Цель: Формирование представлений у детей о натюрморте как жанре живописи.
Задачи:
Познакомить детей с характерными особенностями натюрморта как жанра живописи. Дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте.
Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композиций.
Стимулировать эстетические оценки и суждения.
Материал: картины И. Левитан «Васильки»; И. Хруцкий «Натюрморт с грибами»; И. Петров-Водкин «Яблоки и лимон»; запись мелодии «Сентиментальный вальс»; муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод и т.д.; керамические вазы (разной формы и высоты), вазы «Гжель», цветная бумага, кисточки, клей.
Предварительная работа: дидактические игры, чтение произведений об овощах, фруктах, грибах. Загадывание и отгадывание загадок. Рисование карандашами и красками на тему «Дары осени». Симметричное вырезывание различных ваз.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература».
Ход непосредственно образовательной деятельности
В группе развешены натюрморты художников И. Левитана, И. Хруцкого, И. Петрова - Водкина; натюрморты сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей.
(Дети под тихую музыку рассматривают картины).
- Дети, вам понравилась выставка?
- Какие картины понравились больше всего?
- Почему?
- Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник в этой картине?
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину?
- Какие краски использовал художник? Яркие, теплые или холодные?
- Мы с вами видели разные картины. На них изображены цветы, овощи, грибы, книги, краски, посуда и т.д. В жизни иногда замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
- Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом.
Натюрморт
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или море в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.
- У нас в группе есть много красивых предметов быта (вазы, чашки, стаканы, конфетницы и т.д.). Так же много красивых ягод, фруктов, овощей. (муляжи).
- Отгадайте загадки, которые я вам загадаю. Эти предметы могут быть использованы для создания композиции натюрморт.
1) Красная девица сидит в темнице, а посажена на улице (морковь).
2) Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой, кто же я такой? (огурец).
3) Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
4) Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко).
5) На сучках висят шары, посинели от жары (сливы).
Воспитатель предлагает детям из тех предметов, которые есть в группе (вазы, предметы быта, фрукты, овощи, ягоды (муляжи) составить композицию натюрморт и рассказать о том, что сделал.
Примерные ответы детей.
Ребенок: Я взяла вазу, в неё поставила красивые астры, справа положила огурец и помидор, а слева сливу и лимон. Мне очень понравился натюрморт.
Ребёнок: Я составил натюрморт. Я взял красивую вазу с фруктами, справа положил веточку рябины. Слева кувшин с морсом.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе попробуем создать свой натюрморт. Сделаем большую коллективную работу. Каждый из вас выберет элементы натюрморта отдельно, а затем соединим их вместе. Но вначале пофантазируем на фланелеграфе.
Если кто - то из вас захочет вырезать что - то своё для нашего натюрморта, пожалуйста. Всё необходимое имеется.
После этого дети приступают к работе с бумагой. Все вместе делают коллективную работу, согласовывают свои действия с действиями других детей. Дети работают под музыку.
Итог занятия
После работы придумывают название натюрморту. Определяют место и размещают на групповой выставке натюрмортов.
Воспитатель предлагает детям под музыку еще раз полюбоваться красотой предметов, сочетанию их, почувствовать гамму.
|