|
«Культура русских земель в XII xiii веках»
тема урока: «Культура русских земель в XII – XIII веках».
Цели:
-
образовательная – ознакомить с учащимися с особенностями русской культуры XII – XIII века, раскрыть отличительные черты культуры, знакомство с жанрами и произведениями древнерусской литературы. Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве.
воспитательная – пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам, чувство гордости за культурное наследие тех времён
развивающая – умение работы с текстом, иллюстрациями, учится анализировать памятники культуры, используя памятники. Уметь выражать своё отношение к искусству.
тип урока: изучение нового материала
количество часов: 2 часа
оборудование: иллюстрации храмов
понятия и термины: культура, зернь, скань, филигрань, чернь
ход урока.
I. организационный момент включает подготовку учащихся к уроку, приветствие учителя и запись домашнего задания.
II. проверка домашнего задания
III. объяснение нового материла
IV. закрепление
V. домашнее задание
Вступление к новой теме:
эпиграф:
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…!»
Так далёкие предки городились своей отчизной. И было чем: великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты «узорочье» - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения, созданные в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.
Задание для учащихся: объясните, что такое культура? /обобщая ответы учащихся, учитель называет тему урока. При этом необходимо подчеркнуть, что расцвет культуры русских земель пришёлся на раздробление Древнерусского государства, что не привело к упадку культуры. Задача нашего урока в полной мере рассмотреть и изучить основные направления древнерусской культуры – литература, зодчество, живопись, художественные ремёсла.
план темы:
определение культуры
особенности культуры, исторические условия развития культуры в XII – XIII веках
города – центры средневековой культуры
художественные ремёсла
зодчество
храмовое искусство
литература
влияние ордынского владычества на русскую культуру.
На первом уроке изучаются первые четыре вопроса плана, на втором – остальные четыре вопроса.
Объяснение нового материала начинается с разбора понятий «материальная» и «духовная» культура, обобщая ответы, учащиеся записывают в тетрадь эти понятия и с помощью учителя дают определение «культура» - материальное и духовное развитие определённой эпохи, конкретного общества, народа.
Работа с текстом учебника – учащиеся определяют особенности культуры XII – XIII века.
Крупные культурные центры:
Великий Новгород, Владимир-на - Клязьме, Псков, Галич.
По второму вопросу плана учитель проецирует на экран таблицу и объясняет исторические условия русской культуры.
исторические условия
|
отличительные черты
|
1. господство натурального хозяйства
|
разобщённость основной массы населения - крестьянства
|
2. подъём культуры, рост городов
|
грамотность горожан, расцвет материальной культуры
|
3. развитие феодальных отношений
|
различие быта, одежды; зарождение культуры господствующего класса и низов
|
4. обособление отдельных княжеств
|
расцвет материальной культуры, летописания, архитектуры, живописи отдельных земель
|
5. господство религии в духовной жизни общества
|
школы и библиотеки при церквах и монастырях, культовое зодчество, иконопись
|
Беседа с учащимися:
кто создавал культуру феодального общества? /горожане
почему горожане были передовой частью народных масс? /кругозор шире, были грамотными
Свидетельством грамотности горожан являются берестяные грамоты. Сообщение о находке берестяных грамот в Новгороде.
Почему берестяные грамоты пролежали столько веков и сохранились?
Что такое береста?
Учитель кратко рассказывает о средневековой городской школе на Руси. Можно добавить, что в это время происходило накопление научных знаний о природных явлениях: планетах, кометах, землетрясениях, бурях. Эти знания становились основой для развития науки. Большое значение имела церковная переводная литература, переводили книги по медицине, географии, ботанике.
Вывод учащиеся делают самостоятельно – города являлись центрами образования и культуры.
Переход: руками горожан, их умом и талантом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры; крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и красочные украшения.
На Руси широкое распространение получили художественные ремёсла. Одним из красивейших ремёсел является изготовление изделий из цветных и благородных металлов. В этом отношении Русь опередила Западную Европу.
Понятия, используемые при работе с иллюстрациями:
Художественные ремёсла – ремёсла, отвечающие требованиям искусства.
Зернь – украшение ювелирных изделий зёрнышками из металла.
Скань, филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой кручёной проволоки.
Чернь – сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы. Полученный сплав превращали в порошок, которым покрывали украшаемый предмет, на котором предварительно вырезали узор. При обжиге чернь расплавляли и заполняли углубление рисунка.
Вывод: город – центр ремесла.
