|
Как помочь первокласснику учиться? Цель
Как помочь первокласснику учиться?
Цель: акцентировать внимание родителей на возможных трудностях адаптации первоклассника к учебной деятельности; дать рекомендации по вопросам повышения адаптивных возможностей первоклассников.
Оборудование: раздаточный материал «Вопросы и ответы», «Важная информация для родителей».
Форма проведения: Работа с родителями проходит в кругу. Такая форма расположения участников позволяет создать непринуждённую обстановку, нежели обычная расстановка мебели и создаёт атмосферу доверия (т.к. каждый участник занимает равную позицию по отношению к остальным).
Этапы родительского собрания
1.Вступительное слово завуча, которое касается особенностей программы, обучения, представления родителям узких специалистов - логопеда, психолога.
2.Выступление классного руководителя. Он знакомит родителей со своими особенностями преподавания, обязательно говорит о своих первых впечатлениях о классе, создаёт атмосферу поддержки родителей и даёт понять, что готов на сотрудничество.
3.Логопед знакомит родителей с возможностями и особенностями логопедической диагностики и спецификой работы логопеда с первоклассниками.
4.Педагог-психолог раздаёт родителям индивидуальные результаты диагностики (примерные варианты - два первых варианта дети, готовые к школьному обучению, третья - характеристика ребёнка, нуждающегося в коррекционной работе).
Результаты диагностики
(информация для родителей)
А. Мальчик.
Уровень развития обучаемости высокий. Это говорит о том, что ребёнок может осваивать учебный материал достаточно успешно. Ребёнок может выполнять учебные задания быстро. Ребёнок может выполнять различные задания взрослого без постоянного контроля (в пределах возрастной нормы). Хорошо работает по образцу (это очень важно для обучения письму). Может проанализировать задание, найти ошибки, указать на недочёты. Умеет принимать помощь взрослого, может сделать заключение о проделанной работе.
Уровень развития зрительной памяти выше уровня развития слуховой (и слуховая, и зрительная память развиты в пределах возрастной нормы).
Рекомендации:
- учить проговаривать свои действия и давать заключение о проделанной работе;
- при выполнении заданий, организующей помощи «обращаться» к зрительной памяти (вспомни, что ты видел, как это было нарисовано и т.п.);
- при обучении использовать таблицы, схемы и т.д.;
- тренировать слуховую память.
В. Девочка.
Уровень развития обучаемости высокий. Это говорит о том, что ребёнок может осваивать учебный материал достаточно успешно. Ребёнок может выполнять учебные задания быстро. Девочка способна выполнять различные задания взрослого без постоянного контроля (в пределах возрастной нормы). Хорошо работает по образцу (это очень важно при обучении письму). Может проанализировать задание, найти ошибки, указать на недочёты. Умеет принимать помощь взрослого, может сделать заключение о проделанной работе.
Уровень развития памяти высокий.
Рекомендации:
- учить проговаривать свои действия и давать заключение о проделанной работе;
- при выполнении заданий, организующей помощи «обращаться» к зрительной памяти (вспомни, что ты видела, как это было нарисовано и т.п.) и к слуховой (вспомни, о чём мы говорили, что ты слышала).
С. Мальчик.
Уровень развития обучаемости в пределах возрастной нормы. Скорость работы достаточно высокая при условии, что рядом есть взрослый. Умеет принимать помощь взрослого, может сделать заключение о проделанной работе. Но при этом постоянно нуждается во внешней стимуляции со стороны взрослого, работать самостоятельно практически не может (затрудняется, нужен постоянный контроль и опека со стороны взрослого). Работоспособность пока на недостаточном уровне (быстро истощается, устаёт).
Рекомендации:
- как можно строже соблюдать режим дня;
- давать возможность выходу энергии вне школы (занятия спортом, активные игры на свежем воздухе);
- как можно больше обеспечить телесный контакт с родителями (массаж, добрые объятия, ласковые прикосновения);
- следить за выполнением заданий, учить работать самостоятельно (сначала по алгоритму, затем без контроля взрослого);
- проводить с ребёнком беседы на темы значимости образования и обучения, всячески поддерживать любое стремление к учению;
- необходимы коррекционные занятия по развитию произвольности, внимания и памяти;
- желательна консультация невролога;
- приглашаю на индивидуальную консультацию.
