Главная страница

«Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе»


Скачать 93.32 Kb.
Название «Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе»
Дата 27.02.2016
Размер 93.32 Kb.
Тип Документы



Выступление на родительском собрании в детском саду на тему:
«Формирование психологической готовности у дошкольников

к обучению в школе».
Педагогом – психологом работаю в Шумячской школе и по совместительству в детском саду (два раза в неделю: вторник, среда). В основном занимаюсь с детьми подготовительной группы. Основная цель моей работы – подготовка детей к школе.

Вначале года провожу обследование детей, в ходе которого выясняю насколько развиты у ребенка познавательные процессы, узнаю, что дается ребенку легко, а что с трудом, что ребенок знает, умеет. На основании полученной информации проводятся коррекционно-развивающие занятия в игровой форме в течение года.

В ходе занятий у детей идет развитие познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Его знания, умения, навыки приводятся в организованную систему. Формируется произвольное поведение, а именно ребенок организуется, подчиняется правилу, слушает и выполняет задания.

Работаем мы не только устно, но и выполняем задания с помощью наглядного материала. Выполняем письменные задания в тетрадке в клетку. С помощью простых упражнений развивается зрительный глазомер, мелкая моторика, усидчивость. Занятия также способствуют повышению самооценки, развитию кругозора, пространственной ориентации, уменьшению тревожности перед школой, повышению учебной и школьной мотивации, развитию интереса к умственному труду.

Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день и не неделя требуется для того, чтобы малыш благополучно освоился в школе.

Многие дети быстро адаптируются, а у некоторых возникают трудности. Проблема адаптации сейчас очень актуальна и трудно решаема. Задолго до школы в детском саду всеми специалистами проводятся всевозможные развивающие занятия, оформляются стенды с различной информацией для родителей, проводятся родительские собрания. Весной на базе нашей школы также проводятся занятия на подготовке. Все эти и другие мероприятия направлены на всестороннее развитие ребенка
При поступлении в школу проводится изучение готовности к школе, а также ведется наблюдение за адаптацией первоклассников. Цель наших наблюдений выяснить те причины, которые мешают первокласснику успешно овладевать знаниями. Что за причина. Почему у ребенка, что то не получается. Результаты таких наблюдений обсуждаются на малом педсовете школы и со специалистами детского сада. Таким образом, мы стараемся отследить те трудности, которые встречаются ребенку при поступлении в школу, взять на заметку и постараться их устранить еще до момента поступления в школу.

Так как у нас до школы еще времени предостаточно, расскажу, с чего складываются трудности адаптации, на что следует обратить внимание при подготовке к школе. Хотелось бы думать, что каждый родитель также хочет, чтобы его ребенок был всесторонне подготовлен к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Поэтому самым важным фактором, считается, то как родители относятся к школе и новой роли ребенка – ученик. Семья это надёжный тыл в жизни ребенка. Без родителей, близких людей малыш не сможет многого. По ребенку видно как родители заботятся о нем. Кто приводит ребенка в школу, кто забирает. Опаздывает ли на занятия, вовремя забирают или ребенок подолгу ждет, когда его заберут. Радуется ли ребенок приходу родителей или огорчается. Интересуются школьными успехами, делами ребенка. Как воспринимаются замечания, рекомендации, советы учителя. Выполняются ли домашние задания должным образом. Как выглядит ребенок: ухоженный, опрятный, выспавшийся с хорошим настроением, одет ли по сезону. Какие условия проживания – тепло, есть еда, необходимые предметы обихода, есть отдельная комната или стол для занятий, какой эмоционально-психологический настрой в семье, благополучная семья или нет и многое другое. Успех ребенка во многом зависит от родителей.

