Главная страница

Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Из опыта работы педагога мбдоу №31 г. Армавира Краснодарского края Благодаровой Татьяны Александровны


Скачать 62.29 Kb.
Название Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Из опыта работы педагога мбдоу №31 г. Армавира Краснодарского края Благодаровой Татьяны Александровны
Дата 18.03.2016
Размер 62.29 Kb.
Тип Документы

Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.
Из опыта работы педагога МБДОУ № 31 г. Армавира Краснодарского края

Благодаровой Татьяны Александровны.
Ребенка окружает множество звуков: музыка, шелест ветра, журчание воды… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Уже на 3-4 году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это как правило сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппаратов. Все эти компоненты часто не достигают нужного уровня развития. Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос их на старший возраст не дает результата. Предлагаемые конспекты занятий помогут воспитателям развивать произносительную систему речи дошкольника. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Занятие для младшего возраста.
Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание и дыхание.

Материал: на каждого по бабочке из бумаги,укрепленной на нитке.
Ход занятия.
Игра «Большие и маленькие машины». Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины. Они встают друг напротив друга.

– Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат Ш-Ш-Ш, они бибикают БЫП-БЫП-БЫП / дети повторяют звукосочетание 2-3 раза/. Маленькие машины едут тихо, колеса шуршат тихо ш-ш-ш.

Они бибикают БИП-БИП-БИП /дети повторяют звукосочетание 2-3- раза/. По сигналу «Поехали большие машины», дети имитируют движения рук на руле и бибикают / 1 –я команда/.

Затем по сигналу поехали маленькие машины / 2-я команда/.

Игра повторяется 2-3 раза, затем дети меняются ролями. Упражнение «Подуй на бабочку».

Дети подносят ко рту бабочку, произносят ФУ-У-У - дуют на неё. Упражнение с небольшими паузами повторяется 5-6 раз.

Занятие для среднего возраста.

Тема: «Звук У».
Цель: 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У».

2. Учить детей внимательно слушать стихотворения, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.

3. Способствовать четкому и правильному произношению звука «У» в словах и фразовой речи.

4. Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.

5. Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь.

6. Развивать произвольную память.

7. Учить детей произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Оборудование: игрушки – утка, петух, курица, воздушный шарик.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. – Ребята, что вы говорите врачу, когда он осматривает вам горло? (а-а-а).

- Как гогочет гусь? (га-га-га).

- Как квакает лягушка? (ква-ква-ква).

- Как лает собачка? (ав-ав-ав).
2. – У меня в руках что? /воздушный шарик/. Я сейчас буду подходит к каждому, а вы будете дуть на шарик /губы надо обязательно вытягивать дудочкой/. Молодцы! У всех хорошо получилось!
3. Давайте с вами рассмотрим картинку . Назовите, что вы видите на ней.

- А как гудит паровоз? /у-у-у/. А теперь давайте назовем всех, кто нарисован на картинке. Повторяйте за мной так, как я вам скажу:

ГУУУСЬ, КУУУРИЦА, ПЕТУУУХ, УУУТКА.

-Давайте возьмём любой цветной карандаш и проведём линию по дорожке между рельсами; как только карандаш останавливается перед птицей, мы гудим «У-У-У».
4. Физ. минутка

Игра «Поезд».

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Воспитатель заранее ставит в разных местах дороги, там, где проедет поезд, игрушки. Перед тем как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные; проехав их, поезд перестает гудеть.
5. – Вот мы с вами опять вернулись в д/с. Отгадывать загодки любите? Попробуйте отгадать мои (можно это делать на коврике):

- На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять. /улитка/

Произнесем все вместе УУУУлитка.

- Удивительный ребёнок!

Только вышел из пеленок-

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. /утенок/

Все вместе УУУтёнок.

6. Посмотрите внимательно на картинку, где изображен слон и внимательно послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Слон.

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!».

- Как называется стихотворение?

- Что дали слону?

- Что он сделал?

- Что сказал слон?

- А давайте вместе выучим это стихотворение и расскажем.
7. Игра «Подскажи словечко» (все ответы на вопросы нужно давать строчками из стихотворения).

Гладко, плавно лился стих.

Вдруг, споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

«Слова не хватает».

- А сейчас ребята, я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить, сказав последнее слово.

* Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический …………….. /утюг/.

* Пусть крыша течет и сломалась калитка,

Свой дом ни за что не покинет ………………./улитка/.

- Умницы!
8. Рассмотрите картинки и назовите предметы, выделяя звук «У» /гудеть/: СТУУУЛ, ЖУУУК, ЛУУУК.
9. Итог:

- Вспомните, как гудит паровоз?

- А теперь повторите за мной все слова, которые мы произносили со звуком «У»: ГУУУСЬ, КУУУРИЦА, ПЕТУУУХ, ТУУУФЕЛЬКА, СТУУУЛ, ЖУУУК, ЛУУУК.
Занятие для старшего возраста.
Программное содержание:

-учить детей на слух различать твердые и мягкие согласные звуки; - учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь»; - воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух.
Демонстрационный материал: фланелеграф, предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросёнок, синица, лось; большой кружок синего цвета и маленький кружок зелёного цвета на фланели, фишки-игрушки.


Ход занятия.
1. Игра «НАСОС» /в кругу/. Воспитатель предлагает детям сделать круг – мяч. Воспитатель: «Вот какой у нас мяч, но он сдулся – ш-ш-ш /воспитатель и дети подбегают к середине круга/. Давайте его надуем большим насосом – с-с-с /дети отходят назад, имитируя, что надувают мяч насосом/. Мы так сильно накачали мяч насосом, что он лопнул – ш-ш-ш /дети произносят звук «ш» и подходят к середине круга/. Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом – сь-сь-сь /дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук «сь», делают круг/». Игра повторяется 2-3 раза. 2. Упражнение на различение звуков «с»-«сь», интонационное выделение этих звуков в словах. Воспитатель выставляет на фланелеграфе вверху слева большой синий кружок, внизу слева – маленький зелёный кружок; в середине – предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросёнок, синица, лось. К доске вызывают детей по одному. Ребёнок называет предмет по желанию, затем с помощью воспитателя слово с интонационным выделением звука «с» или «сь». Если в слове есть звук «с», то картинка ставится после большого синего кружка; если в слове есть звук «сь», то картинка ставится после маленького зелёного кружка.

Затем один ребёнок называет все слова со звуком «с», а другой ребёнок все слова со звуком «сь».

Воспитатель: «Звуки «с» и «сь» - братцы. Звук «с» - большой братец, а звук «сь» - маленький братец».

3. Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ» /стоя у стульчиков/. Воспитатель: «Если я назову большого братца – звук «с», то вы поднимете руки вверх и похлопаете; если я назову маленького братца – звук «сь», вы присядете».

Воспитатель называет бессистемно звуки, а дети выполняют соответствующий действия. 4. Игра « НАЗОВИ СЛОВА». Сначала воспитатель предлагает назвать детям слова со звуком «с». Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова со звуком «сь». В конце игры определяется победитель