|
Крушение этого светлого детского оптимизма самая серьезная проблема
Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно приспособленным к нему. В какой бы среде он ни находился, он с оптимизмом смотрит в будущее, надеется добиться признания и с новой верой рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны взрослых и сверстников.
Крушение этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема.
Взрослые должны помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой деятельности. Ведь если ребенок то и дело терпит неудачи, от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, ребенок свыкается с неудачами и все больше отходит от поиска любви и самоуважения.
А какую роль при этом играет педагог? Может ли педагог сформировать интерес у детей к учебному процессу, усилить эмоционально-личностную значимость обучения и при помощи чего? Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь детям осознать себя успешной, уверенной в себе полноценной личностью.
Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих можно говорить об успехе. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ситуация успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
То есть, ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Было доказано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников – в игре, а у младших школьников – в обучении. Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха. Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:
неожиданная радость, общая радость, радость познания.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.
Общая радость состоит в том, что бы ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.
Существует множество приемов, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую неожиданную радость, общую радость или радость познания. Технологически же создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
1. Снятие страха - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2. Авансирование успешного результата - Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силах и возможностях.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
4. Внесение мотива - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5. Персональная исключительность - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - Побуждает к выполнению конкретных действий.
7. Высокая оценка детали - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Сейчас давайте рассмотрим организацию ситуации успеха поэтапно.
I. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.
Ставится задача сформировать у детей стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя творцом, преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения.
Заинтересовать детей можно с помощью сказки, игровых моментов, доступных поэтапных наглядностей, выполнением каждого шага вместе с ними. Яркие поделки, рисунки, иллюстрации, книги, оформление кабинета создают ощущение радости и уюта, ребенок чувствует себя комфортно.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными отношениями и эмоциями, не становятся полезными. Поэтому занимательность, игровая мотивация ситуации, путешествие в игру – главные компоненты поддержания интереса к занятиям.
II. Операционный этап, или обеспечение деятельностью.
Здесь главная задача – обеспечение ребенка заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как одно из средств формирования умственных и практических действий в процессе оптимизации обучения. Мы устно проговариваем весь процесс создания работы от начала, до конца, а потом выполняем работу вместе.
Роль педагога – помочь каждому советом, оценить результат каждого, акцентируя на деталях. Бывает, дети на начальном этапе выполнения работы говорят, что они не могут, у них не получится. Очень важно при этом поддержать детей: «Вы сюда приходите, чтоб научиться, у вас непременно получится, если вы этого сильно захотите». Очень важен при этом доброжелательный тон, уместная шутка, похвала. На завершающем этапе, когда выполнена основная часть работы и нужна мелкая и детальная работа, дети стараются справиться сами.
Для создания комфортной обстановки можно использовать музыкальные паузы, физкультминутку, эмоциональную разрядку, смену задания, возможность сообщить педагогу о затруднении в работе.
Таким образом, с помощью различных приемов для детей создаются условия для успешного выполнения задания. В итоге – дети испытывают чувство подъема, удовлетворения оттого, что поставленная перед ними задача выполнена.
Ситуация успеха на данном этапе выступает как педагогическое (в отличие от психологического на первом этапе) обеспечение активной деятельности ребенка.
III. Результативный этап.
Задача педагога на данном этапе организовать работу таким образом, чтобы ребенок увидел результаты своего труда, порадовался своей работе. Дети всегда спрашивают, заберут ли они свои поделки домой, чтоб показать или подарить свои достижения родным и знакомым.
Ситуация успеха для ребенка на этом этапе заключается в том, что педагог, анализируя его работу видит и подчеркивает положительные стороны, создавая перспективу работы, обеспечивает развитие сильных сторон: цветовое решение, необычайность замысла, оригинальность, аккуратность и т.д. Что касается неудачных работ, то здесь необходимо подчеркнуть в ребенке такие качества, которые помогли бы компенсировать его недостатки.
Таким образом, ситуация успеха становится не просто педагогическим приемом, не комплексом приемов, но условием воспитания такого отношения к учению, получению новых знаний, которое способствует проявлению и развитию активности детей, их самопознанию и самообучению. Ребенок в ходе занятия из пассивного объекта обучения становится субъектом, творцом своей деятельности, укрепляет уверенность в себе, развивает себя как личность.
Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации деятельности, когда она:
реализуется на всех этапах деятельностного процесса;
усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;
реализуется с учетом индивидуальных особенностей детей, что находит свое отражение в подборе приемов и средств работы с каждым ребенком.
Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к приобретению новых знаний в активное творческое если формирует у ребенка:
положительные эмоции в деятельности;
приятное чувство успеха, вызванное преодолением трудностей;
желание дома продолжить работу.
Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. И как известно успех порождает успех!
|
|
|