Второй фактор – готовность к школе. Что это означает, прежде всего, желание ребенка идти в школу. Готовый к школе ребенок умеет взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролирует своё поведение. У него хорошее умственное развитие. Такой ребенок владеет счетом в пределах десятка, владеет обратным счетом, знает цифры. Решает простые примеры, задачи. Знает соседей числа, какое число больше, какое меньше. Умеет ориентироваться на тетрадном листке, в пространстве: знает лево, право, верх, низ, внутри, снаружи и т.д. знает геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, трехугольник, ромб. Может провести линейкой отрезок, измерять его. Знает основные цвета и оттенки. Знает буквы. У ребенка достаточно хорошо развиты познавательные процессы - внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Хорошо запоминает стихотворения, может зрительно запомнить от 8 до 10 картинок, повторить предложение на слух из 5 и более слов. Ребенок знает времена года, месяцы, дни недели, части суток. Ребенок исключает (четвертый лишний) предмет, обобщает (овощи, фрукты, мебель, обувь, одежда, животные, транспорт, насекомые и т.д.) классифицирует, решает логические задачи. Может назвать признаки предмета, найти отличия. Речь внятная, выговаривает все звуки. Если нет, …тесно сотрудничать с логопедом. Ежедневно разукрашивать, лепить, перебирать, одним словом развивать мелкую моторику. Развиваем руку развиваем речь ребенка. Также первоклассник может составить небольшой рассказ по картинке, выделить главное, пересказать прочитанный ему рассказ. Мелкая моторика развита достаточно хорошо (правильно держит ручка, ребенок видит строчку, цифры или буквы равномерные, не жалуется, что рука устала…). Копирует, пишет графические диктанты. Штриховка в одном направлении, за контур не выходит. Задания выполняет аккуратно, заботится о качестве. За темпом урока успевает. Неравнодушен к замечаниям, старается исправиться, не раздражается и не плачет если, что – то не получается. Домашние и классные задания выполняет одинаково хорошо. На вопросы учителя почти всегда отвечает правильно. Умеет работать самостоятельно, увлеченно. Работоспособность на протяжении всех уроков не снижается.

Дома с удовольствием выполняет домашние задания, читает. Любит интересные, сложные задания.

Ребенок физически развит, достаточно выносливый. Занятия практически не пропускает. У него нет нервных тиков, не заикается, ногти не грызет, на занятиях не боится отвечать на вопросы, уроки не срывает и не мешает остальным детям заниматься, не требует к себе постоянного внимания. С учителем держит дистанцию. На уроках занимается делом, а не играет с любимыми игрушками или школьными принадлежностями. После перемены быстро включается в работу, перестраивается с одной деятельности на другую. Основные понятия и навыки сформированы.

Следует заметить, что те первоклассники которые до школы посещали детский сад более уверено чувствуют себя в школе, умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Намного лучше адаптируются к школьным условиям.

Наблюдения за первоклассниками высвечивают причины школьной дезадаптации.

  • Плохо проходит адаптация у детей с негативным отношением к школе (если у ребенка был образец отрицательного отношения к школе братьев или сестер), когда родители пугают школой, учителем;

  • Тогда, когда ребенок приходит в школу не подготовленным;

  • Причиной могут стать низкие способности ребенка;

  • индивидуальные особенности;

  • педагогическая запущенность (просто до школы с ребенком никто не занимался);

  • Частой причиной дезадаптации является гиперактивность (это когда ребенок не контролирует свое поведение и может позволить на уроке нарушать принятые нормы и правила);

  • Причиной может быть неблагоприятная семейная обстановка; пьющие родители или родители наркоманы.

  • неправильные методы воспитания; Мама требует ….

  • неправильная организация режима дня ребенка; Спать ложиться в

  • а также последствия осложнений при беременности и родах матери.

  • Медленнее проходит адаптация у соматически ослабленных, с задержкой физического развития и нарушениями в развитии.

  • Также причиной может быть неправильная организация учебного процесса или негативное отношение учителя к ученику.

Поэтому всем нам сообща следует продолжить работу по подготовке к школе и помочь детям преодолевать трудности адаптационного периода, оказывать детям поддержку, обеспечить ребенку достойные условия проживания и обучения.

