|
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Образ осенней природы в картинах И. И. Левитана
Цель: Знакомство с творчеством русских художников – пейзажистов
Задачи:
Познакомить детей с творчеством И. И. Левитана. Учить понимать содержание картины, настроение, которое хотел передать художник, изображая природу в разные периоды осени (грусть, радость).
Совершенствовать навык рисования пейзажа. Учить передавать свои впечатления об осени, колорит осеннего пейзажа, располагать деревья на всем листе бумаги, выбирать материалы в зависимости от образа природы, осени.
Развивать эмоциональную отзывчивость на произведение искусства
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, художественный вкус.
Материал: демонстрационный: репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», «Октябрь», стенды (для выставки).
Раздаточный: краски (акварель, гуашь), кисти, палитры, салфетки, листы бумаги (А3, А4).
Предварительная работа: экскурсия в осенний лес (парк), рассматривание слайдов «Осенняя природа», дидактическая игра «Палитра времени года»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем на выставку картин и познакомимся с работами еще одного великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
Левитан родился в семье железнодорожного служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Исаак Ильич вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем. В 12 лет Левитан поступил в Московское Училище Живописи и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими исключительными данными. Способность Левитана тонко чувствовать состояние природы и в ее образах выражать свои мысли и переживания, впервые ярко проявились в пейзаже « Осенний день. Сокольники.» В нем Левитан создал поэтическую картину задумчивой, грустной осени. С этих пор Левитан входит в русскую живопись как мастер « пейзажа настроения», которому доступны самые тонкие, едва уловимые движения души.
Послушайте стихотворение К. Романова:
Роковая, неизбежная,
Подползла, подкралась ты,
О, губительница нежная
Милой летней красоты!
Обольстительными ласками
Соблазнив и лес и сад.
Ты пленительными красками
Расцветила их наряд.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы так думаете ? У каждого времени года свой цвет. Какого цвета зима? (белого) Весна? (зеленого) Лето? (зеленого, красного) А осень? ( желтого, красного, оранжевого, золотого). Обратите внимание на картину И. И. Левитана « Золотая осень».
- Кто хочет рассказать, что изображено на картине? Как вы это определили, какое это время года? Как вы думаете, здесь изображено начало осени, середина или конец? Почему? Какие краски использовал художник в своей картине? Какой день изобразил художник: пасмурный или солнечный? Вечер или утро? Как вы определили? Какое настроение вызывает эта картина?
А теперь подойдите к следующей картине И. Левитана «Октябрь». Отличается ли она от предыдущей картины? Чем?
На этой картине художник передал образ увядающей природы: на деревьях мало листвы, трава порыжевшая, небо затянуло тучами. В этой картине художник изобразил прощальную красу русской природы. Осень бывает разная: золотая – веселая и поздняя – грустная, печальная.
- Я сейчас прочитаю стихотворения об осени, а вы выберите, к какой картине они подходят.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса….
А. Пушкин
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
А. Фет
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Н. Некрасов
Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах. Я. Аким
- А теперь пройдите в мастерскую художника. Я предлагаю вам нарисовать картину об осени, которая вам больше нравится: золотая, середина осени или поздняя. (дети рисуют, звучит спокойная музыка)
Итог занятия : игра « Художественный салон».
Дети размещают свои рисунки на стендах, рассматривают выставленные в « художественном салоне» картины и покупают понравившиеся.
Правила игры. Ребенок покупает картину, если рассказал по плану: - название картины;
- цель приобретения;
- о чем она рассказывает;
- какое в ней настроение; как художник показал в ней главное;
- почему она понравилась.
|
|
|