|
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе Тема урока: «Конституция Российской Федерации» Учитель: Кондратенко Валентина Владимировна Знаменка, 2011
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Знаменская школа»
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе
Тема урока:
«Конституция
Российской Федерации»
Учитель: Кондратенко
Валентина Владимировна
Знаменка, 2011
Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.
Задачи:
Добиться усвоения учащимися:
- основных понятий;
- что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.
2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.
3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.
* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.
Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.
Аристотель
Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть».
Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.
А/ Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/
Б/ Назовите понятие:
- обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/
- лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/
- лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/
- круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/
- защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/
- должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/
- исполнительная власть в стране. /Правительство/
- глава государства. /Президент/
Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/
Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/
Изучение нового материала:
План изучения нового материала
Что такое Конституция?
Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
Что такое Конституция?
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на доске:
1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/
Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/
Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/
Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/
Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/
Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила
демократические основы государственного устройства/
Комментарий:
В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.
Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/ В Конституции 10 глав.
/Комментарий схемы на стр. 92 в учебнике А.И. Кравченко/
Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Быть гражданином России – это значит:
Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.
Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 93, обратить внимание обучающихся/
В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Кто-то из обучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/
В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает кто-то из обучающихся//
Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ. /Для самостоятельного изучения/
Закрепление изученного:
Заполнить таблицу:
/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/
Основные
конституционные права
|
Примеры
реализации прав
|
Личные
Политические
Гражданские
Имущественные
Права, охраняющие жизнь достоинство личности
Национальные
и т.д.
|
Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.
Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.
Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.
Ст.25
Ст. 20-24
Ст. 26
|
/Закончить рекомендуется дома/
2. Прокомментировать эпиграфы к уроку:
Право существует для пользы человечества. Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель
Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?
3.Предложить обучающимся следующие карточки:
Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
* гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.
Объясните, какой критерий положен в основу группировки следующих иллюстраций:
/Отвечает один ученик по желанию, остальные поправляют, в случае ошибки/
IV. Домашнее задание: п. 11, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека/, мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку /из второго эпиграфа для заглавия берется только первое предложение/.
|
|
|