Главная страница

Портрет Средний Возраст


Название Портрет Средний Возраст
Дата 13.03.2016
Размер 445 b.
Тип Документы


Портрет

  • Средний Возраст




О ком рассказывает портрет

  • Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи – портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствии и радость от встречи с ним. Развивать воображение и образное мышление.

  • Познакомить детей с портретом как жанром живописи, подводя их к пониманию того, что портрет – это изображение реального, конкретного человека, который живет сейчас или жил когда-то.

  • Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.



«Портрет крестьянки в русском костюме». И. П. Аргунов



И.Архипов Девушка с кувшином



«Портрет»



Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина



Рассматриваем портрет девочки. Интересуемся у детей: как и когда (в какое время года и дня) Репин пишет дочь? (Сидящей на толстой жерди, достаточно высоко над землей, ясным, солнечным летним днем. Судя по золотистым колосьям, это конец лета). Спрашиваем: "Как вы думаете, почему художник, написавший портрет дочери, дает ему еще одно название "Стрекоза"? Кого обычно так называют? Каких по характеру детей? Почему, не "Бабочка", например? Девочка-стрекоза и девочка-бабочка - это два разных образа? Сами насекомые разные? Как летает бабочка и как стрекоза?" (Бабочка во время полета довольно монотонно машет крылышками, а стрекозы летают стремительно, а потом могут сидеть, не шелохнувшись. Бабочка безобидна, а стрекоза - разбойница, на лету схватывающая насекомых). "Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери "Стрекоза"? Может быть, какое-то сходство одежды девочки (фасона и цвета платья) и крыльев стрекозы?" Рассматриваем с детьми платье Верочки. Оно пестренькое, в расцветке соседствуют природные желтоватые, коричневые и голубые оттенки; обилие оборочек делает платье многослойным, состоящим как бы из множества чешуек-крылышек. Спрашиваем: "Внешняя ассоциация (сходство платья и обобщенного внешнего образа стрекозы) - это главная причина названия портрета? Может быть, важнее всего характер девочки? Можем ли мы что-нибудь сказать о характере Верочки, судя по ее позе и ее "манерам"?" "Может быть, это паинька? Послушная и робкая девочка? Почему "нет?" (Она сидит на жерди, достаточно высоко от земли. Туда еще надо суметь забраться. Но она сидит уверенно, ей уютно. Видно, что для Верочки такое поведение дело обычное: у нее спущены чулки, и нам понятно, что ее это не очень-то заботит, она сидит и покачивает правой ножкой). Спрашиваем: "Как она будет спускаться: попросит помощи или сама спрыгнет?", "Сколько ей, по-вашему, лет?" (На самом деле, Верочке 11 лет). "Как мы можем судить о характере Верочки по выражению ее лица?" (У нее умное лицо девочки "с характером", ребенка смышленого, своенравного, бесстрашного, любознательного, остроумного.

  • Рассматриваем портрет девочки. Интересуемся у детей: как и когда (в какое время года и дня) Репин пишет дочь? (Сидящей на толстой жерди, достаточно высоко над землей, ясным, солнечным летним днем. Судя по золотистым колосьям, это конец лета). Спрашиваем: "Как вы думаете, почему художник, написавший портрет дочери, дает ему еще одно название "Стрекоза"? Кого обычно так называют? Каких по характеру детей? Почему, не "Бабочка", например? Девочка-стрекоза и девочка-бабочка - это два разных образа? Сами насекомые разные? Как летает бабочка и как стрекоза?" (Бабочка во время полета довольно монотонно машет крылышками, а стрекозы летают стремительно, а потом могут сидеть, не шелохнувшись. Бабочка безобидна, а стрекоза - разбойница, на лету схватывающая насекомых). "Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери "Стрекоза"? Может быть, какое-то сходство одежды девочки (фасона и цвета платья) и крыльев стрекозы?" Рассматриваем с детьми платье Верочки. Оно пестренькое, в расцветке соседствуют природные желтоватые, коричневые и голубые оттенки; обилие оборочек делает платье многослойным, состоящим как бы из множества чешуек-крылышек. Спрашиваем: "Внешняя ассоциация (сходство платья и обобщенного внешнего образа стрекозы) - это главная причина названия портрета? Может быть, важнее всего характер девочки? Можем ли мы что-нибудь сказать о характере Верочки, судя по ее позе и ее "манерам"?" "Может быть, это паинька? Послушная и робкая девочка? Почему "нет?" (Она сидит на жерди, достаточно высоко от земли. Туда еще надо суметь забраться. Но она сидит уверенно, ей уютно. Видно, что для Верочки такое поведение дело обычное: у нее спущены чулки, и нам понятно, что ее это не очень-то заботит, она сидит и покачивает правой ножкой). Спрашиваем: "Как она будет спускаться: попросит помощи или сама спрыгнет?", "Сколько ей, по-вашему, лет?" (На самом деле, Верочке 11 лет). "Как мы можем судить о характере Верочки по выражению ее лица?" (У нее умное лицо девочки "с характером", ребенка смышленого, своенравного, бесстрашного, любознательного, остроумного.



«Портрет Микки Морозова». В. А. Серов



Как вы думаете, что это за имя "Мика"? Подходит ли оно мальчику? Сколько, на ваш взгляд, ему лет? (от 4 до 6). Что на картине помогает нам сделать вывод о возрасте мальчика? (Он маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветастыми мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрытый рот, что выдает его детскую непосредственность). Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток: художник пишет Мику утром? Днем? Вечером? (Мика в ночной рубашке, волосы растрепанны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед самым сном). Как мальчик сидит в кресле? (На краешке и таким образом, что кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать). Ног мальчика не видно. Как вам кажется: Мика босой? В тапочках? - Что больше соответствует его образу? Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, его внешнему виду? (Есть живость уже в самой позе Мики, в том, как растрепаны его волосы). А если судить по выражению лица? (Судя по выражению его лица, он бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец). Какой природы эта живость характера: она от ума или пока еще от отсутствия ума? Как вам кажется: если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или он непоседливый ребенок, который более склонен бегать и резвиться? (Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением, с умением слушать).

  • Как вы думаете, что это за имя "Мика"? Подходит ли оно мальчику? Сколько, на ваш взгляд, ему лет? (от 4 до 6). Что на картине помогает нам сделать вывод о возрасте мальчика? (Он маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветастыми мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрытый рот, что выдает его детскую непосредственность). Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток: художник пишет Мику утром? Днем? Вечером? (Мика в ночной рубашке, волосы растрепанны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед самым сном). Как мальчик сидит в кресле? (На краешке и таким образом, что кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать). Ног мальчика не видно. Как вам кажется: Мика босой? В тапочках? - Что больше соответствует его образу? Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, его внешнему виду? (Есть живость уже в самой позе Мики, в том, как растрепаны его волосы). А если судить по выражению лица? (Судя по выражению его лица, он бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец). Какой природы эта живость характера: она от ума или пока еще от отсутствия ума? Как вам кажется: если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или он непоседливый ребенок, который более склонен бегать и резвиться? (Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением, с умением слушать).



«Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы»). В. И. Суриков



«Ознакомление с детским портретом».



«Портреты детей в живописи».



«Движение в портрете»

  • Обогащать словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами, формировать умение давать развернутые оценки и суждения.

  • Учить детей видеть в портрете движение и характер. Сопоставлять жизненные впечатления детей с тем, что они видят в произведении искусства.