Главная страница

Конспект занятия Невидимый воздух Санкт-Петербург 2015 год 1


Скачать 92.17 Kb.
Название Конспект занятия Невидимый воздух Санкт-Петербург 2015 год 1
Дата 14.03.2016
Размер 92.17 Kb.
Тип Конспект


Николаенкова У.Н.

Воспитатель ГБДОУ №362 компенсирующего типа Кировского района.

Конспект занятия

Невидимый воздух

Санкт-Петербург

2015 год


1. Название занятия: «Невидимый воздух».
2.Состав группы: воспитатель — Николаенкова У.Н., воспитанники средней логопедической группы.
3.Тип занятия : опытно-экспериментальное.
4. Цель занятия: познакомить детей со свойствами воздуха
5. Задачи занятия:

  1. рассказать о необходимости воздуха для всего живого

  2. раскрыть свойства воздуха (прозрачность, невидимость, отсутствие запаха, легче воды)

  3. познакомить ребят с некоторыми свойствами воздуха при помощи организации опытно-экспериментальной деятельности

  4. формировать навыки самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов

  5. развивать у ребят желание размышлять, отстаивать свое мнение

6. Постановка проблемы:

  1. Для чего воздух необходим людям и растениям?

  2. Как можно заметить воздух?

  3. Что такое воздух?

7.Методы и формы работы:

  1. Наблюдения

  2. Опыты и эксперименты

  3. Беседы

8. Ожидаемый результат:

  1. знакомство детей со свойствами воздуха

  2. создание картотеки опытов с воздухом

9. Материалы: султанчики, стаканы с водой, одноразовые стаканчики, бумажные кораблики, таз с водой, воздушные шарики, мыльные пузыри, камешки, трубочки, пакеты.

Ход занятия.

I этап. Постановка проблемы, определение цели и задач .
Воспитатель: Ребята, наше занятие мы начнем с артикуляционной гимнастики
Описание упражнений

  1. «Птенчик». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  2. «Улыбочка». Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

  3. «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперёд.

  4. «Заборчик». Губы удерживаются в улыбке, видны зубы

  5. «Бублик». Зубы сомкнуть. Губы округлить и вытянуть вперёд так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

  6. «Расчёска». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расчёской, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

  7. «Грибок». Рот открыть. Язык прососать к нёбу.

  8. «Качели». Рот открыть. Напряжённым языком тянутся к верхним и нижним резцам.

  9. «Весёлая змейка». Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот

  10. «Надуй игрушку». Потребуется небольшие надувные игрушки. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.

  11. «Фокус». Потребуется кусочек салфетки. Кусочек салфетки положить на кончик носа и дуть вверх, чтоб он улетел



Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему мы смогли надуть игрушки и сдуть салфетку с носика.

Ребята: Потому что мы на них подули

Воспитатель: Что вы почувствовали? (Ветерок) Как он возникает? (Это движется воздух). Значит что находится вокруг нас? (Воздух) Правильно, ребята, кроме видимых предметов, вокруг нас находится воздух. А что же такое воздух? Откуда он берется? Ребята давайте мы с вами сегодня узнаем про воздух , как можно больше и проведем опыты с воздухом в группе и на улице во время прогулки.

В соответствии с проблемой, дети с воспитателем поставили дальнейшие задачи для исследования вопроса что такое воздух.

Воздух окружает нас со всех сторон. Каждый уголок, щель, все пространство вокруг нас наполнено воздухом.
II этап Опытно-экспериментальная деятельность.

Для детей очень важна опытно-исследовательская деятельность. Это в дальнейшем помогает делать выводы, развивать логическое мышление.

  • Надувание мыльных пузырей

Задача — обнаружить воздух, показать, что воздух занимает место.

Оборудование — мыльные пузыри

Воспитатель вместе с детьми надувает мыльные пузыри разного размера. Проводится соревнование на самый «большой пузырь», « у кого дольше не лопнет». Выясняется, почему надуваются и лопаются мыльные пузыри (в каплю воды попадает воздух, чем его больше, тем пузырь больше; лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он перестает помещаться в капле воды. Обсуждается как надуть огромный пузырь (нужно дуть осторожно и не дотрагиваться до пузыря).

