Главная страница

Кружок прикладного творчества «Куклы из бабушкиного сундука» Возраст детей 5- 6 лет


Скачать 418.9 Kb.
Название Кружок прикладного творчества «Куклы из бабушкиного сундука» Возраст детей 5- 6 лет
страница 1/2
Дата 26.03.2016
Размер 418.9 Kb.
Тип Документы
  1   2


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д. с. «Тополек» с. Александровка


Кружок прикладного творчества

«Куклы из бабушкиного сундука »

Возраст детей 5- 6 лет
Время работы кружка – 16.00-16.30.
Руководитель кружка:

воспитатель – Григорьева О.В.

Введение дошкольников в историю народной игрушки –

тряпичной куклы

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства.

Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

Опыт работы многих педагогов показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества, где впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Кроме того, организация творческой деятельности детей в рамках кружковой работы расширяет возможности подачи информации посредством игры, моделирования и проектирования детьми под руководством взрослого экспонатов народных костюмов и игрушек.

В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хозяйственная утварь, что представляют собой куклы самоделки.

Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее “место рождения”.

В иных избах кукол было до сотни! Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась “безликой”. Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а “безликая” считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, тщательно соблюдая одно правило – изготовить ее без иголки. С пяти лет девочки изготовляли кукол сами. На кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни.

Сейчас очень сложно осуществлять эту работу с детьми, воспитанными на телевидении и видеотехнике. А самим детям часто тяжело увидеть, как прекрасен окружающий мир. Только взрослый сможет помочь им в этом.

Детское творчество хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

В решении этих сложных задач велика роль именно родителей. Если же ребенок в семье лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то теперь только от воспитателя дошкольного учреждения будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни, искусстве, творческой деятельности.

Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое я. И если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приходит его социализация в обществе.

Кружок по прикладному творчеству дает представление не только о бытовавших в народной среде игрушках, об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах, но и содержит методические рекомендации по изготовлению тряпичной куклы.

Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, – это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Для лучшего изучения этой темы с дошкольниками было разработано перспективное планирование.
Цель кружка – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Методы: чтение художественной литературы; слушание музыки; организация выставок; экскурсии; беседы; изготовление народных кукол, театров и атрибутов к ним; игры – драматизации, дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения.

План кружковой работы:
Раздел I. Русская народная кукла.

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Требования к знаниям и умениям:

- знать когда появились куклы;

- кто и для чего создаёт куклы;

- из чего делают традиционную народную куклу;

- осуществлять основные операции при работе ножницами.
Раздел II. Обереговые куклы.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.

Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла – закрутка.

Тема 4. Ангел.

Тема 5. Кубышка-травница.

Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обереговых кукол;

- развивать навык работы с тканью;

- уважать традиции русского народа;

- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел III. Обрядовые куклы.

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Тема 1. Зернушка (крупеничка).

Тема 2. Отдарок- на- подарок.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обрядовых кукол;

- развивать навык работы с иглой;

- понимать логические связи между куклами и обычаями;

- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.


Раздел IV. Игровые куклы.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Тема 1. Кукла-кормилка.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла.

Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».

Требования к знаниям и умениям:

- знать историю игровой куклы;

- уметь создавать художественный образ в народных традициях;

- уметь работать по замыслу.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество

занятий

Срок


Раздел I. Русская народная кукла.



2



Тема 1. Что мы знаем о куклах?

1

Октябрь

Тема 2. История тряпичной куклы.

1

Октябрь


Раздел II. Обереговые куклы



8



Тема 1. Кукла-кувадка.

1

Октябрь

Тема 2. Куклы-пеленашки.

1

Октябрь

Тема 3. Кукла-закрутка.

2

Ноябрь

Тема 4. Ангел.

1

Ноябрь

Тема 5. Кубышка-травница.

2

Ноябрь-декабрь

Тема 6. «Обережье».

1

Декабрь


Раздел III. Обрядовые куклы



9



Тема 1. Зернушка (Крупеничка).

2

Декабрь-январь

Тема 2. Отдарок-на-подарок.

2

Январь

Тема 3. Неразлучники.

2

Февраль

Тема 4. Кукла-десятиручка.

2

Февраль

Тема 5. «Рукодельницы».

1

Март


Раздел IV. Игровые куклы.



7



Тема 1. Кукла-кормилка.

2

Март

Тема 2. Кукла-капустка.

