Конспект подгруппового интегрированного занятия
с детьми 5-го года жизни с нарушением зрения
по развитию зрительного восприятия
«Волшебный лес».
Цель: Развивать зрительное восприятие у детей 5-го года жизни с нарушением зрения.
Задачи:
1. Закрепить представления об окружающем (о цвете шерсти диких животных).
2. Развивать цветовосприятие, закреплять знания основных цветов, умение узнавать и называть цвет реальных предметов и объектов.
3. Закрепить знания о сенсорных свойствах (цвет) объектов в условиях различных видов деятельности (дидактических играх и в процессе продуктивной деятельности (рисование)).
4. Развивать сохранные анализаторы.
5. Закрепление умений зрительно выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов, составлять сериационный ряд по высоте.
Оборудование:
1. Звуки голосов диких животных (медведя, волка и лисы).
2. Следы медведя, волка и лисы
3. Полянка с «Чудесным мешочком» и объёмные фигурки диких животных.
4. Плоские елки разной высоты.
5. Капельки дождя из цветного картона желтого, синего зелёного и красного цветов.
6. Силуэты диких животных.
7. Для рисования: трафареты для раскрашивания, краски гуашь, (смешанная) квачи для рисования методом «тычка», подставка для кисточек, салфетки.
8. Игрушка Би-Ба-Бо «Лиса».
9. Презентация «Осенний лес» на мультимедийной доске.
Ход занятия:
|
Предполагаемые ответы детей:
|
Справа расположена полянка с елками. На интерактивной доске – изображение осеннего леса. По периметру зала выложены следы животных, которые ведут к полянке, на которой расположен «Чудесный мешочек». Дети входят и становятся вокруг дефектолога.
Организационный момент.
П: - Посмотрите, как здесь красиво. Мы оказались в волшебном лесу.
Издаются звуки голосов диких животных (медведя, волка, лисы)
- Кто это? Кто живет в этом лесу?
- А это?
- Послушайте, а это кто зовет нас в волшебный лес?
Основная часть:
- Вы догадались, кто живет в этом лесу? Какие это животные, как их можно назвать одним словом?
П: - А сейчас давайте дойдем до полянки и поиграем с животными. Сейчас я вам назову животное, вы найдёте его следы, вспомните цвет шерсти этого животного и, изображая его походку, дойдёте до полянки.
- Медведь.
- Волк.
- Лиса.
П: - Первым у нас пойдет Артём. Твоя задача, пока играет музыка, наступать на следы и изображать походку своего животного. А мы будем угадывать, какое же животное ты показываешь.
П: - Варя, какое животное изображал Артём, какая у него была походка?
А теперь ты, Варя, иди по следам, изображая походку своего животного.
П: - Даша, какое животное изображала Варя, какая у неё была походка?
П: - Остались у нас следы последнего животного, и сейчас мы узнаем кого я назвала Даше.
Артём и Варя угадывают, походку какого животного изображала Даша, и говорят, как она шла.
Дети доходят до полянки.
П: - Посмотрите, что это на полянке?
- Это «Чудесный мешочек», в нём спрятано что-то интересное. Вставайте вокруг. Сейчас мы узнаем, какие животные сегодня с вами будут играть. Они от вас спрятались и просят их найти в этом «Чудесном мешке».
П: - Вставайте, пойдемте, погуляем по лесу. (Педагог и дети подходят к магнитной доске)
Посмотрите вокруг, что это?
– Все ли елочки одинаковые? Чем они отличаются?
Педагог подносит лису к уху и слушает ее:
- Лисичка что-то нам говорит. Она предлагает собрать вот эти ёлочки и поставить их в ряд по высоте: сначала самую высокую ёлку, потом ниже, ниже и самую низкую (справа налево).
Педагог анализирует выполненное задание.
Беседа идет от лица лисички.
Л:- Смотрим, проверяем, какие вы молодцы. Какой высоты елочки?
Л: - Мне здесь очень понравилось. Останусь я здесь.
Педагог оставляет лисичку рядом с елками.
На магнитной доске силуэты животных.
