Главная страница

Конспект образовательной деятельности познание (экологическое воспитание) «И ты увидишь, мир прекрасен!»


Скачать 97.72 Kb.
Название Конспект образовательной деятельности познание (экологическое воспитание) «И ты увидишь, мир прекрасен!»
Дата 23.03.2016
Размер 97.72 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Колосок»

Безенчукского района Самарской области

Конспект образовательной деятельности

ПОЗНАНИЕ

(экологическое воспитание)

«И ты увидишь, мир прекрасен!»
(старшая группа)
Воспитатель: Глебова Нина

Анатольевна

Руководитель районных

методических объединений

по экологическому воспитанию: Глебова Н. А.

Апрель 2011г.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;

  2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством чтения художественной литературы;

  3. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её;

  4. Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее;

  5. Учить детей договариваться и планировать коллективную работу.

Развивающие:

  1. Развивать интонационную выразительность речи;

  2. Развивать эмоциональную среду детского воображения;

  3. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание интересоваться окружающим миром;

  2. Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;

  3. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;

  4. Воспитывать любовь и эстетический вкус средствами художественной литературы и изобразительной деятельности.

Индивидуальная работа:

  1. Следить за речью детей;

  2. Оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведений Е. Чарушина, М. Горького, В. Бианки,

М. Пришвина, К. Паустовского;

  1. Чтение стихов, пословиц;

  2. Прослушивание муз. записей «Голоса птиц», «Шум леса»;

  3. Дид. игра «Поломанные слова»;

  4. Дид. игра «Отгадай, чей след»;

  5. Оформление выставки рисунков совместно с родителями «Читаем книги о природе»;

  6. Изготовление книги-самоделки совместно с родителями В. Бианки «Приключения мышонка Пика».

Материал:

Оформление группы:

  1. Столы стоят кругом.

  2. Стульчики стоят полукругом.

  3. Выставка книг по произведениям В. Бианки.

  4. Выставка рисунков «Читаем книги о природе» оформлена в раздевальной комнате.

  5. На доске портреты В. Бианки, рассказывающие о его жизни.

  6. Муз. сопровождение: спокойная классическая музыка, муз. сопровождение к песне «Каля-Маля», муз. сопровождение к муз. игре «У медведя во бору», запись «Мир вам, люди всей Земли!».

Продуктивная деятельность:

  1. 2 стола.

  2. На мольберте незаконченный рисунок с изображением леса.

  3. Трафареты.

  4. Гуашь, кисти, поролон, салфетки, вода для рисования.

Демонстрационный и раздаточный:

  1. Карточки к дид. игре «Отгадай, чей след»;

  2. Карточки слогов к дид. игре «Поломанные слова»;

  3. Снежинка, солнышко, маски перелетных и зимующих птиц.

  4. Маска медведя.

  5. Карточки с отрывками произведений к дид. игре «Из какого произведения отрывок».

Ход:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

- Ребята, как-же мы с вами можем увидеть всю красоту нашей природы, не выходя из группы? Так хочется нам побывать и в лесу, и на лугу, в поле и на реке… Что же нам поможет?... (Книга)

По волшебному пути

В книгу можем мы войти.

Музыка сейчас раздастся.

В Книжное царство попасть нам удастся….

Под спокойную классическую музыку в группу входит Королева Книг. Открывает выставку книг.

Королева Книг

- Здравствуйте, гости дорогие! Рада Вас видеть в Книжном царстве – мудром государстве. Сегодня я хочу вместе с вами вспомнить нашего любимого писателя В. Бианки. А вы знакомы с его книгами? (Да)

- Королева Книг, наши дети любят и знают книги В. Бианки. Садись вместе с нашими ребятами, а мы расскажем тебе об этом замечательном писателе.

- В каком городе родился В. Бианки? (В. Бианки родился в г. С-Петербург)

- О чем писал В. Бианки? (О природе, об интересном в жизни растений и животных…)

- Кто познакомил В. Бианки с природой? (Его отец. Он работал в зоологическом музее, брал сына с собой на прогулки в лес, научил записывать свои наблюдения в дневники.)

- Что случилось потом с дневниками В. Бианки? (По своим дневникам В.Бианки стал писать книги.)

- Какую первую книгу написал писатель? (Лесные домишки)

- Какие ещё книги В. Бианки вы знаете? (Ответы)

Королева Книг:

- А у меня для вас есть загадка, да не простая. «Черный ящик». В нем находится любимая игрушка В. Бианки. Что в «Черном ящике»?

(Мяч. В. Бианки любил играть в футбол)

- В Бианки был писателем-природоведом. Он называл свои произведения «сказками-несказками». Почему? (В его произведениях нет волшебства, как в сказках, но звери и деревья разговаривают, думают, учат нас.)

- А каких ещё писателей-природоведов вы знаете? (Ответы)

Читая книги этих писателей мы видим красоту нашей природы, можем побывать в прекраснейших уголках нашей Земли. Через книги мы учимся наблюдать, беречь и любить природу.

- А вы, ребята, знаете природу? (Да)

- А умеете ли вы читать «следы»?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай, чей след».