2

Март-апрель

Тема 3. Зольная кукла.

2

Апрель

Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».

1

Апрель


Всего:



26





Требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка русской народной куклы «Василинка»:


Воспитанник

должен

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре.

Знать некоторые фольклорные произведения наших Курганских авторов.

Уметь

Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.

Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.

Находить логические связи между образом и традицией.



Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.


Месяц

Способ проверки ЗУН

1

2


Декабрь


Итоговое игровое занятие «Обережье» по разделу II



Март


Итоговое практическое занятие «Рукодельницы»

по разделу III




Апрель


Обобщающее занятие по курсу «Мастер-класс от «Василинок»





Список средств обучения

  1. Технические средства обучения - магнитофон, ноутбук.

  2. Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.

  3. Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.


Конспекты занятий
Раздел I. Русская народная кукла.

Занятие 1. «Что мы знаем о куклах?»

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Оборудование: Экспозиция русских народных кукол в музее «Зауральская светёлка». Магнитофон.

Предварительная работа: Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Народная игрушка».

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие: Занятие проводится с детьми в форме экскурсии в музее «Зауральская светёлка».

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла -неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не оттого, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и другом, и спутником, и оберегом.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
          Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку, и обе они уже ждут, когда появится дитя.

А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев.

Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - "их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой", ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.
Занятие 2. «История тряпичной куклы»
Цель: Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.

Оборудование: Образцы тряпичных кукол. Магнитофон. Ножницы, иглы, шаблоны прямоугольной формы.

Материалы: Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Загадки:

А я тычу-потычу: носик стальной,

носик стальной, хвостик льняной.
Шила барыня-княгиня, весь мир нарядила.

Нарядила, обшила, сама нагая ходила.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

После рассматривания кукол дети непосредственно работают с инструментами. Предлагаемые операции: обвести шаблон на ткань и вырезать; вдёрнуть нитку в иголку и завязать узелок; сложить ткань вдвое и стачать боковые срезы швом «вперёд иголку»; закрепить нитку; сплести косичку из шерстяной пряжи; сделать «скрутку» из полоски ткани и перевязать её нитками.

Раздел II. Обереговые куклы.

Занятие 1. «Кувадка»

Цель: Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

Оборудование: куклы «Кувадки», схема алгоритма работы (см. приложение 1), магнитофон.

Материалы: Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

В старину в русской деревне у каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка. И когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Считалось, что кукла оберегала его от болезней.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках. Мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

Кукла Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
Для изготовления куклы используем лоскуты яркой разноцветной ткани и нитки-мулине.

Лоскут скручиваем к середине по длинным сторонам и перегибаем пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими витками нити контрастного цвета. Концы нити связываем двойным узлом. Из лоскута другого цвета размером 6х6 см таким же образом делаем вторую скрутку. Нитью контрастного цвета стягиваем её с обеих сторон, отступив от краёв по 1 см. Середину второй скрутки укладываем между концами первой до упора в завязанную нить и закрепляем поверх первой скрутки яркой нитью сначала несколькими витками, затем крест-накрест. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье.
Занятие 2. «Куклы-пеленашки»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками.

Оборудование: Образцы кукол Пеленашек, схема алгоритма работы (см. приложение 1).

Материалы: Полоса белой ткани 15х50см, лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см, нитки-мулине, ленточки шириной 0,5-1 см.

Литературный ряд: Колыбельная Е.С. Хабаровой «Как у бабушки Варвары»

Словарь: Свивальник, крещение, колыбель.

Занятие:

Куколка-пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником. В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие младенцу – оберегать его.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик служила оберегом, т.е. оберегала младенца от всего плохого, злого. Так же давали куклу в ручку ребенка в качестве естественного массажера.

В изготовлении пеленашка проста.

Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани.  А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Завязываем узел, символизирующий пупок  - центр жизненной силы. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем  скатку нитями, выделяя треть длины.

Повязываем платочек, запеленываем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова.
В конце занятия ребята играют со своими куклами, укачивая их под колыбельную:

«Как у бабушки Варвары»

Как у бабушки Варвары в магазине есть товары,

Есть пустышки, погремушки, разноцветные игрушки.

Мы купили балалайку, серый котик, поиграй-ка.

Балалайка заиграла, дочка плакать перестала.

Трень, брень, трень, брень, у нас весело весь день,

Балалаечка вздохнула, моя доченька уснула.

