Главная страница

Комплексный подход к решению проблем


Скачать 124.52 Kb.
Название Комплексный подход к решению проблем
Дата 04.03.2016
Размер 124.52 Kb.
Тип Документы



Муниципальное специальное казённое ( коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная ( коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат № 32 I , II и V вида»

Комплексный подход к решению проблем

коррекции речи у детей с нарушением слуха

на индивидуальных занятиях

Учитель-дефектолог:

Атучина М.Н.

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали глубокого переосмысливания сложившейся системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Всестороннее гармоническое развитие личности, максимальная реализация способностей каждого, сохранение здоровья участников образовательного процесса – главная цель.

Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной работы,

осуществления комплексного подхода к делу обучения и воспитания.

Необходимость осуществления комплексного подхода нашло определенное развитие в теории и практике отечественной сурдопедагогики. Так, в последнее время в теории комплексный подход к обучению и воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов. Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ

наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами слуха, речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Актуальным является комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребёнка.. Использование специальных методов и приёмов помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Практикующие специалисты сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед сурдопедагогом, можно, включив в процесс коррекции основной речевой патологии, воздействие на сопутствующие ей проблемы

Методы и приёмы доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребёнком способствует выбору оптимальной, результативной комплексной методики. Для достижения положительных результатов занятия строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Применение коррекционно-развивающих приёмов в работе направлены на развитие психических процессов, на формирование мотивации, на сохранение здоровья обучающихся- это позволяет школьникам переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность. Использование их в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребёнка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма- соматическое состояние.

В последние годы проблема сохранения и укрепления здоровья является актуальной. Согласно статистическим данным Кузбасс занимает ведущее место по уровню детской заболеваемости, где доминирующие позиции-болезни органов дыхания, органов чувств, болезни школьного происхождения (сколиоз, миопия, фобии). Медицинские осмотры детей в школах говорят, что здоровых детей с каждым годом становится хуже.

С целью оздоровления, коррекции, развития использую массажный комплекс.

В него входят:

  • Развитие ручного праксиса.

  • Развитие тактильных ощущений.

  • Использование приёмов самомассажа.

  • Дифференцированная артикуляционная гимнастика.


Развитие ручного праксиса.

Кончики пальцев рук-это «второй мозг».

Немецкий философ Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит то степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором.

Упражнения по развитию мелкой маторики:

  1. Упражнения по выработке обобщённого зрительного образа предмета:

    • внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование,

    • дорисовывание второй половины рисунка, его деталей,

    • рисование по образцу.

  2. Упражнения по выработке обобщённого двигательного образа предмета:

    • плетение шнуровки, завязывание узлов,

    • вышивание, вязание,

    • имитация жестом различных предметов.

  3. Упражнения по выработке мускульной памяти:

    • отвинчивание, завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами карандаша гладкого и ребристого,

    • выкладывание букв из спичек, шнурка,

    • игра на воображаемом пианино.


Развитие тактильных ощущений.

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Для развития тактильной чувствительности рекомендуются следующие упражнения:

  • выложить с помощью мелких предметов узор по пластилину,

  • выполнить мозаику из пластилиновых шариков,

  • вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы,

  • закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала,

  • закрытыми глазами ,на ощупь , опознать предмет,

  • закрытыми глазами опознать фигуры, буквы, «написанные» на руках педагогом,

  • поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.


Использование приёмов самомассажа.

Самомассаж выполняется самим ребёнком. Цель самомассажа- стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе переферического речевого аппарата, а также нормализация мышечного тонуса.

    1. Самомассаж мышц головы и шеи:

      • «я хороший». Расположить ладони рук на области головы, ближе ко лбу, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения медленные, поглаживающие.

      • « наденем шапочку». И.п. рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам.

    2. Самомассаж мышц лица.

  • «рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам,

  • « пальцевый душ». Постукивание пальцами по лицу,

  • « рисуем брови». Проводить по бровям каждым пальцем поочерёдно.

  • «глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки,

  • « нарисуем усы». Движение указательными пальцами от середины верхней губы к углам рта,

  • « погладим подбородок».

  • « расчёска». Поглаживание губ зубами.

  • « молоточек». Постукивание губ зубами.

  • « погреем щёчки». Растирающие движения ладонями по щекам.

    1. Самомассаж мышц языка:

  • « поглаживание языка губами». Просунуть язык между губами, расслабить его, убрать в рот,

  • «поглаживание языка зубами». Просунуть язык между зубами, расслабить его, убрать в рот,

  • «покусывание языка зубами»,

  • « пожуём язык».

    1. Самомассаж ушных раковин:

Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

  • « погреем ушки»,

  • «потянем за ушки»,

  • « послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3с.


Особенность климата сибирского региона состоит в резком сезонном перепаде температур, большой продолжительности зимнего периода, в малом количестве солнечных дней. ОРЗ чаще возникают в холодное время года - с октября по апрель с пиком в феврале, инфекции, вызванные микоплазмой, учащаются в начале осени, а пневмококковая и стрептококковая группы А инфекции иногда учащаются в весенние месяцы.

