Главная страница

Учитель обж вершинина С. В. «Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обж»


Скачать 85.16 Kb.
Название Учитель обж вершинина С. В. «Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обж»
Дата 25.02.2016
Размер 85.16 Kb.
Тип Документы

Учитель ОБЖ Вершинина С.В.

«Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ».

Быть в жизни можешь ты хоть кем, но ОБЖ ты знать обязан.

К сожалению современных учеников все труднее чем-то привлечь.  Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать. Уроки должны быть интересными, разнообразными. Я работаю над проблемой: «Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ». В основе моего педагогического опыта заложены:

Идеи личностно-ориентированного обучения;

Учёт психологических особенностей учащихся.

При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностно-ориентированное обучение направленно именно на это. И с учётом особенностей познавательных процессов я применяю следующие методы: использую такие приёмы учебной деятельности:

синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);

задания на время;

проекты, презентации;

анализ;

логические, нестандартные задания;

задания на поиск ошибок и др.
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

Чтобы поддерживать интерес детей к предмету, нужны интересные, нестандартные приемы обучения и формы контроля. К таким урокам относятся урок-лекция, семинар, конференция, диспут, экскурсия, заочное путешествие, эстафета знаний, устный журнал, соревнование, театрализованное представление, зачет, телемост.

Такие уроки лучше проводить либо в конце четверти (обобщающий урок), либо в начале четверти (как повторение изучение нового материала). Они неизменно вызывают интерес у учащихся, так как носят соревновательный характер.

Практика показывает, что нетрадиционные способы контроля вызывают большой интерес учеников, и в то же время помогают осуществить контроль, к примеру, на уроке в форме игры-соревнования. Атмосфера соревнования активизирует память, внимание. Уроки-соревнования создают атмосферу увлеченности, снимают усталость у детей.

Практика показала, что как и отработка любого материала, так и контроль знаний проходят с неослабевающим вниманием и интересом, если учащиеся вовлечены в игру-соревнование. При этом учитель выполняет роль как ведущего, так и равного партнера в игре.

Для проведения игры учитель делит группу на две команды и объясняет правила игры: за каждый правильный ответ на доске записывается очко в пользу команды ответившего игрока. Если задание особо сложное, команде разрешается в течение 30-50 секунд посовещаться, прежде чем дать ответ.

В условиях соревнования общение с партнерами по группе проходит легко и непринужденно. Подобная форма урока способствует созданию атмосферы взаимопомощи, создает оптимальные возможности для активизации возможностей учащихся.

Во время соревнования оцениваются результаты не только: команды, но и каждого ученика. Интенсивности урока способствуют разнообразные задания. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. «следствие ведут знатоки»

Урок-соревнование, КВН, конкурсы - одни из разновидностей парной и групповой форм работы.

Ученикам нравится принимать участие в небольших инсценировках с использованием костюмов, декораций, театрализованных представлений.
Ученики среднего звена любят игры по типу телевикторин: «Умники и умницы», «Слабое звено», «Счастливый случай»,, «Что? Где? Когда?».

Такие викторины можно проводить на заключительных уроках.

Устный журнал включает в себя несколько страничек. Это довольно простая и удобная форма урока. Группе ребят дается задание подготовить одну из страничек. Во время урока задействованы все ребята группы. Здесь большая роль отводится самоподготовке. Такая форма урока побуждает учащихся к самоконтролю. В этом учебном году решила начать работу в 6 классе. В начале учебного года, знакомя ребят с темами, которые предстоит изучить, остановилась на одной из них “ Правила выживания на природе”, в которую входят в частности уроки:

Подготовка к походу

Одежда и обувь для похода

Правила безопасного поведения на природе

Рассказала ребятам о знаменитых путешественниках, об их удачах и неудачах, познакомила со статистическими данными, которые отражали происшествия и травмы в походах, вспомнили содержание фильма “Тайга” и ребята пришли к выводу: к походу необходимо готовиться, но как?

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования

Нестандартные формы урока поддерживают интерес к предмету. Остановимся на уроках-конференциях. Они могут бы; проблемными, тематическими. Конференции проводятся по заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают учащиеся).

Конференции требуют длительной подготовки и активности участия в них всех учеников.

Учитель выбирает несколько учеников с высоким уровнем обученности, которые помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы для обсуждения.

Семинарское занятие организуйся так, что оно не превращается в утомительное прослушивание подготовленных сообщений.

- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Как подтверждает опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, названных тестами.

Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только наиболее экономной формой контроля, но и более объективным показателем степени усвоения учащимися материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Тексты тестов составляются с учетом индивидуальных способностей ребят и уровня обученности.

Используются тесты на протяжении всего курса обучения целью установить уровень усвоения как отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного, позволяя выявить общие типичные ошибки учащихся. ''

Результаты проверки тестов служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, с другой стороны - самооценкой работы, что позволяет внести необходимые коррективы В процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Работа с тестами проводится за 10-15 минут до конца урока. Итоговый тест (за весь курс изучения) проводится в течение урока.

Тем учащимся, которые не справились с контрольным заданием, после анализа и исправления ошибок дается возможности получить более высокую оценку, выполнив другой вариант тестового задания. Исключение неудовлетворительной оценки, как показал опыт, оказалось для учеников дополнительным мотивом в овладении предметом.

Тестовые проверки, проводимые регулярно, позволили существенно повысить качество обучения предмета.

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счете, к управлению ими.

Таким образом, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста создаёт благоприятную почву для воспитания гражданственности и патриотизма. По программе «Я-гражданин» изучаются   «символы государства», истории России; проводятся классные часы, концерты, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; конкурсы чтецов «Строка, опалённой войной», конкурс военной песни ,посвященный Дню Победы, конкурс рисунков, сочинений на патриотическую тему.

Для повышения активности и индивидуализации обучения можно использовать метод контрактов по К.Роджерсу, стимулирующий переход ученика к свободному, самостоятельному учению. Учитель в начале курса объясняет, что каждый ученик может выбрать степень его усвоения (и соответственно оценку). Прочитать определенные главы учебника и ответить - это переходная оценка - "зачет" ("3", нормально). Ученик, желающий более высокую оценку, выбора уровень В ("4") или А ("5"), занимается по индивидуальному плану. Он заключает контракт с учителем и в случае успешной работы получает оговоренную в контракте оценку. Ожидаемый результат: повышение активности и индивидуализация учения.

Правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не

Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!

Список литературы

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000 - 72 c.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2001 - 98 c.

Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 – 221 c.

http://festival.1september.ru