Главная страница

Курсовая работа по социальной педагогике студентки 3 курса зфо специальности 031300 «социальная педагогика» Граничниковой О. П


Скачать 414.88 Kb.
Название Курсовая работа по социальной педагогике студентки 3 курса зфо специальности 031300 «социальная педагогика» Граничниковой О. П
страница 1/2
Дата 08.03.2016
Размер 414.88 Kb.
Тип Курсовая
  1   2


ГОУ ВПО «Хакасский Государственный Университет

им. Н. Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра ОППД


Влияние досуговой деятельности

на социализацию детей с нарушениями интеллекта.

Курсовая работа

по социальной педагогике

студентки 3 курса ЗФО специальности 031300 «социальная педагогика» Граничниковой О. П.
Научный руководитель

канд. пед. наук

Пустовойт Н. В.

Абакан 2007

Содержание.
Введение.

Гл. 1. Социализация детей с нарушениями интеллекта.


  1. Социализация ребенка в современном обществе.




  1. Общая характеристика и проблемы социализации

детей с нарушениями интеллекта.
Гл. 2. Культурно-досуговая деятетельность учащихся

и особенности ее организации.


  1. Понятие досуга и его основные характеристики.




  1. Функции, задачи и особенности досуга.




  1. Социализирующая функция

культурно-досуговой деятельности.

Гл.3. Культурно-досуговая деятельность в условиях

коррекционной школы-интерната.


  1. Проблемы социализации детей в сфере досуга

в условиях коррекционной школы-интерната.


  1. Особенности организации досуговой деятельности

в условиях коррекционной школы-интерната.


  1. Анализ организации и пути решения проблем

досуговой деятельности в школе-интернате.


Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Введение.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношества является одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства. Для этого создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.

Проблемами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, А. С. Макаренко, Д. Сухомлинский, А. В. Мудрик и другие. Изучению вопросов досуговой деятельности посвятили свои труды Б. А. Титов, Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов, Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник, Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина.

Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации и досуговой деятельности подрастающего поколения, существуют и мало исследованные области, одна из таких проблем – поиски наиболее эффективных путей социализации детей с нарушениями интеллекта.

Проблемами умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но начиная с 60-х годов интерес к ним все более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, Л.И. Аксенова, Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский, С.Г. Семенака и ряд других ученых внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной технологии. Они достаточно подробно описали в своих трудах коррекцию, развитие, особенности обучения детей-олигофренов, проблемы их социальной адаптации, оставив без внимания сферу досуга и заложенный в ней огромный социализирующий потенциал.

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса воспитания учащихся в коррекционных школах. Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. По истине могучим стимулом для их творческого развития, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности и, главное, полноценной социализации в обществе является культурно-досуговая деятельность.

Все выше сказанное и обусловило выбор темы исследования, объектом которого является социализация детей с нарушениями интеллекта, предметом – культурно-досуговая деятельность и ее влияние на социализацию учащихся коррекционных школ.

Цель работы – изучить влияние досуговой деятельности на социализацию детей с умственной неполноценностью. Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

  • На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть основные понятия: социализация, досуг.

  • определить основные психолого-педагогические характеристики детей с нарушениями интеллекта;

  • раскрыть социализирующюю роль досуговой деятельности в социализации детей с нарушениями интеллекта;

  • выявить проблемы социализации детей в сфере досуга в условиях коррекционной школы-интерната;

  • провести исследование с целью анализа организации досуговой деятельности в коррекционной школе-интернате и наметить пути решения существующих проблем.

в работе были использованы следующие методы и приёмы:

  • анализ научной литературы;

  • дедуктивный метод;

  • метод опроса.

Актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), положением коррекционных школ (нехватка материальных средств, квалифицированных кадров), проблемами с профориентацией и дальнейшим трудоустройством выпускников этих учебных заведений, а также направлениями в экономике и политике России на данном этапе развития (наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, и разработка программ по защите детства).

Подчеркнем, что проблема влияния культурно-досуговой деятельности на социализацию детей с нарушениями интеллекта не нашла достаточного отражения в трудах современных исследователей. Данная работа призвана заполнить этот пробел.

Гл. 1.