П: - Пока вы помогали лисичке расставлять ёлки, она успела мне рассказать, что в лесу случилась беда. Посмотрите, все животные стали черного цвета. А знаете почему?
На прошлой неделе здесь прошел разноцветный дождик. Капельки дождя капали, капали на шубки животных, они испачкались и стали черного цвета. Животные обошли весь лес, но, ни у кого не нашлось красок нужного нам цвета. А нашли они только зеленую, красную, желтую, белую и черную краски и знаем, что их можно смешивать и получать новые цвета.
Поможем животным вернуть цвета их шубок?
Но сначала ответьте мне на вопрос: Дождик был разноцветный, а не черный. Так почему животные стали черного цвета? Я открою вам секрет: Если смешать все основные цвета – получится чёрный цвет.
Педагог предлагает детям подойти к магнитной доске, на которой прикреплены трафареты с изображением медведя, волка и лисы.
П: - Вспоминайте, какое животное я вам называла в начале нашей прогулки, находите трафарет с изображением этого животного, именно его вы будете раскрашивать.
Обсуждение, какие краски нужно смешать, чтобы получить серый, оранжевый и коричневый цвета.
- Артём, какого цвета шуба у медведя. Какой цвет тебе необходимо получить. Как ты думаешь, какие краски нужно смешать?
- Даша, какого цвета шубка у лисы? Какие краски нужно смешать?
- Варя, какого цвета шуба у волка? Какие краски нужно смешать?
Дети методом «тычка» (прерывистыми движениями) закрашивают своё животное.
П: - Мы раскрасили животных и вернули им их натуральные цвета.
Зрительная гимнастика для снятия зрительного утомления глаз.
- Глазки ваши устали, сядем напротив доски и дадим отдохнуть нашим глазкам.
- Зажмурьте свои глазки сильно-сильно (3-5 секунд). А теперь поморгайте быстро-быстро.
(В это время педагог снимает чёрные силуэты. Под ними цветные силуэты животных).
- Посмотрите, что произошло? Справились мы? Помогли животным вернуть цвета их шубок?
Все животные говорят вам большое спасибо.
- Наша прогулка в волшебном лесу заканчивается. Мы помогли животным вернуть цвета своих шубок: медведь стал коричневым, волк серым, а у лисички вновь красивая рыжая шубка.
-
-Чтобы никто из них больше не испачкался, давайте соберем все цветные капельки в лесу! Артём, ты собери все капельки синего цвета, Варя – красного, Даша – жёлтого цвета.
(Педагог собирает оставшиеся капли зелёного цвета)
Заключительная часть:
– Вам понравилась наша прогулка в волшебный лес? Что понравилось? Давайте пойдём в группу и расскажем о путешествии друзьям.
|
– Это рычит косолапый бурый медведь.
– Так воет серый волк.
– Да, так лают лисицы.
Дети: Дикие животные.
Дети выбирают следы своего животного и встают возле них.
Артём под музыкальное сопровождение идет по следам, имитируя походку медведя.
Артём показывал медведя. (Тяжелая походка, переваливалась с ноги на ногу).
Варя под музыкальное сопровождение идет по следам, имитируя походку волка.
Варя показывала волка. Она шла медленно, подкрадывалась к поляне.
Даша под музыкальное сопровождение идет по следам, имитируя походку волка.
Даша показывала лису. Она виляла хвостом.
Дети достают из мешочка животных, определяют на ощупь кто это, затем рассказывают о своём животном.
- У лисы маленькие лапки, маленькое тельце, голова, ушки, и огромный длинный пушистый хвост.
- У волка четыре лапы, туловище, хвост, большие зубы.
- У медведя большое туловище, кроткий хвост, большие лапы, большая голова.
Дети: Это ёлочки.
- Они разной высоты.
Дети выстраивают сериационный ряд из елок.
Дети: Самая высокая и самая низкая.
Дети: Да!
Артём: Коричневого цвета. Коричневый. Мне нужно смешать зелёную и красную краски.
Даша: Оранжевого цвета.
Нужно смешать красную и желтую краски.
Варя: Серого цвета. Нужно смешать черную и белую краски.
Дети: Да.
Дети прощаются и уходят.
|
|