С целью профилактики ОРЗ на занятиях применяю точечный массаж.
Массажный комплекс применяют педагоги как в урочное , так и во внеурочное время. Комплекс проводится не только индивидуально, но и фронтально; кроме этого используется многократно в течение дня.



Резюмируя, следует отметить, что сократилось число обучающихся болеющие простудными заболеваниям, на 35% сократились пропуски занятий по болезни. Перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия педагогов, медиков, родителей для укрепления здоровья школьников.

Дифференцированная артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. У многих детей при обследовании выявляются нарушения в строении артикуляционного аппарата: короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и многие другие недостатки. Имеются у детей несовершенства движения артикуляционного аппарата - малоподвижный, толстый язык. Это тоже служит причиной неправильного произношения звуков. Речь у таких детей вялая, нечёткая, смазанная.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.); развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному). Все упражнения проводятся в игровой форме. Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В конце года дети выполняют упражнения с индивидуальным зеркалом.
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека . Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы сурдопедагога наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
На основе изученных методических разработок, а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, я разработала специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение, придумала героев перчаточного театра, придумала сказки – путешествия этих героев.
Использование фонетической ритмики

Фонетическая ритмика- система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением речевого материала.( как элемент артикуляционной гимнастики с движениями, сменой поз)
Цели: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у детей естественной речи в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие у обучающихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Фонетическая ритмика может быть использована, как приём работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи.

Обеспечена преемственность в работе над устной речью обучающихся на индивидуальных занятиях, общеобразовательных уроках , на самоподготовке.

Родители активно вовлекаются в учебно-воспитательный процесс. С 2007 года в школе-интернате создана «Школа родительской любви»- это взаимодействие медика, психолога, педагогов, позволяющее родителю помочь выбрать способ общения, развития, коррекции, соответствующий физическому, психическому, речевому развитию ребёнка.

Моя задача, как сурдопедагога( возглавившую это направление) стояла в том, чтобы научить родителей начальной школы системе двигательных упражнений, сочетающиеся с речевым материалом.




Благодаря совместной работе малого педагогического коллектива , родителей при работе над устной речью обучающихся наблюдается положительная динамика результативности работы по устранению грубых дефектов.



Устранение грубых дефектов в речи обучающихся влияет и на внятность произношения. Речь стала более внятной и понятной для окружающих.




Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой , фонетической ритмикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка ,губ и телодвижений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Развитие психических функций
Использование развивающих упражнений
Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Для детей характерно неравномерное развитие отдельных психических функций, восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звуков или - хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь.
У детей, не имеющих нарушения слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идёт в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок. В процессе общения с неговорящими детьми проявляются следующие особенности психической деятельности детей: низкий эмоциональный фон, высокая истощаемость, неустойчивость внимания, затруднено запоминание и воспроизведение, несформированность процессов мышления. Вся познавательная деятельность ребёнка связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире.
Развитие мышления идёт двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребёнка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.
Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».
Организация психологической помощи обучающимся ,через использование развивающих упражнений, игр активизирует межполушарное взаимодействие, через которое проходит обмен информацией, наблюдается синхронизация работы обоих полушарий. Дети демонстрируют положительную динамику в речевом развитии, навыков и умений связной устной речи

Опыт применения развивающих упражнений показывает:

  • повышенный интерес учащихся к ним,

  • позитивное влияние на процесс РСВ,

  • развитие познавательной деятельности детей,

  • воспитание самостоятельности в овладении ЗУН

( Организация психологической помощи обучающимся ,через использование развивающих упражнений, игр активизирует межполушарное взаимодействие, через которое проходит обмен информацией, наблюдается синхронизация работы обоих полушарий.)

В результате дифференцированной, систематической работы по использованию развивающих упражнений, влияющие на развитие психических процессов говорит о том, что мои ученики демонстрируют положительную динамику в речевом развитии, навыков и умений связной устной речи, повышении качественной успеваемости.





Имея достаточно высокий уровень речевой подготовки Мои воспитанники, хорошо усваивают учебный материал, принимают активное участие во всех внутришкольных мероприятиях, в специальных мероприятиях –вечеров сказок, конкурсах на лучший речевой номер, разыгрывании различных импровизаций, театральных мини-сценок, конкурсах чтецов, фестивалях городского уровня «Мы можем всё», «Пусть всегда будет солнце», «Мир памяти, мир сердца, мир души», награждены грамотами, дипломами.

Успешно продолжают обучение в основной школе, так совместно с учителем русского языка мы подготовила ученица Синикину В. к межрегиональной олимпиаде по русскому языку, которая проходила в Новосибирском государственном техническом университете в 2010 году , ей вручен сертификат участника. На протяжении пяти лет Виктория получает губернаторскую премию. Мои любимые ученики уверенно чувствуют себя в обществе слышащих.

Работа выстроенная в в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка, не смотря на особенности, обусловленные сложной структурой дефекта, расширяет его речевые, познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние становления