Социализация детей с нарушениями интеллекта.


  1. Социализация ребенка

в современном обществе.

Одним из ключевых понятий относительно новой для нашей страны отрасли педагогического знания и практической деятельности – социальной педагогики – является социализация. Это сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой стороны, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, то есть становления личности, постепенного усвоения требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.

Социализация личности - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по:

- «усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

- усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;

- становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

- включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.»(21, с.23).

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности и ее «можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».(17, с.9)

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития. Можно выделить семь этапов. (32, с. 18-34)

  • Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

  • Вторым этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации.

  • Третий фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить. Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

  • Четвертый этап - формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.

  • Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

  • На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.

  • Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.

Выделяют три формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленно создаваемая), ненаправленная (стихийная) и самоизменение человека. (17, с. 14-15)

  • Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества. К ней относятся относительно направляемая и относительно социально контролируемая социализация.

  • Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

  • Более или менее сознательное самоизменение человека, в соответствии с его индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Важно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или досуговое объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.

Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализация ребенка в современном обществе как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.


  1. Общая характеристика и проблемы социализации

детей с нарушениями

интеллекта.

Как пишет Л.И. Аксенова, термин «умственная отсталость» по отношению к индивидуальным особенностям человека имеет два значения, которые должны рассматриваться в соотношении с биологическим возрастом и соответствующим социокультурным фоном:

  • Интеллектуальная недостаточность, которая диагностируется в процессе пролонгированного наблюдения и фиксируется в раннем возрасте;

  • Интеллектуальная недостаточность наряду с традиционным комплексом отставаний в различных областях развития ребенка, она обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.

Отдельно взятые низкий уровень интеллекта и трудности социального приспособления не служат основанием для констатации умственной отсталости, только наблюдая их в комплексе можно поставить такой диагноз.

«Собственно умственная отсталость не является заболеванием. Подобное состояние определяется большим количеством обстоятельств, вызванных зачастую не только и не столько биологическими факторами и органическими повреждениями, формирующими физиологическую патологию интеллектуального развития, сколько комплексом социальных и психологических причин». (1, с. 123)

Дети-олигофрены весьма различны по структуре дефекта, по личностным проявлениям, по привычкам и склонностям. Тем не менее, некоторые особенности учащихся коррекционных школ являются типичными. У всех умственно отсталых детей наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи. Для этих детей весьма характерны нарушения пространственного восприятия и разнообразные дефекты моторной сферы.

«Умственная неполноценность обычно проявляется в младенческом возрасте, в раннем и дошкольном детстве или в школе, когда необычная замедленность в развитии становится ярко выраженной, приводит к нарушению взаимодействия с социальной средой и осложняет приспособление к требованиям повседневной жизни». (1, с.125)

Пути изучения проблемы умственной отсталости были четко сформулированы Г.Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трех аспектах:

  • Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи с такими смежными науками, как эмбриология, биохимия, медицинская генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза некоторых форм слабоумия;

  • Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении на отдельные клинические формы, с использованием современных методов обследования (патофизиологического, биохимического, серологического и др.);

  • Аспект социальной адаптации предполагает необходимость разработки посильных для детей с явлениями умственной отсталости трудовых, воспитательных, реабилитационных программ и рекомендаций. (33, стр.35-36)

Сложность воспитания и социализации таких школьников обусловлена тем, что аномальное развитие психики ребенка проявляется в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, уровень их этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ними начали проводить коррекционно-воспитательную работу. «Необходимо с раннего возраста воспитывать у этих детей культурные потребности и познавательные интересы… Умственно отсталые дети должны не только обладать элементарными культурно-гигиеническими навыками, но и иметь достаточно четкие представления о таких нравственных категориях, как добро, справедливость, взаимопомощь, честное отношении к порученному делу». (19, с.121)Патологические черты характера у ребенка-олигофрена – следствие расхождения, возникающего между его биологическим и социальным развитием. В тех случаях, когда удается максимально преодолеть это расхождение, возможно значительное социальное развитие умственно отсталого ребенка.