Педагог-психолог: С начала учебного года мы не только обучаем детей, но и отслеживаем их особенности, стремимся помочь каждому. Мы провели диагностику и выявили следующие результаты. Все дети готовы к школьному обучению. У всех детей хороший уровень обучаемости, т.е. каждый ребёнок способен воспринимать информацию, принимать помощь взрослого, работать достаточно быстро. У всех детей память развита в пределах возрастной нормы. Результаты у вас на руках.
Какие есть вопросы? (Здесь следует остановиться на вопросах родителей и либо ответить сразу, если это корректно, либо дать возможность родителям обратиться с вопросами после собрания.)
Есть дети, для которых проводятся индивидуальные занятия. Эти занятия будут проводиться весь первый триместр. Если будет необходимость продолжить занятия, будем продолжать их вести в дальнейшем.
На сегодняшний момент очень важно, чтобы ребёнок хорошо адаптировался к школьной обстановке. Что же такое адаптация? Для того чтобы лучше ощутить это понятие, предлагаю выполнить небольшое упражнение.
Упражнение «На пляже»
Сядьте, пожалуйста, удобно, расправьте плечи. Руки положите на колени. Ноги спокойно и уверенно стоят на полу. Делаем глубокий вдох - выдох, закрываем глаза, вдох - выдох, вдох - выдох.
Мы сейчас обратим свою память в недавнее прошлое. Представьте себе тёплый летний день: вы на пляже.
a. Вы лежите на песке, вам очень хорошо, комфортно. Вы чувствуете песок, солнышко ласкает тело. Вам просто замечательно. Запомните это ощущение.
b. Проходит некоторое время, и вам становится жарко. Вам хочется в воду, но пока ещё время не пришло, вам немного лень, и желание ещё не такое сильное. Проходит ещё время, и нестерпимо хочется в воду. Запомните это ощущение.
c. Как вы входите в воду? Кто-то с разбега прыгает, кто-то входит медленно и осторожно. Первые доли секунды в воде... Что вы чувствуете? Какие у вас ощущения? Слегка прохладно, а может, и холодно. Кожа на миг как бы твердеет, напрягается. В какие-то доли секунды, может быть, хочется вернуться на солнышко. Но мы j решаем остаться. Запомните это ощущение.
d. Постепенно ощущение дискомфорта проходит, и мы остаёмся в воде и наслаждаемся её прохладой. Когда нам станет дискомфортно в воде, мы выйдем из неё, а пока мы останемся и будем наслаждаться. Запомните это ощущение. А теперь постепенно, на счет «три», возвращаемся в класс. Раз - два - три.
Педагог-психолог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь представлена таблица, в которой заполнена только 1 колонка, остальное заполняется по ходу работы.
Пляж Школа
Лежу на песке Детский сад
Стало жарко Май-август
Вхожу в воду Первые дни в 1 классе
Привыкание Первые 2 месяца в 1 классе
Остаёмся в воде Второе полугодие
Какому моменту жизни ребенка соответствует картинка нашего упражнения «лежу на песке»? (Ответ родителей: «ребенок в детском саду»)
Следующая картинка «стало жарко»? (Возможные ответы родителей: «конец пребывания в детском саду», май перед школой» и пр.)
Картинка «Вхожу в воду» (Ответ родителей: «первые дни е школе»).
Картинка «привыкание» (Возможные ответы родителей: «первый месяц», «две недели», «первые три месяца»). У нас разные ответы, почему? Верно, дети разные, каждый привыкает по своему и разным детям нужно разное время.
Картинка «остаемся в воде» (Ответ родителей: «второе полугодие»).
Вопрос родителям: Какие трудности могут встретиться первокласснику на этом пути? Как можно помочь ребёнку преодолеть эти трудности?
Схема работы: родители совместно с присутствующими педагогами высказывают предположения, психолог выносит их на доску - происходит обсуждение (первое слово - родителям, затем высказываются педагоги).
Возможные ответы:
• новые учителя (обсуждать с ребёнком особенности и требования каждого нового педагога в позитивном ключе; помогать собирать портфель и выполнять домашние задания и т.д.);
•новые требования статуса (уважительно отзываться о том, что ребёнок уже ученик, но при этом не возлагать слишком много ответственности в связи со статусом);
•новое отношение родителей (нельзя сразу возлагать на плечи ребёнка всю ответственность за учение; не стоит ожидать, что ребёнок сразу же повзрослеет и будет серьёзным, ответственным, исполнительным и т.д.).
