|
Консультация для родителей. «Воспитание у детей заботливого отношения к животным»
Консультация для родителей.
«Воспитание у детей заботливого отношения к животным»
Из рассказов дошкольников об уходе за животными видно, как эмоциональ-
но ,охотно делятся они впечатлениями о поведении своих питомцев. Ребе-
нок удивляется ,как цыпленок чистит клюв,на котором остались остатки корма ,проявляя при этом сноровку и находчивость .Или спешит рассказать о повадках попугая : «Будит по утрам маму ,знает свою кличку,когда выпускаем во время уборки клетки , сидит и смотрит в окно». Другой мальчик с удовольствием рассказывает о хомячке : «Когда проголодается ,залезает туда ,где лежит коробка с сыром ,нюхает и сует голову в дырочку».
Дети все воспринимают чрезвычайно эмоционально. Эти впечатления долго сохраняются в их памяти ,оставляют хорошие воспоминания,добрые чувства.
Все это способствует проявлению заботливого отношения к объектам живой природы.Интереснын впечатления приобретают дошкольники во время ухода за животными ,в процессе общения с ними. Поэтому во время дежурства в уголке природы ребенку следует предоставлять беспрепятственный доступ к животным ,давать возможность наладить с ними контакт. Только при такой организации дежурства ,когда дети имеют возможность потрогать животное ,приласкать его ,а не только накормить и навести в клетке чистоту, оно становится им ближе. Это поможет ребятам почувствовать ,ощутить и понять состояние живого существа. Они лучше узнают необходимость действий,удовлетворяющих те или иные потребности животного ,условия ,которые нужны для его нормального существования.
Навыки обращения с живыми существами нужны детям. Поскольку дошколь-
ник любознателен ,он сразу пытается взять животное на руки ,не понимая, что ему от этого может быть плохо . Тем не менее это первые шаги его в общении с живым существом. И если ребенка начинают ругать за неправильное обращение с ним , у него может возникнуть негативное к отношение к животному.Желание потрогать ,ощутить особенности животных
с которыми он вступает в контакт, приводит к расхождению слова и действия. Ребенок восторгается животным,отмечает, какое оно нежное, хорошее , а сам в это время с силой «обнимает» его. Неумение обращаться с живыми существами свойственно детям. Ребенку необходимо подсказать и показать способы обращений с живыми существами ,сообщить о том ,что не все формы обращения с животными допустимы. Например ,надо сказать ,что птичку нежелательно держать в руке ,тем более зажимать в кулаке ,лучше приучать ее садиться на плечи. Хомячка можно посадить на ладошку.
Практические навыки обращения с живыми существами помогают детям проявлять действенную заботу о них . Например ,когда ребенок держит животное в руке или на коленях ,он старается как бы подстроиться к поведению животного :наблюдает за тем ,как оно себя чувствует ,улавливает его состояние ,предусматривает,чего животное может испугаться. Если его беспокоит то или иное движение ребенка ,мальчик старается его не делать.
Таким образом ,дошкольник начинает регулировать свое поведение ,делает все то,что позволяет сохранить спокойствие живого существа.
Первое общение с животным у большинства детей вызывает большой инте-
рес.Они хотят знать,как поведет себя живое существо при встрече с ними.
Нередко дети начинают «навязывать» животному свои действия. Например,
Ребенок заставляет хомячка заползти в клетку. Зверек упирается.Нужно объяснить ребенку ,что животное пугается незнакомой обстановки,поэтому не идет туда ,что животные не могут делать того ,что хочется детям. Их нельзя дергать ,толкать, побуждать к нехарактерным для них действиям. Надо внушать детям ,что все это пугает животное. И если оно начинает беспокойно себя вести ,лучше подождать ,пока успокоится. Если ребенок потревожил животное ,находящееся в террариуме или в клетке,нужно обратить его внимание на то ,что оно испугалось,убежало и спряталось.
В этом случае ,чтобы вызвать его,можно предложить самую вкусную для животного еду и не брать его на руки.
В процессе общения с живыми существами дети вовлекают их в свои игры.
Чтобы отвлечь детей от таких занятий ,целесообразнее учесть биологическую особенность животных – их двигательную активность и использовать их потребность в движении, в игре.
Игры животных привлекают внимание детей. В них проявляются двигатель-
ная активность животного ,соответствующие выразительные позы и движения. У некоторых детей при общении с живыми существами возникает страх ,а иногда и неприязнь к ним. К сожалению ,детей ,испытывающих страх перед животным ,нельзя упускать из виду. На самом деле дети ведут себя так по отношению к животным потому ,что боятся их.
Детей испытывающих страх перед животными ,надо привлекать к систематическому наблюдению за их поведением,показать,насколько оно индивидуально и неповторимо.
Пример доброжелательного отношения к животному со стороны взрослого должен вызвать у ребенка ласку и нежность к нему. Но если ребенок не хочет приласкать его , не надо принуждать к этому. Старайтесь достичь желаемого постепенно.
При общении с объектами живой природы ребенок часто воспринимает животное как беспомощное существо ,о котором нужно заботиться.
В процессе общения с живыми существами ребенок иногда использует такие способы обращения с животными , которые не могут быть морально оправ-
данными. Например,ребенок подбрасывает цыпленка вверх ,трогает и ощупывает гребешок ,хватает за хвост,дует в глаза. Известна реакция взрослого в этом случае. Ребенок под воздействием его требований прекращает такие действия. Но не следует в подобных неправильных действиях видеть жестокость ребенка ,стремление обидеть животное. Здесь вероятно ,мы имеем дело с проявлением интереса к особенностям данного живого существа. Это можно понять по тем вопросам ,которые вслед за действиями задает ребенок : «Что будет ,если я подброшу цыпленка ? Ведь он слетит с забора ?»
Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволит родителям решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе. |
|
|