Психологическая готовность ребенка к школе
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей. Практический опыт и обследования детей показывают, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми. Поэтому в нашей школе уже стало традицией весной, задолго до школы, проводить подготовительные занятия. Конечно, основная нагрузка по подготовке ложится на родителей.

Сегодня мы рассмотрим на что следует обратить внимание.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

  • Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу.

  • У ребенка должна быть сформирована социальная позиция школьника: он умеет взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

  • Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

  • И, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Успешность обучения в школе во многом зависит, насколько хорошо развиты у ребенка познавательные процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

На развитие внимания обычно используют всевозможные задания, которые требуют, чтобы ребенок выполнял не отвлекаясь, например: найти различия в картинках, найти, что не дорисовано, проследить переплетенные линии, лабиринты. Дорисовать рисунок. Рисунки по точкам. Раскрасить картинки по номерам. Графические диктанты. Копирование образцов. При просматривании печатных строчек букв или значков, зачеркивать заданную букву или знак. Выполнение инструкций взрослого в тетрадке. Игры: «Слепая муха», «Что изменилось» и др.

Приучите ребенка доводить начатое дело до конца. Для этого ставьте перед ним посильные задачи. Если всю работу нельзя выполнить за один раз, сразу же оговаривайте с ребенком, что вы сделаете только часть работы, а остальное – в следующий раз. Чтобы появился результат, внимание необходимо тренировать не менее месяца. Важно внимательно выслушивать ребенка до конца. Если он что – то выполнял в тетрадке, то заострить его внимание на той цифре, значке или картинке, который получился лучше всего. И конечно хвалить и подбадривать.

Память – в школе большая часть информации поступает ребенку в основном по двум каналам: зрительному и слуховому. Если у ребенка лучше развита зрительная память, значит, ему будет легче запоминать материал в виде картинок, схем, наглядных пособий. Если слуховая – то ему необходимо проговаривать, читать вслух. Развивать нужно и зрительную и слуховую. Память бывает произвольная, непроизвольная, эмоциональная, механическая и т.д. хорошо запоминается знакомый материал, тот который интерес ему и тот который, вызывает много эмоций. Память тесно связана с мышлением. Без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здоровья ребенка. Вот почему так важно в развитии памяти ориентироваться на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

Например: повторение слов (норма 4-5 слов с первого раза, с третьего раза 10 слов). Запоминание предметов с помощью цветных картинок, предметов, связанных по смыслу слов, например: школа – парта, ромашка – луг, звезда – небо, собака – поводок и т.д.

Читайте сказки, рассказы, пусть ребенок пересказывает содержание. С первого раза не получилось, прочитайте еще, задайте вопросы.

Не пугайте ребенка школой, учителем. Не обсуждайте учителей при ребенке. Если произошла конфликтная ситуация в школе, то выясните все, как было. Не горячитесь.

Где-то в конце июня уже начните заниматься режимом дня будущего первоклассника. К распорядку приучают постепенно и настойчиво. Ложиться спать придется пораньше, что бы ребенку было легко просыпаться. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть т. д).

Памятка – советы родителям

о подготовке ребенка к школе.


  • О чтении до школы. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно с призвуками (мэ) – вместо (м), (эн) – вместо (н ) и т.д.




  • О развитии речи. Разговаривать с ребенком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь с ребенком своими впечатлениями о музыке, о людях, о природе – обо всем, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом, становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же. Всем родителям необходимо своевременно проконсультировать ребенка у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи.




  • О письме. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.




  • О математике. Что должны знать и уметь дети до школы:

1. прямой и обратный счет до 10, количественный (сколько)

и порядковый (который) счет;

2. предыдущие и последующие числа в пределах десятка;

3.составлять числа первого десятка.

4. разделить предмет на 2-4 равные части;

5. измерять высоту, длину, ширину при помощи палочки или

веревочки, сравнивать предметы;

6. изображать треугольник, четырехугольник, квадрат, круг, овал.