|
Конспект образовательной деятельности познание (экологическое воспитание) «И ты увидишь, мир прекрасен!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Колосок»
Безенчукского района Самарской области
Конспект образовательной деятельности
ПОЗНАНИЕ
(экологическое воспитание)
«И ты увидишь, мир прекрасен!»
(старшая группа)
Воспитатель: Глебова Нина
Анатольевна
Руководитель районных
методических объединений
по экологическому воспитанию: Глебова Н. А.
Апрель 2011г.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством чтения художественной литературы;
-
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её;
Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее;
Учить детей договариваться и планировать коллективную работу.
Развивающие:
Развивать интонационную выразительность речи;
Развивать эмоциональную среду детского воображения;
Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений.
Воспитательные:
Воспитывать желание интересоваться окружающим миром;
Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;
-
Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;
Воспитывать любовь и эстетический вкус средствами художественной литературы и изобразительной деятельности.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей;
Оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
Чтение произведений Е. Чарушина, М. Горького, В. Бианки,
М. Пришвина, К. Паустовского;
Чтение стихов, пословиц;
Прослушивание муз. записей «Голоса птиц», «Шум леса»;
Дид. игра «Поломанные слова»;
Дид. игра «Отгадай, чей след»;
Оформление выставки рисунков совместно с родителями «Читаем книги о природе»;
Изготовление книги-самоделки совместно с родителями В. Бианки «Приключения мышонка Пика».
Материал:
Оформление группы:
Столы стоят кругом.
Стульчики стоят полукругом.
Выставка книг по произведениям В. Бианки.
Выставка рисунков «Читаем книги о природе» оформлена в раздевальной комнате.
На доске портреты В. Бианки, рассказывающие о его жизни.
Муз. сопровождение: спокойная классическая музыка, муз. сопровождение к песне «Каля-Маля», муз. сопровождение к муз. игре «У медведя во бору», запись «Мир вам, люди всей Земли!».
Продуктивная деятельность:
2 стола.
На мольберте незаконченный рисунок с изображением леса.
Трафареты.
Гуашь, кисти, поролон, салфетки, вода для рисования.
Демонстрационный и раздаточный:
Карточки к дид. игре «Отгадай, чей след»;
Карточки слогов к дид. игре «Поломанные слова»;
Снежинка, солнышко, маски перелетных и зимующих птиц.
Маска медведя.
Карточки с отрывками произведений к дид. игре «Из какого произведения отрывок».
Ход:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
- Ребята, как-же мы с вами можем увидеть всю красоту нашей природы, не выходя из группы? Так хочется нам побывать и в лесу, и на лугу, в поле и на реке… Что же нам поможет?... (Книга)
По волшебному пути
В книгу можем мы войти.
Музыка сейчас раздастся.
В Книжное царство попасть нам удастся….
Под спокойную классическую музыку в группу входит Королева Книг. Открывает выставку книг.
Королева Книг
- Здравствуйте, гости дорогие! Рада Вас видеть в Книжном царстве – мудром государстве. Сегодня я хочу вместе с вами вспомнить нашего любимого писателя В. Бианки. А вы знакомы с его книгами? (Да)
- Королева Книг, наши дети любят и знают книги В. Бианки. Садись вместе с нашими ребятами, а мы расскажем тебе об этом замечательном писателе.
- В каком городе родился В. Бианки? (В. Бианки родился в г. С-Петербург)
- О чем писал В. Бианки? (О природе, об интересном в жизни растений и животных…)
- Кто познакомил В. Бианки с природой? (Его отец. Он работал в зоологическом музее, брал сына с собой на прогулки в лес, научил записывать свои наблюдения в дневники.)
- Что случилось потом с дневниками В. Бианки? (По своим дневникам В.Бианки стал писать книги.)
- Какую первую книгу написал писатель? (Лесные домишки)
- Какие ещё книги В. Бианки вы знаете? (Ответы)
Королева Книг:
- А у меня для вас есть загадка, да не простая. «Черный ящик». В нем находится любимая игрушка В. Бианки. Что в «Черном ящике»?
(Мяч. В. Бианки любил играть в футбол)
- В Бианки был писателем-природоведом. Он называл свои произведения «сказками-несказками». Почему? (В его произведениях нет волшебства, как в сказках, но звери и деревья разговаривают, думают, учат нас.)
- А каких ещё писателей-природоведов вы знаете? (Ответы)
Читая книги этих писателей мы видим красоту нашей природы, можем побывать в прекраснейших уголках нашей Земли. Через книги мы учимся наблюдать, беречь и любить природу.
- А вы, ребята, знаете природу? (Да)
- А умеете ли вы читать «следы»?
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай, чей след».
Дидактическая игра «Отгадай, чей след»
У каждого на столе набор карточек животных и их следов. Нужно правильно сопоставить картинки следов и животных.