Педагог-психолог: Сегодня мы собрались, чтобы обсудить, как же помочь нашим детям адаптироваться к школьной жизни. Предлагаем следующую форму работы. Мы разделимся на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает вопрос и высказывает свой ответ, своё мнение. Затем мы обсуждаем; возможно, примем ваш ответ, а может, внесём свои коррективы (целесообразно вопросы вынести на доску, экран). Начинаем.
Схема работы: взял вопрос, выскажи своё мнение, вы слушай мнение окружающих. Психолог комментирует высказывания родителей.
Вопросы для обсуждения:
1.Ребёнок уже достаточно взрослый и не нуждается в соблю-дении режима дня (по крайней мере, уже нет необходимости соблюдать строго).
2.Самое главное - спросить у ребёнка, как у него прошёл день, как он себя чувствует, нежели о том, какие отметки он получил.
3.Если ребёнок плохо и грязно написал в тетради, следует заставить его переписать заново.
4.Лучший отдых после школы - телевизор или компьютерные игры. Это развивает ребёнка и даёт возможность взрослым заняться своими делами.
5.Если ребёнок с чем-то не справляется, что-то не усваивает, необходимо срочно нанимать репетиторов.
6. Для нормального самочувствия ребёнка надо как можно чаще обнимать, ласково с ним говорить и всячески показывать ему свою любовь.
7.Бывает так, что ребёнок говорит: «Ты ничего не понимаешь, объясняешь неправильно. Вот учительница сказала делать то-то и так-то». Как к этому относиться?
Педагог-психолог: Посмотрите, как здорово у нас получилось! Оказывается, каждый из нас имеет своё мнение, но мы смогли выслушать разные варианты решения возможных трудностей. Кстати, кто-то из философов заметил, что если ты имеешь предположение, как можно справиться с той или иной трудностью, значит, это уже не проблема, а следующая ступенька твоей жизни. Я желаю каждому из вас идти по ступенькам со своими детьми и радоваться успехам вместе. Если у вас возникли вопросы, мы готовы на них ответить.
В нашей работе мы всегда опираемся на труды известных, авторитетных специалистов. Сегодня мы предлагаем Вам рекомендации известного психиатра, доктора Захарова (каждому родителю выдается памятка. Одновременно её демонстрируют на экране и зачитывают)
Важная информация для родителей
1.Пожелайте ребёнку в начале дня доброго утра, а в конце дня - спокойной ночи. Помните, что в первые 30 минут после сна и последние 30 минут до сна в доме должна царить атмосфера спокойствия, любви и ласки. Это залог сохранения крепкой нервной системы у вас и у вашего ребёнка.
2.Для нормального самочувствия ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день. Не забывайте ласково обнимать своего ребёнка, сколько бы лет ему ни было.
3.Медленно, методично и последовательно учите ребёнка самоорганизовываться: собирать портфель, следить за своим внешним видом, выполнять несложные домашние поручения.
4.Не ругайте ребёнка за школьные «неуспехи». Лучше вместе с ребёнком, с учителем подумайте, как помочь малышу в данной ситуации. Помните, не ошибается тот, кто ничего не делает.
Хвалите ребёнка за малейшие успехи, искренне радуйтесь вместе с ним малейшим достижениям!
Педагог-психолог: Для того чтобы продуктивно строить работу с родителями, мы всегда проводим небольшое анкетирование. Оцените, пожалуйста, ваше отношение к нашей встрече по предложенным критериям. (Родителям раздаются анкеты, которые впоследствии обрабатываются. Результаты важны при подготовке последующих встреч с родителями.)
Анкета
Отметьте, пожалуйста, Ваше отношение к нашему родительскому собранию:
• полезное; я получил(а) важную для меня информацию;
• было интересно, такая форма проведения встречи мне понравилась;
• информация полезная, но было бы лучше, если б нам просто прочитали лекцию «Особенности адаптации ребенка»;
• время потрачено зря.
Педагог-психолог: Большое спасибо всем!
Литература
1. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007.
2. Венгер, Л.А., Мухина, B.C. Психология: учебное пособие для учащихся пед.уч-щ по спец 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1988.
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - Издание 4-е, стереотипное. - М: ЧеРо, Сфера, 2005.
4.Добсон, Дж. Непослушный ребёнок. Пер. с англ.: практическое руководство для родителей - «Пенаты», изд-во «Т-ОКО», 1992.
5.Захаров, А.И. Что снится нашим детям. - СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство ACT», 1997.
б.Кемпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. - М: Знание, 1992.
7. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение, 1996.
|
|
|