываясь, могут переходить во все новые и новые состояния, а некоторые из них могут ходить по наклонным плоскостям.
Ежегодно наша школа принимает участие во Всероссийском математическом конкурсе – игре “Кенгуру – математика для всех”.
Каждый из участников получает сертификат участника, а Российский оргкомитет конкурса ежегодно выражает благодарность коллективу школы за помощь по развитию у школьников интереса к математике и активизации внеклассной и внешкольной работы.
В ноябре ежегодно в нашей школе проходит предметная неделя по математике, всю первую четверть идет подготовка к ней: составляется план ее проведения, каждый класс выпускает математическую газету.
В рамках этой недели мы проводим математические КВНы, игры “Счастливый случай”, “Звездный час”, “Проще простого”, “Брейн-ринг”, “Аукцион знаний”, “Поле чудес”, “Умники и умницы”, а также лектории: “Из истории математики, алгебры, геометрии”, “Великие ученые”, выставки творческих работ учащихся, занятия-практикумы по решению олимпиадных задач, по решению задач повышенной сложности, по оригами и т.д. В каникулярное время проводятся математические вечера “Математика вокруг нас”, “Математика рисует”, “Математические законы красоты”, “Знакомые и незнакомые функции” и др.
В заключении хочется сказать, что математика – предмет, наиболее эффективный для развития творческого потенциала учащихся, этому способствует и логическое построение курса, и четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, и абстрактный язык математики.
Развитие творческого потенциала необходимо для любого человека, т.к. он становится более самостоятельным в своих суждениях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, имеет более высокую работоспособность. Но мне, кажется, самое главное – это то, что у ребенка развиваются чувства, его эмоциональная сфера.
Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески.
В работе с детьми я руководствуюсь основным принципам: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.
Поделиться
© 2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. адрес: [email protected] Телефон: +7 (499) 249-52-53
Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала. При этом деятельность учителя предусматривает:
отбор и структурирование содержания учебного материала;
увеличение доли самостоятельной работы учащегося;
формирование учебно-познавательной, общекультурной компетенции, овладение социальным опытом в процессе совершенствования преподавания предмета.
При внедрении в практику элементов развивающего обучения видна необходимость применения теории содержательных обобщений В.В.Давыдова, использования теории Р.Атаханова о психологических особенностях математического мышления, изучения уровней развития данного мышления и анализа особенностей их проявления. В математике научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.
Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют разработать свою систему преподавания предмета на основе образовательной программы, индивидуальной для данного класса. В образовательной программе отражаются последовательность и особенности изучения темы по принципу выявления причинно-следственных связей.
Основным компонентом системы является работа над содержанием. Содержание конкретизируется системой учебно-познавательных и творческих задач. Интерпретируются результаты выполнения контрольных работ, используются методы статистического анализа. На основании полученных результатов идет коррекция: выбор программы, отбор конкретного содержания, подбор средств и изменение целей образования. При этом учитываются возрастные, физиологические, психологические, физические, индивидуальные особенности учащихся. При отборе материала при подготовке к уроку учитывается подготовка учащихся класса, результаты работы над предыдущими темами. На основе этого учитель определяет материал повторения, изучения, закрепления, контроля. Структурирование учебного материала преследует цель обобщенного видения тем, разделов учащимися, создания активной, деятельностной среды, в которой каждый ученик овладевает учебным материалом.
Этапы разработки темы из учебной программы:
изучение программы, темы, учет современных требований;
анализ учебного материала;
методическая отработка теорем, теоретического материала;
выбор алгоритма типовых задач;
выбор алгоритма решения “ключевых” задач;
методы решения задач.
В процессе обучения учитель руководствуется принципами:
формирование и развитие у школьников внутренних мотивов к обучению математике;
практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи; формирование творческого подхода к решению задач;
учет достигнутого уровня обученности и развитости; планирование конечного результата;
учет психолого-педагогических закономерностей;
замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи.
Руководствуясь данными принципами, учитель выделяет следующие задачи обучения математике:
Формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений.
Формирование у школьников устойчивых мотивов к учению.
Развитие творческих способностей через предмет.
Интеллектуальное развитие школьников, обучение школьников основным приемам умственной деятельности.
Нравственное воспитание учащихся через предмет.
Учитель проводит работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения урока, методов контроля. Осуществляет мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования.
Такая система работы учителя позволяет решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики.
Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.
Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.