- Молодцы, ребята! В. Бианки в своих произведениях много писал о птицах. Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные).
- Зимующих птиц мы узнаем после того, как сложим из слогов их названия.
Дидактическая игра «Поломанные слова»
На ковре разложены карточки слогов. Дети выкладывают слова – названия зимующих птиц.
Одеваю детям на голову шапочки птиц, уточняя, какая это птица.
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
В руках у воспитателя – снежинка, у Королевы Книг – солнышко. Под музыку дети-птички бегают по группе, как музыка закончилась встают в хоровод. Зимующие – вокруг снежинки, перелетные – вокруг солнышка.
- Много на нашей Земле разных чудес: высокие горы, глубокие реки и моря. Но пожалуй самое большое чудо, это лес. Но в лесу мы всего лишь гости, а хозяева… Да вот и один из хозяев идет.
Музыкальная игра «У медведя во бору»
Дети с песней идут «гулять в лес», наклоняются за «ягодами» и «грибами», поют.
Дети: У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь лежит
И на нас ворчит.
С окончанием песни Медведь просыпается, не спеша выходит из «берлоги». Дети быстро присаживаются и сидят, не шевелясь. Медведь смотрит во все стороны.
Медведь. Кто это поет? Спать мне не дает!
Медведь никого не замечает.
Медведь. Нет, нету никого
Возле дома моего.
Пойду опять в берлогу спать!
Медведь уходит. Дети встают и поют песню, собирая грибы и ягоды. С окончанием песни вновь появляется Медведь.
Медведь. Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?
Дети быстро присаживаются, прячась от Медведя. Если кто-нибудь зашевелиться, Медведь берет его за руку и говорит:
Медведь. Кто в лесу гулял!
Кто мне спать мешал.
Пойманного Медведь уводит в берлогу. Дети подходят к дому Медведя.
Дети. Медведюшка, не тащи,
Медведюшка, отпусти.
Медведь. Так и быть, не потащу!
Так и быть, отпущу!
Пусть только спляшет.
Дети становятся в круг, пойманный пляшет, дети хлопают в ладоши (под запись музыки русской народной плясовой мелодии). С окончанием музыки Медведь со словами «А теперь берегись» ловит детей, которые убегают на стульчики.
- Вот теперь мы все знаем, кто в лесу настоящий хозяин. Это звери и птицы, которые там живут. Для того, что бы книги писателей были интересны их помогают издавать художники-иллюстраторы. Что они делают?
- Рисуют рисунки по содержанию произведений.
-А у нас на мольберте художник изобразил лес, только он какой-то неживой. Чего не хватает в нашем лесу? (Солнца, первых весенних цветов, птиц, животных). Давайте исправим ошибку художника, а поможет нам в этом наша Королева Книг.
Песня «Планета Каля-маля»
Дети в это время рисуют.
- Какая красивая картина у нас получилась! Лес ожил, задышал.
Чтение стихотворения «Живой букварь». В. Орлова
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
И, при всей огромности,
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород –
Весь большой лесной народ –
Учит крепкой дружбе!
- Молодцы, ребята, знаете, как надо обращаться с животными, знаете, что обижать их нельзя, необходимо заботиться о них, помогать в трудную минуту.
- Ребята, а вы можете узнать произведения В. Бианки по отрывкам? (Да)
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Из какого произведения отрывок»
Дидактическая игра «Из какого произведения отрывок»
«А Выпь стоит в камыше, вытянулась – тонкая-тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперед, взад-вперед.» («Первая охота»)
«С перепугу гусеница лапки поджала да кувырк с листа – и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит – крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то сверху – дёрг! И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.» («Как Муравьишка домой спешил»)
«Чик сейчас же примчался в гнездо. Тут он услышал, как в одном яйце птенчик чуть слышно тукал в скорлупу слабым клювиком. Чирика осторожно помогла ему: надломила скорлупу в разных местах» («Красная горка»)
«Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И пробила – большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.Вот они её хвалили, благодарили! Натаскали ей зерен, семечек разных.
– Живи с нами, никуда не улетай!» («Синичкин календарь»)
«Выскочил кто-то из под кочки, взвился, залетел под самые облака.
Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты
дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает» («Кто чем поет»)
- Вот и подошло время прощаться, но мы еще не раз встретимся в Королевстве Книг с замечательными писателями-природоведами, которые расскажут нам о чудеснейшем чуде на нашей земле – о природе. А природа это растения и животные, леса и реки, поля и озера, птицы и рыбы, луга и деревья. Живя среди этого нельзя забывать, что…
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
По лесу ходи - под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Под музыкальное сопровождение «Мир вам, люди всей земли!» дети строятся полукругом в центре зала.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В ручку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Дети под музыку выходят из зала.
|
|
|