Мы продолжаем тему урока «Культура русских земель в XII – XIII веках».
Вступление к пятому пункту плана: среди ремесленников были искусные градостроители. До наших дней сохранились каменные постройки. Архитектурные сооружения являются памятниками материальной культуры и произведениями искусства.
Учащиеся работают с иллюстрациями учебника, можно показать презентацию «православные храмы России», приходят к выводу: главными архитектурными постройками того времени были храмы. Все постройки вели русские мастера. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам.
Новгородская земля
- храмы строились одноглавыми и небольшими.
- церкви были построены в Новгороде, Пскове.
- на Ладоге церковь святого Георгия.
Храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж.
Владимиро-Суздальская земля
- храмы строились подчёркнуто торжественными и отличались пышностью.
- в г. Владимире-на - Клязьме возведён Успенский собор.
- на реке Нерли возведён храм Покрова Богородицы – небольшая, однокупольная церковь – «поэма из камня».
Для понимания красоты средневековых сооружений необходимо научиться их анализировать.
Памятка для анализа архитектуры
как называется и где находится памятник?
к какому периоду относится его создание?
назначение сооружения
описание архитектурных деталей, указание стиля памятника
ваше отношение к нему?
Анализ характеристики церкви Покрова на Нерли
рассматривается учащимися совместно с учителем. Вводится и анализ архитектурных деталей:
шлемовидный купол
барабан
закомары – полукруг, который завершает стены
пилястры
аркатурный пояс
апсиды – выступы (их 3).
Учащиеся ведут запись данных терминов, рисуют архитектурные детали.
Переход: не только храмовое зодчество поражало своей красотой, но и храмовое искусство тоже было предметом гордости и восхищения мастеров того времени.
Запись в тетрадь понятия «икона» - живописное изображение Бога и святых, предмет поклонения верующих.
«канон» - строгие правила.
Представление репродукций икон, мозаик, фресок XII – XIII века. В писании икон существует канон. Но каждый русский мастер-иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.
Переход: с принятием христианства на Руси, развитием письменности и грамотности зародилось русское летописание. С XII века начался новый период в истории русского летописания. В каждом крупном княжестве велись летописи.
Учитель проецирует на экран таблицу и читает учащимся.
Особенности летописей.
Владимиро-Суздальская летопись
|
новгородская летопись
|
отражались интересы местных князей.
Поощрялись их стремления быть первыми на Руси.
История княжества рассматривалась как продолжение истории Древнерусского государства.
Владимирские князья представлялись как преемники князей киевских
|
Отсутствует фигура князя или находится на заднем плане.
Подробно описываются события городской жизни.
|
Происходит зарождение древнерусской литературы. Появляются новые жанры, популярным был жанр – поучение. Самое знаменитое «Поучение детям « Владимира Мономаха содержало требование соблюдения христианской морали.
Учащиеся работают с документом на странице 136-137 и с помощью учителя формируют нравственные ценности, которые нужно соблюдать:
- чтить старших;
- жить правильно, помогать обездоленным;
- соблюдать законы.
- традиции государственные и семейные;
- выполнять честно воинский долг, не уклоняться от службы.
Вопрос для учащихся – применимы ли эти требования для современной жизни?
В произведениях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника поднимаются вопросы о княжеской власти. Автор – сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя называл «честью и милостью».
Переход: совершенным творением древнерусской литературы предстаёт «Слово о полку Игореве» неизвестного автора.
Представление учащимся иллюстрации картины «Поход Игоря» Н. Рериха и небольшой рассказ о произведении. В основе рассказа учителя должна быть подчёркнута идея единства Русской земли, прекращении распрей между князьями. Автор ставит вопросы:
- почему князь Игорь потерпел поражение?
- почему Русь стала терпеть поражения?
Работа с документом из «Слова о полку Игореве» на странице 138. Организация беседы с учащимися о внутреннем противостоянии Руси из-за ордынского ига.
Переход к 8 пункту плана: русское летописание ставило важнейший вопрос для Руси – укрепление единства Древнерусского государства. В условиях ордынского владычества непросто оказалось сохранить самобытность и красоту русской культуры, было потеряно многое.
Работа учащихся с текстом учебника на странице 135-136 и отвечают на вопрос – в чём сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры? /учащиеся перечисляют, что было потеряно,
Вывод: в период феодальной раздробленности проявился расцвет русской культуры, который был прерван нашествием монголо-татар, но именно культура демонстрировала идею единства Русской земли.
Закрепление нового материала.
Домашнее задание:
|
|
|