Учитель математики, начиная работать с пятиклассниками, легко увлечет их своим предметом, если сумеет представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Так, учителем было предложено ученикам завести тетради-блокноты с названием “В мире чисел”, где они записывали интересные примеры и задачи. Заполняя страницы блокнотов, ученики обращались к увлекательным книгам для внеклассного чтения по математике, например, к таким: Перельман Я.И. “Живая математика”,
Нагибин Ф.Ф. “Математическая шкатулка”,
Гарднер М. “Математические чудеса и тайны”,
Остер Г. “Задачник” и другие.
Вот, например, выдержки из блокнота Бальжинимаевой Соёлмы:
“1. В комнате веселилось 47 мух. Петр Петрович открыл форточку и, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселятся в комнате?
2. В первом ящике – 110 бананов, во втором – в три раза больше, а в третьем сидит Майя и ест бананы со скоростью 44 штуки в минуту. Сколько времени потребуется Майе, чтобы опустошить первые два ящика ?
3. В поисках Царевны Лягушки Иван Царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 357 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван Царевич в поисках своей невесты ?”.
Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Богатые возможности для обучения дает учебник математики для 5-го класса Г.В.Дорофеева и др., на страницах которого очень много интересных задач. Можно применять материалы из учебника математики Н.Я.Виленкина, А.Г.Чеснокова и др., где имеются различные увлекательные рассказы о математике и математиках. Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел
1+2+3+…+99+100;
как А.Н. Колмогоров в шестилетнем возрасте заметил, что 1 в квадрате = 1, 2 в квадрате = 1+3, 3 в квадрате = 1+3+5,…
Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому учитель предлагает желающим придумать свою сказку. В этой работе им помогает блокнот “В мире чисел”. Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
Сказка Батоевой Гэрэлмы:
“ В древние-древние времена жили в одной пещере четверо братьев. Однажды в лесу они нашли дерево, на котором росли шесть плодов. Братья не знали, что это яблоки, а древние яблоки были очень крупные, сочные и вкусные. И вот они сели и начали думать, как же они будут делить между собой эти яблоки. Старший брат встал, взял себе два яблока, второму дал два яблока, а двум младшим дал по одному. Но младшие с этим не согласились. Тогда второй брат взялся делить яблоки. Дал каждому брату по одному яблоку, а себе оставил три яблока. Не согласились с этим другие братья. Взялся делить яблоки третий брат. Дал два яблока старшему брату, два яблока – второму, себе взял два яблока, а младшему ничего не дал. Обиделся младший брат и стал сам делить яблоки. Всем четверым дал по одному яблоку, а оставшиеся два яблока своим каменным ножом разрезал на две половинки. И дал каждому еще по половинке. Тогда каждому брату досталось по одному целому яблоку и по одной половинке. Все братья были довольны. С тех пор люди научились целое делить или дробить.”
Разумеется, придумывание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и владение грамотной русской речью, что очень важно в национальной школе. Поэтому наряду с такими крупными формами работы учитель занимает учеников небольшой по объему, но весьма интересной деятельностью: придумывание уравнений, неравенств по определенному отличительному признаку. Также ученики с удовольствием делают предметы, которые впоследствии применяются ими на уроке. Например, градусники, часики для применения по темам: “Шкалы и координаты”, “Направления и числа” и т.д.
Каждый год учитель начинает свою работу с анализа умственного развития учеников. Для этого учитель разговаривает с предыдущими наставниками детей, посещает уроки по другим предметам. Но главное – с помощью тестов Кеттела, Равена и других методик, а также обычных программных тестов пытается выяснить на каком уровне находятся их мыслительные способности, насколько сформированы навыки математических операций, понятийное и рефлексивное мышление.
После этого учитель ставит перед собой принципиальные задачи:
1. Освоение учащимися способов и приемов репродуктивной деятельности, которые при этом в процессе психического и интеллектуального развития личности ребенка должны им индивидуальным образом сворачиваться и становиться: во-первых, ядром различных видов продуктивной деятельности того же типа (решение примеров, уравнений, задач); во-вторых, психологическим механизмом (базой) формирования более поздних способов мыследеятельности.
2. Освоение учащимися приемов и способов аналогии, анализа, синтеза, обобщения, индуктивного умозаключения, исходя из наглядного, опытного освоения фактов.
