Главная страница

Классный час «Духовное и нравственное воспитание»


Скачать 65.36 Kb.
Название Классный час «Духовное и нравственное воспитание»
Липина Светлана Владимировна
Дата 05.03.2016
Размер 65.36 Kb.
Тип Классный час

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Кафедра педагогики и психологии развития личности

Классный час

Духовность и нравственность

Выполнила Липина Светлана Владимировна,

учитель математики МОУ СОШ №106

Советского района г. Волгограда

Волгоград 2012

Классный час

«Духовное и нравственное воспитание».

Форма проведения: круглый стол

Цель:

  • выяснить в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

  • проанализировать различные поступки персонажей, составить сравнительную таблицу.

Ход мероприятия.

Классный руководитель.

Предлагает обучающимся прочитать эпиграф занятия.

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек. (В.Г.Белинский)

Послушайте притчу «На площади судили...» (притча) Валерия Алалыкина
На площади судили 
Двух мужчин порочных.
Один оклеветал жену.
Другой украл из церкви крест.
Но не было решений правомочных – 
Никто не признавал свой грех.

 

Тут странник подошёл с пустой сумою
И вымолвил, узрев заблудший след:
«Я не могу играть ничьей судьбою.
Я самому Всевышнему священный дал обет.

 

Но если кто-то лжец, 
Пусть у того язык отсохнет!
У вора пусть отсохнут руки!»
Сказал и скрылся, как от муки…
А на утро…
Один немым вдруг стал!
Другой – безруким!
Понятно, что в понятиях «нравственный» и «нравственность» речь идет о внешних проявлениях человека, то есть о его поведении, то с понятием «духовность» дело обстоит сложнее.

Для наглядности и удобства рассуждений введём несколько типичных персонажей.

Представьте себе двух людей, схожих по внешним проявлениям поведения. Оба имеют хорошую репутацию, оба не замечены в дурном поведении, оба слывут как положительные люди. Мало того, оба не только не замечены (и не замешаны) в дурном, что известны своими добродетелями (благотворительностью, заботой, включённостью в других).

Вопрос: Можно ли обоих персонажей характеризовать как людей моральных, нравственных?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Классный руководитель.

Однако между ними имеются принципиальные различия. И различия эти касаются, в первую очередь, помыслов этих людей.

Персонаж 1.

Он не поступает дурно и занимается благотворительность только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным - естественное, каждодневное, привычное состояние. Ему и в голову не приходит, что можно вести себя иначе. У него в мыслях не возникает иной модели поведения. Его помыслы чисты, а поведение нравственно.

Персонаж 2.

При всей его внешней положительности он совершает добрые дела из корыстных побуждений – чтобы его, к примеру, избрали депутатом. Его помыслы корыстны и расчётливы, хотя поведение нравственно.

Внешне оба персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в головах? Кто же туда «заглянет»? А сами они уже точно не признаются: первый – по своей скромности, второй – по расчётливости. Кто же вам признается в собственной корысти!

Обучающиеся обмениваются мнениями.

Классный руководитель.

Подведём итог. Нравственность человека определяется внешними проявлениями его поведения, а не чистотой его помыслов. А внешними признаками наши герои-то и практически не отличаются. Различия будут сводиться лишь к тому, что второй будет всё время доволен своей положительностью, а первый – недоволен своим несовершенством. А самодовольство, как известно, всегда снаружи и его трудно скрыть. И это, пожалуй, единственное внешнее различие при внутренней противоположности.

Классный руководитель.

Рассмотрим ещё трёх персонажей.

На этот раз речь пойдет о людях безнравственных, аморальных. Допустим, что герои 3, 4, 5 совершили одинаково безнравственные поступки, а может, даже и преступления. С позиции права одинаковые проступки требуют одинакового наказания, но … вся трудность в том, что у одинаковых преступлений бывают разные мотивы. А вот мотивы как раз и «руководят» поведением. Помыслы-то первичны по отношению к поступкам.

Итак, наши персонажи совершили проступки. Например, украли.

Сравним помыслы (с позиции юриста) одинаково безнравственных людей.

Персонаж 3

украл потому, что не удержался от соблазна или по причине жизненной нужды. При этом он всячески страдает и мучается содеянным. Его гложет совесть, и покаянные мысли одолевают всё его естество. Он честно ищет пути исправления своей глупости, не уклоняясь от ответственности за содеянное. Его помыслы устремлены к покаянию за безнравственное поведение.

Персонаж 4

Мог удержаться от воровства, но … не захотел. Он осознаёт всю мерзость своего поведения, но начало «новой» жизни откладывает на завтра, а ещё лучше до понедельника. И откладывает-то он, по собственной воле, а не по причине безволия. Может быть, он не успел за один раз унести то, что «плохо» лежало. Одним словом, он мог удержаться от безнравственного поступка, но не захотел. В помыслах он осознаёт безнравственность своего поведения ( и это плюс), но не спешит его изменить (и это минус). Опять-таки, помыслы его нам «не видны», поэтому его поведение мало отличается от поведения третьего персонажа.

Персонаж 5

«Воровал! Ворую! И буду воровать!» - твердит тот. Ему доставляет удовольствие доставлять другим неприятности. Он совершает грех намеренно, а не по недомыслию, безволию или глупости. Его поступки безнравственны, а помыслы грязны.

Вот такие крайности мы предложили вам для анализа.

Обучающиеся обсуждают персонажей и дают им характеристику.

Классный руководитель.

Предлагаю сравнить составленные вами таблицы с авторской

Расположим характеристики всех персонажей в единой сводной таблице и сравним.



Персонаж 1

Персонаж 2

Персонаж 3

Персонаж 4

Персонаж 5

Поведение

+нравствен-

ное

+нравствен-

ное


– безнрав-

ственное

– безнрав-

ственное

– безнрав-

ственное

Помыслы

+ чисты

– корыстны

+ покаян-

ные

+осознёт

– безнрав-

ственность,

но не спешит

измениться

– грязные


Задание.

Соотнесите характеристики с персонажами.


I «Случайно сорвавшийся, но кающийся»

Персонаж 1

II «Ещё чуток погрешим» (Александр Галич)

Персонаж 2

III «Хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии)

Персонаж 3

IV «Тихий праведник»

Персонаж 4

V «Правильный и самодовольный гордец»

Персонаж 5


Вопросы:

1. Какие два персонажа наиболее интересно сравнить?

2. Какой из них вам симпатичнее? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Классный руководитель.

На мой взгляд, наиболее интересно сравнить нравственный персонаж 2 и безнравственный 3.

Мне симпатичнее третий. Он – кающийся и духовно возрастающий человек, хотя и сорвавшийся. А вот второй – духовный «тормоз» и гордец, пребывающий в прелести и самообмане. Помыслы третьего чище и достойнее, чем второго. Он совестливее и чище.

Вывод.

Нравственность определяется качеством поведения человека,

Духовность – качеством помыслов. При этом существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это воспитание помыслов, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически – духовное определяет нравственное.

Заключение.

Классный руководитель:

« Вся нравственность человека заключается в его намерениях».

(Жан Жак Руссо