Дидактическая игра «Отгадай, чей след»

У каждого на столе набор карточек животных и их следов. Нужно правильно сопоставить картинки следов и животных.

- Молодцы, ребята! В. Бианки в своих произведениях много писал о птицах. Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные).

- Зимующих птиц мы узнаем после того, как сложим из слогов их названия.
Дидактическая игра «Поломанные слова»

На ковре разложены карточки слогов. Дети выкладывают слова – названия зимующих птиц.

Одеваю детям на голову шапочки птиц, уточняя, какая это птица.

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

В руках у воспитателя – снежинка, у Королевы Книг – солнышко. Под музыку дети-птички бегают по группе, как музыка закончилась встают в хоровод. Зимующие – вокруг снежинки, перелетные – вокруг солнышка.

- Много на нашей Земле разных чудес: высокие горы, глубокие реки и моря. Но пожалуй самое большое чудо, это лес. Но в лесу мы всего лишь гости, а хозяева… Да вот и один из хозяев идет.

Музыкальная игра «У медведя во бору»

Дети с песней идут «гулять в лес», наклоняются за «ягодами» и «грибами», поют.

Дети: У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь лежит

И на нас ворчит.

С окончанием песни Медведь просыпается, не спеша выходит из «берлоги». Дети быстро присаживаются и сидят, не шевелясь. Медведь смотрит во все стороны.

Медведь. Кто это поет? Спать мне не дает!

Медведь никого не замечает.

Медведь. Нет, нету никого

Возле дома моего.

Пойду опять в берлогу спать!

Медведь уходит. Дети встают и поют песню, собирая грибы и ягоды. С окончанием песни вновь появляется Медведь.

Медведь. Кто в лесу гуляет?

Кто мне спать мешает?

Дети быстро присаживаются, прячась от Медведя. Если кто-нибудь зашевелиться, Медведь берет его за руку и говорит:

Медведь. Кто в лесу гулял!

Кто мне спать мешал.

Пойманного Медведь уводит в берлогу. Дети подходят к дому Медведя.

Дети. Медведюшка, не тащи,

Медведюшка, отпусти.

Медведь. Так и быть, не потащу!

Так и быть, отпущу!

Пусть только спляшет.

Дети становятся в круг, пойманный пляшет, дети хлопают в ладоши (под запись музыки русской народной плясовой мелодии). С окончанием музыки Медведь со словами «А теперь берегись» ловит детей, которые убегают на стульчики.

- Вот теперь мы все знаем, кто в лесу настоящий хозяин. Это звери и птицы, которые там живут. Для того, что бы книги писателей были интересны их помогают издавать художники-иллюстраторы. Что они делают?

- Рисуют рисунки по содержанию произведений.

-А у нас на мольберте художник изобразил лес, только он какой-то неживой. Чего не хватает в нашем лесу? (Солнца, первых весенних цветов, птиц, животных). Давайте исправим ошибку художника, а поможет нам в этом наша Королева Книг.

Песня «Планета Каля-маля»

Дети в это время рисуют.

- Какая красивая картина у нас получилась! Лес ожил, задышал.

Чтение стихотворения «Живой букварь». В. Орлова


Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И, при всей огромности,

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород –

Весь большой лесной народ –

Учит крепкой дружбе!

- Молодцы, ребята, знаете, как надо обращаться с животными, знаете, что обижать их нельзя, необходимо заботиться о них, помогать в трудную минуту.

- Ребята, а вы можете узнать произведения В. Бианки по отрывкам? (Да)

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Из какого произведения отрывок»

Дидактическая игра «Из какого произведения отрывок»

  1. «А Выпь стоит в камыше, вытянулась – тонкая-тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперед, взад-вперед.» («Первая охота»)

  2. «С перепугу гусеница лапки поджала да кувырк с листа – и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит – крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то сверху – дёрг! И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.» («Как Муравьишка домой спешил»)

  3. «Чик сейчас же примчался в гнездо. Тут он услышал, как в одном яйце птенчик чуть слышно тукал в скорлупу слабым клювиком. Чирика осторожно помогла ему: надломила скорлупу в разных местах» («Красная горка»)

  4. «Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И пробила – большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.Вот они её хвалили, благодарили! Натаскали ей зерен, семечек разных.

– Живи с нами, никуда не улетай!» («Синичкин календарь»)

  1. «Выскочил кто-то из под кочки, взвился, залетел под самые облака.

Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты

дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает» («Кто чем поет»)

- Вот и подошло время прощаться, но мы еще не раз встретимся в Королевстве Книг с замечательными писателями-природоведами, которые расскажут нам о чудеснейшем чуде на нашей земле – о природе. А природа это растения и животные, леса и реки, поля и озера, птицы и рыбы, луга и деревья. Живя среди этого нельзя забывать, что…

Растение – земли украшение.

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи - под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Под музыкальное сопровождение «Мир вам, люди всей земли!» дети строятся полукругом в центре зала.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В ручку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!
Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!
Дети под музыку выходят из зала.