Для решения первой задачи берется обычный материал из учебника математики 5 и 6 классов (Дорофеев Г.В. и др.), куда входят: оперирование с положительными, отрицательными и дробными числами (десятичными и обыкновенными дробями), алгебраическими выражениями, решение уравнений с одним неизвестным и задач на составление уравнений, а также элементов геометрии. Проверка этого этапа освоения способов оперирования знаниями и навыками в стандартных условиях осуществляется через регулярную проверку домашних работ, самостоятельные и контрольные работы и диктанты. Для реализации второй задачи проводятся тренинги, определяющие его как процесс повторения, который дает возможность по-новому посмотреть на уже воспринятый материал, и как процесс для решения стандартных операций, но включенных в новую деятельность решения принципиально новых задач.
Учитель на проверочных, контрольных и других работах ставит задачи, выходящие за рамки стандартных операций, используя материалы А.П.Гайштута “Математика в логических упражнениях”, “Занятия математического кружка”, а также разнообразные книги по занимательной математике Перельмана, Игнатьева и других авторов. Например, работая с дробями, постоянно решаются задачи, требующие анализа ситуации, выделения общей операции для нескольких систем и применение этой выделенной стандартной операции в неполной системе.
Учитель считает необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения математики. Поэтому по некоторым темам применяются нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Главным результатом учитель считает повышение интереса учащихся к урокам математики, мотивированность их в изучении данного предмета, высокое место рейтинга предмета, положительная оценка деятельности учителя учащимися, стабильный уровень качества обученности (60–65%). Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. Ученица 10-б класса Бадлуева Саяна в прошлом учебном году заняла 1 место на окружной научно-практической конференции и успешно выступила на Всероссийской научно-практической конференции “Шаг в будущее” с работой “Влияние уровней развития математического мышления на успешность обучения учащихся”.
Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Система работы учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов. Результаты аттестации и поступления в высшие, средние специальные учебные заведения подтверждают уровень требований государственного стандарта. Среди ее выпускников много тех, кто выбрал для будущей профессии математическое и техническое направление.
Официальный информационный портал ЕГЭ
Молодежно-математический чемпионат
Сеть творческих учителей
Российская страница международного математического конкурса-игры «Кенгуру - математика для всех».
Всероссийская игра-конкурс по информатике "Инфознайка"
Сайт информационной поддержки ЕГЭ
Международный математический турнир городов
Реквизиты
Чувашская Республика, Урмарский район, д. Ситмиши
Развитие интеллектуальных способностей у учащихся на уроке математики с помощью игры и элементов этнокультурного компонента
Цель образовательного обучения: формирование конкурентно способной личности учащегося, обладающего мобильностью знаний.
Современный человек тот, кто много знает и умеет. Успех человека в любой деятельности определяется его интеллектом и креативностью.
Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся:
· поддержание интереса к предмету;
· развитие качества творческой личности: познавательной активности, упорства в достижении цели, самостоятельности;
· формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
· развитие мышления вообще, и творческого в частности;
· подготовка учащихся к творческой деятельности;
· умение переносить знания в незнакомые ситуации.
Интеллектуальная деятельность и творчество – два сопутствующих друг другу процесса.
Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной интересной личности. Необходимо, чтобы учитель был:
· доброжелательным и чутким;
· разбирался в особенностях психологии детей, чувствовал их потребности и интересы;
· имел высокий уровень интеллектуального развития;
· имел широкий круг интересов;
· имел живой и активный характер;
· проявлял гибкость, был готов к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию;
· имел творческое, нетрадиционное мировоззрение;
· был готов к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных способностей и креативности обучающегося на уроках математики.
В соответствии с темой и целью выдвинуты задачи:
· развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;
· формирование умений принимать нестандартные решения;
· создание условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, их оптимального самоопределения и самореализации.
А с ними создаются необходимые социально-педагогические условия: учащиеся занимаются в кабинете, оснащенном доской, чертежными инструментами, стендами с информацией, компьютером, библиотекой с учебно-методической литературой, дидактическими материалами, наглядностью.
Реализация психолого-педагогических условий осуществляется через обновление содержания образования путем внесения в программу дополнительного познавательного материала, дидактических игр и элементов этнокультурного компонента.
Благоприятная атмосфера процесса обучения и проверки качества знаний проявляется в тесном сотрудничестве с учащимися на уроке, в утверждении комфортного нравственно-психологического климата во взаимоотношениях между ними, объективности оценивания знаний школьников не только учителем, но и самими учениками.
Вся система осуществляется на основе дифференцированного подхода, который позволяет вести обучение математики с учетом интеллектуальных способностей учащихся. Ребятам с высоким потенциалом предлагаю решать задачи несколькими способами, ввожу дополнительные упражнения, привлекаю их участвовать в конкурсах и олимпиадах. Ученикам послабее даю задачи по образцу, с использованием карточек для коррекции знаний.
