|
Конспект урока знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ( 3 часа) 1-ый час (урок изучения новой темы)
9 класс русский язык
Конспект урока
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
( 3 часа)
1-ый час (урок изучения новой темы)
блоковый урок
ЦЕЛИ: образовательная – обеспечение в ходе урока усвоение основных лингвистических понятий по теме: БСП, интонационная связь и её виды; формирование навыков постановки знаков препинания между частями в БСП; продолжить формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся;
воспитательная – содействие воспитанию нравственных качеств школьников, уделив особое внимание воспитанию патриотизма;
развивающая – формирование общеучебных умений и навыков в планировании ответа, проведении сравнительно-сопоставительной и поисковой работы, самоконтроля, работы с книгой.
ЗАДАЧИ:
- отработать основные лингвистические понятия по данной теме;
- сформулировать основные смысловые значения в понимании неоднородности конструкций БСП;
- выяснить особенности постановки знаков пунктуации в БСП.
Ход урока.
Орг. момент. (запись числа).- 1 мин.
Рассмотрение темы «БСП» мы начали на прошлом уроке. Тогда мы определились в понятии «Бессоюзное сложное предложение» Поэтому предлагаю
- задание для учащихся «Интервью»: вспомним изученный материал в вопросах и ответах (составить до 3 теоретических вопросов одноклассникам по проверке знаний о типах сложных предложений, об отличии БСП от других сложных предложений) – 5-6 мин.
Следующий этап комплексного рассмотрения темы - «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (тема урока)
(запись темы на доске)
Учитель: цель сегодняшнего нашего урока – изучение особенностей постановки знаков препинания в БСП. всех смысловых значений внутри БСП и формирование навыка постановки знаков препинания в БСП.
А для этого нам нужно рассмотреть все возможные структуры смысловых значений в БСП и выработать алгоритм объяснения постановки знака препинания между частями в БСП. – 2 мин.
Задание:
П. Подготовка к восприятию новой темы
(активизация мыслительной деятельности учащихся) – эвристическая ситуация.
Учитель: обратите внимание на данную синтаксическую конструкцию.(предложение записано на доске)
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить. (Ф.Тютчев). – 3 мин.
- В чём, на ваш взгляд, видеться автору «особенная стать» России?
Задание: запишите предложение; исследуйте данное предложение с точки зрения синтаксиса (грамматические основы, связь, знаки пунктуации): (1 чел.) сложное, БСП, связь интонационная; типы интонации неоднородные (какие? ): 1 и 2 – причинное значение; 2 и 3 – причинно-следственные)
(предлагается слайд № 1)
Вывод - ответ на вопрос: «Каким критерием определяется постановка знаков препинания в БСП?» (знаки препинания при письме в БСП определяются значением предложения и типом интонации).
Ш. Работа с новой темой.
(работа в группах по 4 человека на листе А 4).
(предлагается слайд № 2)
Предлагается каждой группе рассмотреть одно предложение.
Задание: пользуясь теоретическим материалом учебника, аргументируйте (письменно, в схеме), почему в данном БСП предложении обозначен именно этот знак препинания; начертить схему данного предложения. (работа представляется на доску) – переписывать предложение не нужно. – 1 мин.
(выходят по одному человеку от группы и представляют схему– 5 мин.)
1 группа: Лес зацвёл, небеса заголубели.
(отношения равноправные, значение перечисления)
Схема: __________________________________________________________
Таким образом, (вывод делают учащиеся) при отношениях равноправия и значении перечисления внутри БСП на границе простых предложений ставятся запятая или точка с запятой.
2 группа: Никогда Россия не была такой крепкой, как в дни войны: испытания её закалили.
( отношения зависимы, значение причины).
Схема: ____________________________________________________________
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится двоеточие.
3 группа: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился….
Схема: _________________________________________________________________
(отношения зависимы, значение дополнения).
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится двоеточие.
4 группа. Двум смертям не бывать – одной не миновать.
(отношения равноправные, значение противопоставления ).
Схема: _______________________________________________________________
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится тире.
5 группа. Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
(отношения зависимые, причинно-следственные значения с интонацией обусловленности).
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится тире.
Схема:___________________________________________________________________
6 группа. Победим - каменный дом построишь.
(отношения зависимые, значение условия)
Схема: ______________________________________________________________________
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится тире.
Учитель: подведём итоги нашим наблюдениям: (1 мин.)
- БСП схожи по смысловому значению с ССП и СПП;
- структура БСП может включать как отношения равноправные, так и зависимые;
- интонация и постановка знака препинания определяется значением в БСП.
Учитель: мы рассмотрели отдельные примеры с возможной постановкой различных знаков препинания внутри БСП.
Обобщим теоретический материал по теме в опорном конспекте (работа учащихся с информацией в учебнике и попутно составление опорного конспекта по теме)
(итог работы: опорный конспект на слайде № 3 - 1 мин.)
Знаки препинания в БСП
Значение перечисления значения значения
причины, пояснения, противопоставления,
дополнения времени, условия,
следствия
1У. Отработка новой темы.