Нравственное воспитание представляет собой одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы по формированию личности аномального ребенка. Оно становится неотъемлемой частью программы социализации, которую Л.С. Выготский рассматривал как главную задачу дефектологии. «Изучение структуры личности ребенка-олигофрена, предпринятое еще в 1930г. Выготским и успешно продолженное его последователями, позволило сформулировать фундаментальное для олигофренопедагогики положение о том, что мораль и нравственность не биодетерминированы. Как и другие формы человеческого опыта, они воспринимаются и усваиваются ребенком при общении со взрослыми и сверстниками, в процессе овладения различными видами детской деятельности». (19, с.120).

Еще одной проблемой социализации детей с нарушениями интеллекта является недостаточная их включенность в культурно-досуговую деятельность. В силу своих особенностей учащиеся коррекционных школ не способны к полноценному участию в общественных мероприятиях, занятиям в кружках, клубах, спортивных секциях. Это обусловлено недоразвитием внимания, наблюдательности, восприятия, представлений, проблемами с моторикой и всей двигательной сферой в целом, а главное, с активностью самих учащихся, вернее с ее отсутствием.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что дети с нарушениями и интеллекта испытывают значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации. Основные проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта – это аномальное развитие психики ребенка, которое проявляется в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, и недостаточная их включенность в культурно-досуговую деятельность.

Гл. 2.

Культурно-досуговая деятетельность учащихся

и особенности ее организации.


  1. Понятие досуга

и его основные

характеристики.

Ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. «Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы детский досуг проводился разумно, то есть развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности». (31, с.205) Так что же такое детский досуг? В отечественной науке до сих пор нет общепринятого определения. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов отождествляют досуг со свободным временем, Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник - с внешкольной и внеклассной работой, Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина - с внеучебным временем. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга по О.В. Кутьеву распадается на четыре основных группы.

- Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо

- Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

- Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества (26,с.28-34):

  • досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

  • досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

  • досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

  • досуг формирует и развивает личность;

  • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

  • досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

  • досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

  • досуг стимулирует творческую инициативу детей;

  • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

  • досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

  • досуг детерминирован внутренне и внешне;

  • досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

  • досуг способствует объективной самооценке детей;

  • досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

  • досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

  • досуг способствует самовоспитанию личности;

  • досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

  • досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

  • природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

  • детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

  • детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).



  1. Функции досуговой

деятельности.

(по Т.Б. Титову)
Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна функция самореализации.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляясь в их сознании и поведении, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Детская самооценка ориентируется на социально принятые критерии и эталоны. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функции.

И, наконец, в процессе культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности, то есть досуг выполняет социализирующую функцию.


  1. Социализирующая функция

культурно-досуговой деятельности.

Однако сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела, осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к асоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между личностно значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, где формируется основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения.

Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением» в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ.

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Указанное выше во многом способствует процессу социализации подрастающего поколения в условиях школы. Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является культурно-досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

Культурно-досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Культурно-досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется культурно-досуговая деятельность.

Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.

В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат – безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий.

В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, а также, опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.

Следовательно, социализирующая функция досуговой деятельност заключается в его влиянии на творческое развитие детей, расцвет их способностей, расширение диапазона интересов, гуманизацию мыслей, чувств и поступков, открытии множества путей самореализации личности.

Гл.3.

Культурно-досуговая деятельность как

фактор социализации.

  1. Проблемы социализации

детей в условиях

коррекционной школы-интерната.

Все выше сказанное, включая положительные и отрицательные моменты процесса социализации в культурно-досуговой деятельности, в равной степени относится как к учащимся обычных коррекционных школ, так и к воспитанникам школ-интернатов. «Основной контингент учащихся специальной школы 8-го типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости – дебильностью.

Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» шире, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умственная отсталость является результатом целого ряда других патологических состояний ЦНС так называемая умственная отсталость социогофренического происхождения». (33, стр. 35)

Не является исключением из правил и Усть-Абаканская специальная (коррекционная) школа-интернат.