Занятие 3-4. «Кукла-закрутка»

Цель: На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой.

Оборудование: Куклы-закрутки, схема алгоритма работы (см. приложение 1).

Материалы: Лоскуты ткани 20х20 см, лоскуты белой ткани 10х10 см, разноцветные лоскуты для одежды, тесьма, ленточки для украшения костюма куклы, нитки-мулине, шерст. или х/б пряжа.

Литературный ряд: Сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Занятие:

Занятие проводится в музее «Зауральская светёлка» в окружении старинных вещей и предметов крестьянского быта.

 - Мы часто мечтаем иметь могущественного помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды. Вот с такой маленькой волшебницей - русской традиционной куклой-закруткой я и хочу вас познакомить.

 «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…
Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели, сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?
     Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всей работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису. Хорошо было жить ей с куколкой…»

 Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и «…по конец жизни своей всегда носила в кармане».

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.  Женщина делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.
      В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
       Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
    Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Красивая кукла, с  любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
      Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.  Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
     Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
       Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
       Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.
     Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
      Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.
        Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.
        Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

        Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.    

  Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!
Занятие 5. «Ангел»

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

Оборудование: Образец куклы, схемы складывания ткани.

Материалы: Лоскуты белой ткани 20х20 см, лоскуты капрона 15х15 см, нитки белые.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

Как и другие традиционные русские куклы, куколка Ангел проста в изготовлении, но вместе с тем весьма оригинальна. Использовалась как елочное украшение в Рождество. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка, "охраняя" его сон от злых помыслов. Сейчас мы с вами сделаем каждый своего Ангела-хранителя. Он будет нашим помощником и оберегом.

На середину лоскутика положим комочек ваты, соберём концы лоскута вместе. После этого одним движением окрутим шейку нитью, подхватив спереди одну руку, после через спину  подхватив другую и переведём нитку на плечо на одно и перекинем на другое, пропустим через шейку и закрепим на пояске. Лоскут капрона сложим гармошкой с угла на угол и окрутим серединку ниткой. Этой же ниткой приматываем крылья к Ангелу: через одно плечико наискосок и через другое.

Занятие 6-7. «Кубышка-травница»

Цель: Продолжать знакомить с народными «оберегами». Познакомить детей с лекарственным травами, произрастающими в нашей области. Развивать навыки владения ножницами и иглой при создании куклы. Учить, создавая образ, наделять его характерными чертами и свойствами.

Оборудование: Кукла «кубышка-травница», схема алгоритма работы (см. приложение 3).

Материалы: Лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. – 2 шт. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. – 1 шт. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт. Лоскут цветной ткани 5 х 5 см. – 2 шт. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка – 1 шт. Тесьма для пояса 25см. Красные нитки. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. каждой. Синтепон для наполнения куклы.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от болезни, и добрая утешительница.
Как сделать куколку:
1. Берем лоскут светлой ткани, в середину кладем синтепон или ветошь.
2. Делаем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.
3. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.
4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.
5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.
6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.
7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка на расстоянии 1,5-2см. друг от друга.
8. Привязываем красную полоску на голову и получаем рожки.
9. Прячем рожки, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.
10. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.
11. Наметываем по краю большими стежками, для того, чтобы можно было стянуть в мешочек в дальнейшем.
12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.
13. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки.
14. Под грудью подвязываем передник.
15. Сверху подвязываем куклу пояском.
16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.
17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.
18. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.
Вот Кубышка-травница и готова!

Занятие 8. «Обережье» (итоговое игровое занятие)

Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

Оборудование: Куклы, изготовленные детьми на предыдущих занятиях.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

Занятие проводится в комнате-музее «Зауральская светёлка» в виде игр-посиделок. Девочки приходят со своими куклами. Их встречает хозяюшка в русском сарафане, рассаживает на лавках, на сундуке и предлагает устроить чаепитие для их «дочек–куколок». Пока самовар закипает, девочкам предлагается поиграть своими куклами, показать их во всей красе, похвалиться перед подружками нарядами, которые сами смастерили, поделиться секретами рукоделия, рассказать о своей «берегине». Хозяюшка расспросами да прибаутками оживляет беседу, в то же время, выявляя для себя уровень знаний детей, их умение определить логические связи между образом куклы и смысловой нагрузкой, которую она несёт. Заканчиваются посиделки чаепитием под русскую народную музыку.

  1   2