Главная страница

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл." Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [с] [ш], [з] [ж]."


Скачать 49.84 Kb.
Название Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл." Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [с] [ш], [з] [ж]."
Дата 23.03.2016
Размер 49.84 Kb.
Тип Конспект

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл."

Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]."

учитель-логопед: Евдокимова Т. С.

Цели:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Хлеб”,

  • ввести в речь детей фразу “хлебобулочные изделия”, слово “лелеют”.

  • Закрепить и расширить знания детей о труде людей, живущих на селе.

  • Развитие навыка словообразования,

  • звукового и слогового анализа,

  • навыка чтения предложений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания,

  • фонематического восприятия,

  • тонкой и общей моторики,

  • координации речи с движением.

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: магнитная доска, магнитные и картонные кружки красного и синего цвета, предметные картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, рожка, грузовика, хлеба, булочки, пряника, бублика, сушки, ватрушки, рогалика, пирожного; карточки с предложениями для чтения в форме колосков, ваза для колосков, картонные квадраты синего, красного, зеленного, желтого цвета.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Сядет тот, кто правильно назовет предмет и выделит 1 звук. (На столах лежат предметные картинки с изображением сушки, баранки, батона хлеба, пряника, булочки, ватрушки, пирожка, рогалика).

2. Упражнение “Со словами мы играем, их на слоги разделяем”. Деление слов на слоги, каждый прохлопывает название своей картинки. У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого -- самое короткое? Почему?

II. Основная часть. Сообщение темы занятия.

3.Беседа о том, откуда хлеб берется.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Хлебобулочные изделия)

- Откуда берутся хлебобулочные изделия? (Ответы детей).

- Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).

Чтение стихотворения:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

- Ребята, как вы понимаете значения слова “лелеют”? Что это такое “лелеют”? (Выращивают, ухаживают, растят). О чем говорится в стихотворении? (Ответы).

- Помните, у нас была тема “Весенние сельскохозяйственные работы”? Мы говорили о том, как весной готовят землю к посеву, как сеют зерна. Как это происходит? (Ответы).

Эти росточки все лето растут, стебельки крепнут, появляются колоски, к концу лета созревают зерна в колосках.

Вот послушайте, что дальше происходит, чтение стихотворения В.Степанова “Слышен летом до заката…”.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

По дороге пыль клубится.

Едет в кузове пшеница,

Кукуруза едет, рожь…

Урожай у нас хорош.

Убран хлеб, и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).

- Куда его везут? (На элеватор),

- Что получается из зерна? (Мука)

- А из муки что делают? (Тесто)

- Что делают из теста? (Пекут хлеб)

Вот так приходит к нам хлеб.

4. Что еще можно сделать из зерна? Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?

Игра: “Какая каша?” Как она называлась бы, если была из риса? (Из пшена, из гречи, из манки, из пшеницы, из кукурузы…)

5. Пальчиковая гимнастика “Каша”

Каша в поле росла,} Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.

К нам в тарелку пришла.} “Пошагать” пальчиками обеих рук по столу.

Всех друзей угостим, } “Помешать” указательным пальце левой руки по правой ладошке.

Птичке-невеличке,} Загибать пальчики

Зайцу и лисичке, } на обеих руках

Кошке и матрешке -} на каждое название друга.

Всем дадим по ложке.} Разжать пальчики на обеих руках.

6. Сейчас игра: “Внимательные ушки”. Вам нужно быть очень внимательными, запомнить слоговые ряды, которые я назову и повторить после меня.

СА –ша -са, су –шу -су, со –шо -со, сы –ши -сы.

Ша –са -ша, шу –су -шу, шо –со –шо, ши –сы-ши.

Жа- за -жа, за –жа -за, жо –зо -жо, зу -жу -зу.

7. Зрительная гимнастика. Ребята, сейчас отдыхалочка для глаз. Следите только глазками за движением колоска.

Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть, не знает.

Наверху созрела слива, а внизу растет крапива.

Слева – свекла, справа – брюква, слева – тыква,

Справа – клюква, снизу свежая трава.

Сверху – сочная ботва, закружилась голова,

Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег.

8. Звуковой анализ слова РОЖЬ. Дети индивидуально выкладывают звуковую схему слова рожь. Один ребенок выполняет задание у доски. После все вместе проверяют и называют последовательность звуков.

9. Координация речи с движением:

Ветерок спросил, пролетая: дети бегут за другом по кругу на носочках, руки на поясе.

- Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.

А в ответ колоски шелестят: останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

- Золотые руки растят! два наклона к носочкам.

Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они ловкие, умелые, трудолюбивые).

10. Игра “Урожай”. Посмотрите, какой у меня сноп. Он состоит из колосков.

Урожай собрать пора,
Не зевайте, детвора,
Колоски вы получите,
Предложения прочтите!

Сейчас каждый достанет из вазы один колосок и прочтет, что написано на колоске.

Чтение предложений: Вот сноп. Кашу дадим коту. Вот каша. Тут мука. Это каша. Каша из манки. У Саши сушки. У Даши снопы.

11. Игра “Разноцветные квадраты”.

Детям раздаются картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, пирожного, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, грузовика. Они должны разложить свои картинки на разноцветные квадраты. На красный квадрат слова со звуком [с], на зеленый – со звуком [з], на желтый со звуком [ж], на синий со звуком [ш].
III. Заключительная часть. Итог занятия.

12. О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Какое задание тебе больше всего понравилось? Что было трудным? Что самым интересным? Мне понравились вы … за внимательность, … за старание, … за правильные ответы, … за усидчивость и т.д.