|
Конспект занятия Невидимый воздух Санкт-Петербург 2015 год 1
Николаенкова У.Н.
Воспитатель ГБДОУ №362 компенсирующего типа Кировского района.
Конспект занятия
Невидимый воздух
Санкт-Петербург
2015 год
1. Название занятия: «Невидимый воздух».
2.Состав группы: воспитатель — Николаенкова У.Н., воспитанники средней логопедической группы.
3.Тип занятия : опытно-экспериментальное.
4. Цель занятия: познакомить детей со свойствами воздуха
5. Задачи занятия:
рассказать о необходимости воздуха для всего живого
раскрыть свойства воздуха (прозрачность, невидимость, отсутствие запаха, легче воды)
познакомить ребят с некоторыми свойствами воздуха при помощи организации опытно-экспериментальной деятельности
формировать навыки самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов
развивать у ребят желание размышлять, отстаивать свое мнение
6. Постановка проблемы:
Для чего воздух необходим людям и растениям?
Как можно заметить воздух?
Что такое воздух?
7.Методы и формы работы:
Наблюдения
Опыты и эксперименты
Беседы
8. Ожидаемый результат:
знакомство детей со свойствами воздуха
создание картотеки опытов с воздухом
9. Материалы: султанчики, стаканы с водой, одноразовые стаканчики, бумажные кораблики, таз с водой, воздушные шарики, мыльные пузыри, камешки, трубочки, пакеты.
Ход занятия.
I этап. Постановка проблемы, определение цели и задач .
Воспитатель: Ребята, наше занятие мы начнем с артикуляционной гимнастики
Описание упражнений
«Птенчик». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Улыбочка». Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперёд.
«Заборчик». Губы удерживаются в улыбке, видны зубы
«Бублик». Зубы сомкнуть. Губы округлить и вытянуть вперёд так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
«Расчёска». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расчёской, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.
«Грибок». Рот открыть. Язык прососать к нёбу.
«Качели». Рот открыть. Напряжённым языком тянутся к верхним и нижним резцам.
«Весёлая змейка». Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот
«Надуй игрушку». Потребуется небольшие надувные игрушки. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.
«Фокус». Потребуется кусочек салфетки. Кусочек салфетки положить на кончик носа и дуть вверх, чтоб он улетел
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему мы смогли надуть игрушки и сдуть салфетку с носика.
Ребята: Потому что мы на них подули
Воспитатель: Что вы почувствовали? (Ветерок) Как он возникает? (Это движется воздух). Значит что находится вокруг нас? (Воздух) Правильно, ребята, кроме видимых предметов, вокруг нас находится воздух. А что же такое воздух? Откуда он берется? Ребята давайте мы с вами сегодня узнаем про воздух , как можно больше и проведем опыты с воздухом в группе и на улице во время прогулки.
В соответствии с проблемой, дети с воспитателем поставили дальнейшие задачи для исследования вопроса что такое воздух.
Воздух окружает нас со всех сторон. Каждый уголок, щель, все пространство вокруг нас наполнено воздухом.
II этап Опытно-экспериментальная деятельность.
Для детей очень важна опытно-исследовательская деятельность. Это в дальнейшем помогает делать выводы, развивать логическое мышление.
Надувание мыльных пузырей
Задача — обнаружить воздух, показать, что воздух занимает место.
Оборудование — мыльные пузыри
Воспитатель вместе с детьми надувает мыльные пузыри разного размера. Проводится соревнование на самый «большой пузырь», « у кого дольше не лопнет». Выясняется, почему надуваются и лопаются мыльные пузыри (в каплю воды попадает воздух, чем его больше, тем пузырь больше; лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он перестает помещаться в капле воды. Обсуждается как надуть огромный пузырь (нужно дуть осторожно и не дотрагиваться до пузыря).
Задача — выяснить, что воздух легче воды и имеет силу
Оборудование — таз с водой, бумажные кораблики
Воспитатель вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут перевернуться и утонуть) Затем предлагается поиграть в морской бой, для это бумажные кораблики опускаются в таз с водой. Дети делятся на команды и начинают дуть на кораблики противника, чтобы их перевернуть. Воспитатель объясняет детям, чтобы ветер был сильнее и резче, необходимо набрать воздуха больше и сильнее его выдыхать.