Известный французский математик Ж.А.Пуанкаре отмечал, что: «… всякое обучение становится ярче, богаче, от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета».
На уроках знакомлю учащихся с именитыми людьми, творившими науку, с эпизодами их жизни, часто мне в этом помогают сами ученики, они подготавливают доклады, сообщения.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. И ничто лучше не помогает, как использование на уроках дидактической игры.
«Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский.
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Каковы же требования к игре?
· игра не должна отвлекать от учебного содержания, а наоборот, привлекать еще большее внимание;
· игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной, физической сфер ее участников;
· игры должны быть простыми;
· игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, не подавлять, обеспечивать каждому ученику возможность проявлять инициативу;
· в игре не должно унижаться достоинство участников, особенно проигравших;
· игра должна иметь логический конец с результатом.
Дидактические игры можно классифицировать:
· по цели обучения:
- обучающие;
- контролирующие;
- воспитывающие;
- обобщающие;
- развивающие.
· по массовости:
- групповые;
- индивидуальные.
· по реакции:
- подвижные;
- тихие.
· по темпу:
- скоростные;
- качественные.
· по форме проведения:
- игры – путешествия;
- игры – поручения;
- игры – предложения;
- игры – беседы;
- игры – загадки и др.
Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Поэтому наиболее существенными являются следующие вопросы:
· определение места игры в системе других видов деятельности на уроке;
· целесообразное использование игры на разных этапах изучения математического материала;
· разработка методики проведения игры с учетом цели урока и подготовленности учащихся;
· требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Вот некоторые примеры уроков, которые я проводила.
«Урок – соревнование»
Основная цель: закрепление навыков решения задач, формирование навыков коллективного решения, научного применения знаний в новых ситуациях, развитие умения делать выводы.
Весь урок дети находятся в условиях спортивной спартакиады. Подбираются интересные задания. Ученики соревнуются, а в конце урока есть победители.
«Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Урок – экскурсия»
Такие уроки я провожу, как уроки обобщения и систематизации знаний.
Темы по математике переносятся в условия сказки, путешествия, экскурсии. («По дорогам русских и татарских сказок», «Сказки Пушкина», «Экскурсия по Казани»). Такие уроки позволяют не только пробудить интерес к предмету, но и пробудить интерес к истокам русской и татарской культуры, формированию национальных обычаев и обрядов, воспитывать гордость за отечественную науку и культуру.
В большинстве случаев применяю игровую ситуацию.
Уроки оживляю задачами-шутками, задачами-сказками, написанными с стихотворной форме с занимательным сюжетом.
В таких задачах необходимо логически думать, припоминать, догадываться. Развивается способность к анализу и обобщению.
Пословицы позволяют запомнить некоторые математические термины:
· «Повторенье – мать учения» ( у = tgx )
· «Любишь с горы катиться, люби и саночки возить» ( y = cosx )
· «Как аукнется, так и откликнется» ( y = |x| )
В домашнем задании предлагаю сочинить задачи-сказки, их можно дать в любом классе, по любой теме.
Придумывание задач предполагает умелое применение математики и жизни, а также развивает грамотное владение речью.
В «Деловых играх» на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения.
Дидактическая игра Тема урока
«Строитель» Площадь прямоугольника, треугольника.
Сумма углов в треугольнике.
«Конструктор» Преобразование графиков. Подобие.
«Путешествие» Метод координат.
«Банкир» Проценты. Пропорции.
Герои книг «Знайка» и «Незнайка» приходят на помощь, когда ребятам нужно найти ошибки в решении задач, примеров, уравнений.
В проведении устного счета использую элементы игры «Ромашка», «Математическое лото», «Закодированный ответ», «Круговые примеры», «Эстафета».
В игре «Своя игра» учащиеся сами выбирают и выполняют задания своего уровня и набирают баллы.
Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что: «Математика – наука для глаза, а не для ушей», использую на уроках свои презентации, а также презентации выполненные учениками. В дальнейшем хотелось бы использовать ресурсы дидактических игр учебного комплекса серии «Кирилл и Мефодий» на компьютере.
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии RSS-лента комментариев
Нет комментариев. Ваш будет первым! Добавить комментарий
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некретически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;
неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.
Для дальнейшей нашей исследовательской работы мы выделим три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:
индивидуализация образования;
исследовательское обучение;
проблематизация.
Во второй главе, рассмотрим возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся.
|
|
|