В данном учреждении постоянно проживают и обучаются около сорока детей с диагнозом F-70 (олигофрения в степени дебильности). Примерно 20% их них круглые сироты, остальные – социальные, то есть имеют родителей, лишенных родительских прав. Большинство воспитанников поступают в школу, не имея даже элементарных навыков личной гигиены, не говоря уже о каких-либо нормах и ценностях, что обусловлено пьянством и асоциальным образом жизни их родителей. Вся тяжесть включения этих ребят в процесс социализации ложится на плечи педагогического персонала школы.

Поскольку эти дети лишены семьи, как первичного института социализации, основными агентами их социальной адаптации выступают учителя, воспитатели и сверстники. Основной контингент их общения составляют учащиеся этой школы, социализирующее влияние которых крайне неоднозначно, поскольку на их социализацию влияли те же факторы. Отсюда следует, что основным фактором социализации воспитанников интерната становится культурно-досуговая деятельность. На первый взгляд, кажется, что здесь не может быть ничего сложного: устроить детей в кружки, записать в спортивные секции, привлекать к массовым мероприятиям, и проблема с общением и социализацией будет решена. Но на этом пути перед персоналом школы встает масса камней и подводных течений.

Первая и основная проблема – это нехватка специалистов досуговых учреждений, имеющих опыт работы с такими детьми. Вовлекая ребенка в досуговую деятельность, сотрудник учреждения досуга принимает на себя полную ответственность за него. Он должен составить для него индивидуальный план работы, поскольку ребенок с нарушениями интеллекта не может работать в таком же темпе и объеме, как его сверстники. Именно по этой причине специалисты из местной музыкальной школы отказались работать с девочкой из интерната, несмотря на ее вокальные данные.

Еще одна трудность – это проблемы с моторикой и двигательной сферой аномальных детей. Они не могут полностью координировать свои действия, следовательно, не способны полноценно заниматься изобразительным искусством, техникой, некоторыми видами спорта, танцами и другой активной деятельностью. Девочки из 6-7 классов некоторое время занимались тестопластикой в местном Доме Детского Творчества. Их способности ограничивались лепкой элементарных деталей, поэтому скоро детям стало скучно, и они вынуждены были уйти. Если добавить к этому нежелание многих ребят общаться и посещать занятия вместе с аномальными детьми, становится ясно, с какими трудностями приходится сталкиваться коллективу коррекционной школы.

По состоянию на май 2007 года, только 22 ребенка регулярно посещают кружки и секции за пределами школы. Из них 3 девочки заняты в хореографической студии, 1 мальчик посещает секцию бокса, а остальные занимаются в спортивной секции, созданной администрацией дома культуры специально для них. Восполнять пробелы в культурно-досуговой деятельности детей приходится воспитательскому коллективу школы.

Таким образом педагогический коллектив школы в своей работе по социализации воспитанников сталкивается со следующими проблемами:

  1. нехватка специалистов досуговых учреждений, имеющих опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта;

  2. проблемы с моторикой и двигательной сферой аномальных детей, из за которых они не могут полноценно принимать участие в различных видах деятельности;

  3. неспособность или нежелание большинства специалистов досуговых учреждений работать с олигофренами.


  1. Досуговая деятельность в условиях коррекционной

школы-интерната.
Вся деятельность педагогического коллектива и жизнь воспитанников интерната подчиняется правилам и распорядку, прописанным в режиме дня учреждения.
Таблица 1. Режим дня школы-интерната.


время

режимный момент

ответственные

08.00

Подъем

воспитатели

08.00-08.30

Утренний туалет. Уборка спален

воспитатели

08.30

Завтрак

дежурный воспитатель

08.45

Линейка

дежурный учитель

09.00-13.30

Учебная деятельность

учителя

13.30

Обед

дежурный учитель

14.00

Прогулка.

классные руководители

15.00-16.00

Классные часы

классные руководители

16.00

Полдник

дежурный воспитатель

16.15-17.00

Воспитательские часы

воспитатели

17.00-18.30

Свободное время

воспитатели

18.30

Ужин

дежурный воспитатель

18.45-19.30

Свободное время

воспитатели

19.30-20.00

Уборка школы, классов

дежурный воспитатель

20.00-21.00

Вечерний туалет

воспитатели

21.00

Паужин

дежурный воспитатель

22.00

Отбой

младшие воспитатели
  1   2