Главная страница

Картотека народных игр


Скачать 467.21 Kb.
Название Картотека народных игр
страница 10/10
Дата 13.03.2016
Размер 467.21 Kb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Аленький цветочек.





Аленький цветочек,

словно огонечек


дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Алена ты


названный ребенок поворачивается спиной в круг


Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!


все дети поворачиваются лицом в круг



Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:


Подарки



Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в

центре. Играющие идут по кругу и говорят:
Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет
С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу

называет, какой из перечисленных подарков он хочет

получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу –

пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу

выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Жаворонок



В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве:

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год!

А.Береснев
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.

По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.

«Как на нашем на лугу»



Как на нашем на лугу

Пляшет Олечка в кругу,

А мы песенку поем

и в ладоши громко бьем.

Оля, Оля веселей!

Своих ножек не жалей

Поклониться не забудь,

выбирай кого-нибудь.

Как на нашем на лугу

Заплясали все в кругу.

мы все пляшем и поем

и в ладоши громко бьем.
Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключении поется 2 куплет. Пляшут все дети.

«Бабушкин двор»

Лады, лады, ладушки, приехали мы к бабушке.
К нашей милой бабушке,
Бабушке - Забавушке, ехали \3 раза\ ребятушки,


милые \3 раза\ внучатушки.


(Дети идут по кругу).

У меня есть петушок, ярко-красный гребешок.
Красная бородка, важная походка.
Красная \3 раза\ бородка, важная \3 раза\ походка.



(Дети идут, высоко поднимая ноги. Корпус держат прямо, голова поднята. Руки отведены назад. Во время движения дети активно "машут крыльями", поднимая и опуская руки).

Есть козленок озорной, вот затряс он бородой.
Деток он пугает, рожками бодает.
Деток он \3 раза\ пугает,
рожками \3раза\ бодает.



(Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки).


Есть и кошка Мурка, славная кошурка.
(Дети идут мягким "пружинным" шагом).
Ходит вслед за бабкой, моет морду лапкой.
Ходит \5 раз\ вслед за бабкой,
моет \5раз\ морду лапкой.



(Дети показывают жестами, как умывается кошка).

Цок, цок, цок, цок, цок цок
есть лошадка — серый бок.
Вихрем скачет по двору, приглашает всех в игру!
Вихрем скачет \3 раза\ по двору,
приглашает \3 раза\всех в игру!



(Дети сгибают в локтях руки с "уздечкой", то, прижимая их к груди, то, вытягивая перед собой).

Лады, лады, ладушки, вот сколько всех у бабушки



«Горошина»



Дети стоят по кругу,  «петушок» в кругу.


По дороге Петя шел


(петушок проходит около детей, высоко  поднимая колени, размахивая руками)


Он горошину нашел,


(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)


А горошина упала

Покатилась  и пропала


(петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)


Ох, ох, ох, ох!

Где - то  вырастет горох?


(все дети медленно присаживаются, горошина встает , поднимая руки вверх – выросла)


«Где был, Иванушка?»


Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет. (Выходит и заводит хоровод.)

«Вокруг домика хожу»



Дети стоят в кругу, ведущий ходит по кругу и произносит слова:


Вокруг дерева хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.


Подходит сзади ребёнок, тихонько стучит по спине. Между ними происходит диалог:


- Кто там?

- Это я… (имя)

_Что угодно?

-Давай побегаем!


Дети встают спиной друг к другу и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит, занимает место. Второй становится ведущим.



«Круг»



Маша садится посреди луга. Вокруг него водят хоровод, припевая:
«Сиди, сиди, Маша, в ракитовом кусту

Грызи, грызи, Маша, спелые орехи.

Лови, лови, маша, кого тебе надо!»
Маша бросается за кем-либо. Пойманный становится в круг и игра продолжается.

«Овёс»



Все становятся в круг и поют:


«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…


Показывают движения рук вот так…


Потом отдыхал вот так…


Становятся сложив руки – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:


- Овёс, овёс, давай бог, чтобы ты рос!

- Кто хочет знать, как жнут овёс?

- Отец мой жинал его так (показывает)


После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит его соседа).




«Грушка»



Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:
Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

«Огородник и воробей»



Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:
Воробей маленький. 
Серенький, удаленький, 
По двору шныряет, 
Крошки собирает; 
В огороде ночует, 
Ягоды ворует.
Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют:
Уж век воробышку не лётывать, 
В огороде ягод не клёвывать, 
На дубовой тычинке не сиживать. 
А ты, воробышек, садись на лужочек, 
А ты, серенький, садись во кружочек. 
Не пора ли тебе встать и полетать, 
В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и в награду отдают все орехи.
«Дедушка Водяной»



Дедушка Водяной 
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.



(В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются .Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова)





Вариант для девочки:



Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.


 «Веселись детвора»



Поиграть пришла пора!
Как мяукает кисонька?
– Поочерёдное выдвижение рук вперёд.
Мяу, мяу, мяу.

А как лает Жученька? – Хватательные движения
Гав, гав, гав.

Как мычит коровушка? – "Рога" Руки к голове, наклоны вперёд.
Му, му, му.

А как свинка хрюкает? – к носу указательным пальцем
Хрю, хрю, хрю.

Веселись детвора 
Продолжается игра
– Водим хоровод

Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцы развести
Ква, ква, ква.


Как утята крякают? – Руки согнутые в локтях "клювики"
Кря, кря, кря.


Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками
Чик-чирик.


По дорожкам прыгают – Прыжки на месте
Прыг, прыг, прыг.

Веселись детвора
Завершается игра
Остановиться.  

«Иголка, нитка и узелок»



Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

 

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Каблучок»


За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

идём по кругу хороводным шагом.


А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.


За руки друзе берём, вместе хоровод ведём


ведём хоровод



Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей


подпрыгиваем на месте.



А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.


Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей


подпрыгиваем на месте.



Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

выполняем движение

«фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки


А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок



поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.


Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки


И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

ведём хоровод




1   2   3   4   5   6   7   8   9   10