А) Комментированное письмо ( у доски под диктовку).
Задание: Записать предложения, составить схемы. (1 чел.) – 6 мин.
За холмами глухо прогремел гром; подуло свежестью.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Б) выборочно-распределительная работа. (1мин. + 1мин. для обсуждения)
(слайд № 4)
Задание: (самостоятельно, в тетради) выбрать номера предложений только
1в. – с тире в БСП (обосновать свой выбор)
(1, 6)
2в. – с двоеточием в БСП (обосновать свой выбор)
(2, 4)
Знаки пунктуации заранее не обозначены.
Цвели розы – сладко дышалось в саду
Ей казалось: она вот-вот рухнет на пол.
Ни ружьё, ни книги, ни рисование совсем его не интересовали.
Весь вид его говорил: ничего не произошло.
Самое ценное, что Левитан узнал на юге, это чистые краски.
Не раны, не больное лёгкое мучило его – раздражало сознание ненужности.
Учитель: Теперь постарайтесь сориентироваться в определении знаков препинания в БСП в тексте.
В) «Корректор» (парная работа)
Задание: исправить орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.
(слайд № 5)
Тень ( 3мин.)
Удивительная в лесу тишина: лес отдыхает. (причина)
Солнечные зайчики сидят смирно, подмигивает ленивая паутинка. (перечисление)
На полянке стоял медвежонок. Он то вдруг взмахивал головой
и носом тыкался в землю, то переваливался с боку на бок и
скрёб землю когтишками. Он явно что-то ловил и не мог поймать.
И вдруг я понял: медвежонок ловит свою тень! (дополнение) Он видел:
рядом шевелится тёмное, бросался на тёмное и скалил зубы. (дополнение)
Но тень – это тень.
Понюхает тень – не пахнет.(противопоставление) Наклониться к земле –
не гудит.(противопоставление). Стукнет лапой – сдачи не даёт. (противопоставление)
Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. Надо сесть и
всё обдумать. Присел – наткнулся на острый сучок!(следствие) Подскочил,
а оглянуться нельзя: тень перед носом тоже скакнула. (причина)
Попятился – опять напоролся на сук. (следствие)
Заорал медвежонок басом и, как заяц, упрыгал в кусты.
(По Н.Сладкову)
( проверка на слайде, читаем текст – 1 мин.)
У. Контроль (в тетрадях )
Диктант «Проверяю себя» (запись под диктовку текста с дальнейшей самопроверкой)- 6 мин.
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в трещины камней, в кружевах травы, окроплённой росой, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!». Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу и поют: «Приветствуем вас, владыка мира!». Доброе солнце смеётся: это волны всю ночь, играя, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их шлейфы спутаны.
(М.Горький)
(Проверка на слайде № 6 самостоятельно – 1 мин.)
Учитель: обратите внимание: предложение с прямой речью – БСП.
У1. Итог урока.
Учитель: Подведём итоги по теме урока в соотношении понятий.
(работа на слайде № 7) (устно)
УП. Домашнее задание. ( 2 мин.)
Выучить опорный конспект, выполнить два упражнения параграфа (по желанию), дать толкование словам: «корифей», «патриарх», «индифферентный» .
Вариант № 1.
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Упустишь огонь - не потушишь.
А) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме.
Б) во второй части БСП содержится указание на быструю смену событий.
В) первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
Г) вторая часть БСП заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Я наслаждался: какое великолепное дело пение!
А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Г) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
В каком предложении нет тире?
А) На улицах, на площадях, скверах и парках всюду камень в его натуральных контурах и красках.
Б) Лес является конденсатором влаги росы, тумана, инея.
В) Ты её кличешь она не приходит.
Г) Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души вот что я вам скажу.
Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие.
А) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.
Б) Жизнь прожить не поле перейти.
В) Клевета что уголь не обожжёт, так замарает.
Г) Упустишь минуту потеряешь час.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Смотри: над гиацинтом вьётся пушистая пчела.
А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Г) вторая часть БСП указывает на основание, причину того, о чём говорится в первой части.
Вариант П
Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.
Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотоаппарат – не говорят больше всяких слов об интересном госте?
А) вторая часть БСП противопоставляется первой.
Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
В) однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение.
Г) Тире между подлежащим и сказуемым.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.
А) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Г) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
В каком предложении нет тире? (Знаки препинания не расставлены).
А) Язык есть исповедь народа в нём слышится его природа его душа и быт родной.
Б) Ветер рванул со всей силой и тогда разом слетели все листья с липы.
В) Писать о лесах любимое моё занятие.
Г) Будешь книгу читать будешь всё знать.
В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки препинания расставлены частично).
А) Встанешь пораньше шагнёшь подальше.
Б) Скучен день до вечера кому делать нечего.
В) Работа избавляет нас от трёх великих зол скуки, порока и нужды.
Г) Лодырь да бездельник им праздник в понедельник.
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.
А) Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме.
Б) Во второй части БСП содержится указание на быструю смену событий.
В) Вторая часть БСП сравнивается с первой.
Г) Вторая часть БСП заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.
|
|
|