ГБОУ СОШ № 657 (Дошкольное отделение 1)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
« Откуда хлеб на стол пришел?»
Повел воспитатель второй
квалификационной категории
Виниченко Ю. В.
2012 год
Програмное содержание:
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба для изготовления хлебобулочных изделий.
Познакомить детей с трудом хлеборобов, дать новые понятия профессий – «комбайнер», «тракторист», «агроном», «пекарь».
Закрепить литературные знания детей, посвященные хлебу.
Воспитывать у детей желание трудиться, сделать что – то своими руками.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Как хлеб пришел на стол».
Беседа на тему «Хлеб».
Чтение рассказов, народных сказок, в которых упоминаются хлебобулочные изделия.
-
Заучивание стихотворений о хлебе, знакомство с фольклором, разучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Сюжетно – ролевая игра: «Магазин – отдел «Хлеб».
Активизация слов:
Вкусный, ароматный, аппетитный, душистый.
Вымолачивать, мелют зерно.
Ржаной, пшеничный.
Оборудование:
Иллюстрации « Откуда хлеб на стол пришел?»
Тесто, готовые пирожки, пшеничный и ржаной хлеб, хлебобулочные изделия.
Фонограмма русских хороводов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в зал. Впереди мальчик и девочка, в руках держат рушник с караваем хлеба и солью. Подходят к гостям.
Дети: Здравствуйте, гости!
Мальчик: Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка: С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук. ( подносят хлеб зрителям )
Воспитатель: Ребята, хлеб – это самый ценный дар Матушки Земли. С хлебом встречали гостей дорогих, потому что он считался самым главным блюдом на земле: в старину за стол без хлеба за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то и голод не страшен.
А кто мне скажет, в какое время года собирают урожай на полях? (осенью)
Осеница – царица
По злату мастерица:
С пряльцем, с донцем,
С гребнем, с веретенцем,
С высоким колосочком,
С широким снопочком.
Журавли – то за моря!
Осеница – на поля!
Правильно, вот и колосья зерен поспевают осенью, и прежде чем нам на стол попадет душистый румяный хлебушко, очень много людей вложат в него свой труд.
Давайте с вами поговорим, откуда хлеб пришел?
Дети присаживаются на стульчики. Сценка из рассказа Я. Тайца «Все здесь»:
« Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки.
- И пряники?
- И пряники здесь. Вот здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?»
Воспитатель: Ребята, почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники? Почему бабушка сказала, что всё это здесь? Давайте расскажем, как выращивают хлебные растения?
С помощью карточек – символов воспитатель предлагает рассказать , как выращивают хлеб.
Объяснение слова «хлебороб», в котором соединились два слова: «хлеб» и «работа».
Примерный рассказ детей: весной тракторист на тракторе распахал пашню, другие машины – сеялки сделали неглубокие бороздки, хлеборобы засеяли пашню зернами. Они работали допоздна, чтобы успеть вовремя посадить, потому что если зерна посеять раньше или позже срока, то они могут не вырасти. Все лето зерна созревают в колосках. Осень колосья созревают, комбайнеры убирают колосья с помощью машин – комбайнов. Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпают в грузовые машины. Потом зерна везут на мельницу, там их мелют и получается мука. А потом из муки пекарь выпекает хлеб.
Воспитатель: Да, ребята, как много надо труда затратить, чтобы получить хлеб. Недаром пословица гласит: «Если не трудиться – хлеба не добиться». Давайте еще вспомним пословицы и поговорки о хлебе.
«Без хлеба не наешься».
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
«Хлеб – наше богатство».
«Хлеб – всему голова».
Ребенок: Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Я предлагаю вам тоже потрудиться и испечь пирожки.
Дети подходят к рабочим столам, надевают фартуки, раскатывают тесто для пирожков, лепят пирожки. Воспитатель кладет пирожки на противень и передает на кухню для выпечки.
Воспитатель: Пока наши пирожки пекутся, расскажите мне, ребята, почему хлеб бывает белым и черным?
Примерный рассказ детей: хлеб бывает разный – черный и белый, потому что его делают из разной муки. Черный хлеб пекут из муки, которая получается изо ржи , мука эта называется ржаная и хлеб называется ржаной. А белый хлеб пекут из пшеничной муки хлеб называется пшеничный. Из пшеничной муки еще выпекают булочки, пряники, баранки, бублики, сушки, пирожные, торты, только в них добавляют больше сахара.
Заиграла веселая музыка.
Воспитатель: Уж песни мы поем, хлебу честь воздаем!
Дети встают в круг на хоровод.
Воспитатель: Ой, ребята, я чувствую. Как вкусно нашими пирожками пахнет! Давайте понюхаем. (дети выполняют дыхательные упражнения, заносят пирожки).
Стихотворение читают все дети:
Вот он – хлебушко душистый,
Вот он – теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Теперь вы, ребята, знаете, как много нужно трудиться, чтобы хлеб пришел на стол. Хочу вас спросить, как нужно обращаться с хлебом?
Дети: бережно, уважительно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я приглашаю всех в группу пить чай с пирожками.
Под музыку все идут в группу пить чай с пирожками.
|