Главная страница

К проблеме музыкального воспитания современного подростка


Скачать 46.01 Kb.
Название К проблеме музыкального воспитания современного подростка
Дата 10.02.2016
Размер 46.01 Kb.
Тип Документы

К проблеме музыкального воспитания  современного подростка.
Ещё со времён римской античности проблема воспитания гармонично развитой личности волновала философов, психологов и педагогов. Достаточно вспомнить, что античное воспитание складывалось в системе освоения «семи свободных искусств»: квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и тривиум (грамматика, риторика и диалектика). Древнегреческие философы Аристотель,  Демокрит, Сократ, Платон видели необходимость в разностороннем развитии детей. Музыка при этом считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на ценностях культуры.

К сожалению, на мой взгляд, в настоящее время современная школа всё больше ориентируется на обучение, способствующее излишней рационализации и интеллектуализации личности.

О двухсторонней связи между эстетическим восприятием окружающего мира и умственным развитием говорил видный учёный Пётр Фёдорович Каптерев: «Красоту природы видит ум». В свою очередь, говорил он, что  «…эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, побуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения».

 Таким образом, становится очевидным, что роль всех изучаемых предметов в школе равноценна, а предпочтение, которое отдаётся точным наукам сегодня не обоснованно и не понятно.

На мой взгляд, это одна из причин духовной болезни нашего общества. Мы не довольны нашими подростками, нас пугают их вкусы и интересы, нам не понятны их музыкальные пристрастия. Подростки увлечены музыкой в стиле рок и техно, находят себе кумиров среди реперов. Учитель музыки не всегда может сегодня ответить на интересующие подростка вопросы. Действительно, трудно, ведь этому нас не учили.

А что же происходит с подростком? Он понимает, что учитель не компетентен в этих «важных» для него вопросах и просто перестаёт быть для него авторитетом. Как утверждают психологи, подросток «бежит» из школы если не находит там необходимого общения. Мы знаем, что общение в этом возрасте является ведущей деятельностью, а музыка одним из его важнейших компонентов. Поэтому, для того, чтобы как-то утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, подросток черпает знания об интересующем современном музыкальном течении из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Известно, что информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие его музыкальных вкусов.

Наконец, подросток начинает воспринимать музыкальное искусство не как единое целое. Нередко можно услышать от ребят: «У нас своя музыка! И она намного круче!» Они делят её на классическую музыку для пожилых и современную музыку для молодых. В сознании подростков эти две области совершенно не связаны между собой, т.е. существуют автономно. Такое видение, в свою очередь, негативно отражается на развитии музыкальной культуры. Почему так произошло? Попробуем разобраться…

Современная музыкальная культура имеет одну очень важную отличительную особенность -  это жанровое и стилевое разнообразие. На мой взгляд,  нами это обстоятельство не всегда учитывается, либо вовсе не учитывается. Очень незаметно, но довольно прочно на музыкальном пьедестале оказалась другая музыка – джаз, рок, авторская песня, музыка в стиле техно. Она любима и популярна среди нас. А что же происходит в школе? Можно ли услышать её на уроках? Не просто услышать, но и узнать, откуда она появилась. К сожалению, очень редко. Мы не хотим её принимать, а тем более изучать в школе. Новое пугает нас.

Давайте вспомним: в 17 веке в таком же положении оказалась непревзойдённая музыка Иоганна Себастьяна Баха.  Новое музыкальное мышление вызвало тогда негативную реакцию. Оно было не понятно обществу, и считалось, что такая музыка способствует развращению мыслей и взглядов людей. Непризнанный гений умер в нищете. Лишь спустя почти 200 лет человечество оценило его творчество.

Я не хочу утверждать, что сегодняшняя музыка также талантлива, но отворачиваться и говорить, что это нечто ужасное, я думаю, не стоит. Надо попытаться понять её и, в свою очередь, помочь детям научиться воспринимать её избирательно, оценивая её с духовно-нравственных позиций, а также во взаимосвязи с классическим наследием.  Ведь ничто в жизни не появляется на пустом месте. Так и современная популярная музыка имеет свои корни.

Действительно, пришло время задуматься об обновлении содержания. Кто, как не педагог-практик способен что-то исправить, добавить  или изменить в нём?

Обновление программ диктуется самим временем, впрочем, как и в 60-е – 70-е годы 20 века. Тогда появились учебные программы по музыке Д. Б. Кабалевского и Ю. Б. Алиева. Эти программы на сегодняшний день являются опорными для современного поколения учителей музыки в музыкальном воспитании школьников. А ведь в своё время они явились результатом экспериментальной работы научной мысли, комплекса наук, составляющих методологическую базу музыкальной школьной педагогики. Потребность в новом содержании музыкального образования в то время была обусловлена несколькими факторами: широким распространением технических средств звукозаписи и воспроизведения, высокой престижностью «потребления» популярной эстрадной музыки развлекательных жанров в среде школьников-подростков, массовостью этого увлечения. Данные социологии подтвердили факт увлечения лишь развлекательной музыкой и показали необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов школьников.

Сегодня похожая ситуация. Поэтому основной задачей учителя музыки в частности, и музыкального воспитания и обучения школьника-подростка в целом на современном этапе, на мой взгляд, состоит в том, чтобы сооринтировать его в музыкальном пространстве, а также вооружить знаниями о современной популярной музыке, её истоках, путях развития, связи с классической музыкой.  Это позволит вернуть авторитет школьному учителю музыки, вернуть потерянную радость неформального общения с учениками.

 В связи с этим уже появляются новые интересные программы, продиктованные запросами времени. Очень радует, что они не единичны. Мною тоже выстроен курс для 8-го класса «История развития рок-музыки», целью которого является развитие музыкальной культуры школьника-подростка посредством изучения рок-музыки, её истоков и истории развития.

Я считаю, что появление таких программ - это маленький шаг, но всё-таки шаг вперёд в решении проблемы формирования и развития музыкальных вкусов молодёжи. Данная проблема очень актуальна сегодня и требует дальнейшего более глубокого изучения. Её решение, на мой взгляд, способствует правильному развитию мировоззрения наших учеников. А это, в свою очередь по цепочке отразится на их гармоничном развитии, позволит грамотно и творчески решать вопросы, возникающие в связи с грядущими переменами нового тысячелетия. В этом и заключается наша с вами роль.