Надувание воздушного шарика
Задача — обнаружить воздух
Оборудование — воздушные шарики
Воспитатель вместе с детьми надувает воздушные шары, объясняя , что воздух наполняет воздушный шарик. Также можно поймать воздух в пакет.
Задача-обнаружить воздух
Оборудование-стакан с водой, трубочка для коктейля
Дети вместе с воспитателем дуют в трубочку, конец которой опущен в стакан с водой. Образуются пузырьки воздуха, происходит бурление. Можно предложить детям устроить бурю в стакане.
Задача — обнаружить воздух в других предметах
Оборудование-стакан с водой, камушек, кусочек пластилина
Дети поочередно опускают в воду разные предметы и наблюдают за тем, как появляются пузырьки воздуха. Обсуждение откуда взялся воздух (вода его вытеснила, почему пластилин всплыл, а потом снова опустился, потому что пузырьки вышли из воды)
Задача-показать, что без воздуха человек не сможет дышать.
Воспитатель вместе с ребятами набирает побольше воздуха и пробует не дышать несколько секунд. Через мгновение воспитатель и дети приходят к выходу, что не могут не дышать долго. Обсуждается, что воздух необходим не только человеку, но и животным и растениям.
Задача — выяснить, что воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Оборудование — бочонки из под киндер яиц с отверстиями, а внутри источники разных запахов (долька чеснока, капля меда, апельсиновая корочка)
Дети вместе с воспитателем нюхают бочонки и пытаются догадаться, какой запах они передают, тем самым приходя к выводу, что воздух может передавать запахи. Вспоминается, что часто из кухни садика долетают запахи до группы и можно узнать, что будет на обед. Предлагается детям вспомнить, какие запахи они могли почуять из кухни, когда мама готовит обед, какие их любимые запахи. Вспоминается какой воздух зимой, весной, летом и осенью (холодный, морозный, цветами и травами пахнет)
Задача — обнаружить, что воздух легче воды
Оборудование-одноразовый стаканчик, емкость с водой.
Воспитатель вместе с детьми переворачивает стаканчик дном наверх и опускает его на воду. Стаканчик не тонет, потому что в нем есть воздух. Вода не попадает внутрь стаканчика.
Воспитатель: Ребята, настало время немного подвигаться, давайте сделаем легкую гимнастику.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише тише тише
Деревцо все выше выше выше
(имитировать дуновение ветра, качают туловище вправо-влево, «тише» - приседают, «выше» - тянутся выше)
Ветер веет над полями
Ветер веет над поляной
И качается трава
(качают руками над головой)
Облако плывет над нами
Словно белая гора
(имитируют облака и горы)
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели много опытов с воздухом. Вы большие молодцы. Давайте мы с вами вспомним, что мы узнали о воздухе. ( Он бесцветный, без запаха, легче воды, необходим всему живому, из воздуха получается ветер). Молодцы! Ребята мы продолжим наши наблюдения на прогулке. Для этого мы возьмем с собой султанчики и попробуем поймать ветерок.
III этап Результаты занятия
Развивая творческие способности путем опытно-экспериментальной работы, и играя в дидактические экологические игры, обогатилась речь детей. Они стали использовать в своей речи сравнения, эпитеты, стала развиваться монологическая и диалогическая речь.
Я стремилась так организовать работу, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом , высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Ребята сплотились, создался дружный коллектив, стало интересно быть вместе.
Список литературы:
«Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова, 2010г., «Сфера».
«Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева, 2002г., «Просвещение».
«Воздух вокруг нас» Рыжова Н. , Мусиенко С.
Москва ,2011г., «Обруч».
«Лаборатория в детском саду и дома». Рыжова Н. ,2012г., «Линка-Пресс».
«Педагогическое проектирование в ДОУ от теории к практике»
Л. Д.Морозова, 2010г. Москва .
|
|
|