  • Морской бой

Задача — выяснить, что воздух легче воды и имеет силу

Оборудование — таз с водой, бумажные кораблики

Воспитатель вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут перевернуться и утонуть) Затем предлагается поиграть в морской бой, для это бумажные кораблики опускаются в таз с водой. Дети делятся на команды и начинают дуть на кораблики противника, чтобы их перевернуть. Воспитатель объясняет детям, чтобы ветер был сильнее и резче, необходимо набрать воздуха больше и сильнее его выдыхать.

  • Надувание воздушного шарика

Задача — обнаружить воздух

Оборудование — воздушные шарики

Воспитатель вместе с детьми надувает воздушные шары, объясняя , что воздух наполняет воздушный шарик. Также можно поймать воздух в пакет.

  • Поиск воздуха

Задача-обнаружить воздух

Оборудование-стакан с водой, трубочка для коктейля

Дети вместе с воспитателем дуют в трубочку, конец которой опущен в стакан с водой. Образуются пузырьки воздуха, происходит бурление. Можно предложить детям устроить бурю в стакане.



  • Загадочные пузырьки

Задача — обнаружить воздух в других предметах

Оборудование-стакан с водой, камушек, кусочек пластилина

Дети поочередно опускают в воду разные предметы и наблюдают за тем, как появляются пузырьки воздуха. Обсуждение откуда взялся воздух (вода его вытеснила, почему пластилин всплыл, а потом снова опустился, потому что пузырьки вышли из воды)


  • Задержи дыхание

Задача-показать, что без воздуха человек не сможет дышать.

Воспитатель вместе с ребятами набирает побольше воздуха и пробует не дышать несколько секунд. Через мгновение воспитатель и дети приходят к выходу, что не могут не дышать долго. Обсуждается, что воздух необходим не только человеку, но и животным и растениям.

  • Чем пахнет

Задача — выяснить, что воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

Оборудование — бочонки из под киндер яиц с отверстиями, а внутри источники разных запахов (долька чеснока, капля меда, апельсиновая корочка)

Дети вместе с воспитателем нюхают бочонки и пытаются догадаться, какой запах они передают, тем самым приходя к выводу, что воздух может передавать запахи. Вспоминается, что часто из кухни садика долетают запахи до группы и можно узнать, что будет на обед. Предлагается детям вспомнить, какие запахи они могли почуять из кухни, когда мама готовит обед, какие их любимые запахи. Вспоминается какой воздух зимой, весной, летом и осенью (холодный, морозный, цветами и травами пахнет)

  • Воздух

Задача — обнаружить, что воздух легче воды

Оборудование-одноразовый стаканчик, емкость с водой.

Воспитатель вместе с детьми переворачивает стаканчик дном наверх и опускает его на воду. Стаканчик не тонет, потому что в нем есть воздух. Вода не попадает внутрь стаканчика.

Воспитатель: Ребята, настало время немного подвигаться, давайте сделаем легкую гимнастику.

Ветер дует нам в лицо 

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише тише тише

Деревцо все выше выше выше

(имитировать дуновение ветра, качают туловище вправо-влево, «тише» - приседают, «выше» - тянутся выше)

Ветер веет над полями

Ветер веет над поляной

И качается трава

(качают руками над головой)

Облако плывет над нами

Словно белая гора

(имитируют облака и горы)
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели много опытов с воздухом. Вы большие молодцы. Давайте мы с вами вспомним, что мы узнали о воздухе. ( Он бесцветный, без запаха, легче воды, необходим всему живому, из воздуха получается ветер). Молодцы! Ребята мы продолжим наши наблюдения на прогулке. Для этого мы возьмем с собой султанчики и попробуем поймать ветерок.

III этап Результаты занятия

Развивая творческие способности путем опытно-экспериментальной работы, и играя в дидактические экологические игры, обогатилась речь детей. Они стали использовать в своей речи сравнения, эпитеты, стала развиваться монологическая и диалогическая речь.

Я стремилась так организовать работу, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом , высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Ребята сплотились, создался дружный коллектив, стало интересно быть вместе.


Список литературы:

  1. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова, 2010г., «Сфера».

  2. «Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева, 2002г., «Просвещение».

  3.  «Воздух вокруг нас» Рыжова Н. , Мусиенко С.

Москва ,2011г., «Обруч».

  1. «Лаборатория в детском саду и дома». Рыжова Н. ,2012г., «Линка-Пресс».

  2. «Педагогическое проектирование в ДОУ от теории к практике»

Л. Д.Морозова, 2010г. Москва .