|
Конспект открытого занятия «Матушкина куколка»
Конспект открытого занятия
«Матушкина куколка»
(изготовление народной тряпичной куколки «Утешница»)
Цель: Познакомить детей с одной из русских народных тряпичных кукол - обереговой куколкой «Утешница».
Задачи:
Обучающие
- Дать детям представление о народной обереговой кукле, её назначении и познакомить с приёмами изготовления.
- Учить работать с тканью: приматывать, завязывать, прижимать.
- Расширять словарный запас детей: оберег, берегиня, утешница, , подойник.
- Дать детям возможность ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Развивающие
- Развивать интерес к русской народной тряпичной кукле.
- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.
Материал к занятию:
- хлопчатобумажная ткань, красные нитки, ножницы, цветные ленточки, синтепон;
- сказка «Матушкина куколка» (отрывок об обереговой кукле);
- мини-презентация «Матушкина куколка», компьютер, проектор, экран;
- запись музыкальной народной игры «Пошла Коза по лесу»
Методы и приёмы: беседа, чтение отрывка из сказки «Матушкина куколка»,
объяснение, показ, изготовление кукол, итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме и приглашает войти в группу. Дети заходят, располагаются на ковре.
2. Введение в тему. Мотивация деятельности.
- Скажите ребята, а вы любите сказки!?
- Ну тогда слушайте.
Чтение отрывка из сказки «Матушкина куколка».
(Мини-презентация к сказке – Слайды с 1 по 8)
«В некотором царстве, в некотором государстве жил - был купец. И была у него дочь, Марьюшка. Когда жена купца умерла, девочке было всего восемь лет. Умирая, купчиха позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Марьюшка! Запомни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, держи её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится с тобой беда, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь горю - несчастью...»
После смерти жены купец потужил, потужил, как следовало, да и женился. Выбрал он женщину уже в летах с двумя дочерями. Девочки были такого же возраста как Марьюшка. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей дочери.
Марьюшка выросла первая на всё село красавица; мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветра и солнца почернела, — совсем житья не было!
Но Марьюшка всё переносила безропотно и с каждым днём только хорошела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости.
Как же это так делалось? А вот как, Марьюшке помогала её куколка. Без неё девочка не сладила бы со всею работой! Зато Марьюшка сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все лягут спать, она запрётся в чуланчике, и потчует её, приговаривая:
— На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки – не вижу себе никакой радости. Злая мачеха сживает меня со света белого. Научи. Как мне быть и жить, что делать?
Куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешит в горе, а наутро всякую работу поможет сделать Марьюшке.
На долю Марьюшки выпало немало испытаний, и справится с ними ей помогало материнское Благословение и куколка. Хорошо ей было жить с куколкой!.. «Ах ты, избавительница моя! Ты от беды меня спасла!» - всегда говорила Марьюшка куколке.»
Берегла свою куколку Марьюшка, и до конца жизни своей всегда носила её в кармане.»
- Вот такую куколку мы с вами сегодня будем делать. Эта куколка называется «Утешница».
Калужская игровая и обереговая куколка «Утешница»
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь в работе. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Традиционная кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца. Поэтому и мы с вами будем делать куколку без лица.
Главной особенностью этих куколок является то, что делают их без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже…
3. Физминутка. (Народная игра «Пошла Коза по лесу»)
А ведь раньше не только работали, но ещё любили отдыхать! Песни пели и играли. Давайте и мы с вами поиграем в народную музыкальную игру «Шла коза по лесу». Становитесь все в круг.
Пошла Коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе Принцессу, принцессу, принцессу
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем
Головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем …
- Молодцы! Отдохнули, размялись, пора к работе приступать. Вы готовы?!
- Тогда присаживайтесь за столы.
Дети садятся за столы.
4. Практическая работа.
- Посмотрите, на столах лежит всё, что нам необходимо для работы: три кусочка ткани, синтепон, ленточки, нитки и ножницы. Мы не будем резать ножницами ткань, но отрезать нитки нам придётся. Поэтому давайте вспомним правила пользования ножницами.
«Техника безопасности при работе с ножницами»
- Теперь можно приступать к работе.
«Последовательность изготовления куклы»
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
Дети выполняют работу по образцу…
- У моей куколки завязана обычная ленточка, а для ваших я приготовила немного волшебные. В давние времена, когда родители надолго уходили из дома, они завязывали на куколку не простую ленточку, вот такую с конфетками, чтобы дети в из отсутствие не плакали и не скучали.
5. Итог.
- Вот мы и справились с работой! Наша Утешница готова!
- Посмотрите ребята какие замечательные куколки у нас получились.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы.
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
- Вам понравилось?
- Теперь ребята вы можете научить делать таких замечательных кукол своих родителей и друзей.
- На этом наше знакомство с куклами закончено.
На прощанье в этот час,
Поблагодарить хочу я вас.
Всем спасибо за терпенье,
За улыбки, за веселье.
|
|
|