|
Как говорить с ребенком о смерти?
Как говорить с ребенком о смерти?
Консультация педагога-психолога
Подготовила : педагог-психолог МБОУ «СОШ № 6»
Коржова Ирина Александровна
г.Югорск , ХМАО-ЮГРА
Как говорить с ребенком о смерти?
Так безгранична кажется жизненная энергия детей, так живо их очарование! И все же, с самых ранних своих лет, начиная с угасания дня за окном и наступления ночи и кончая внезапной смертью какой-нибудь родной души, ребенок учится пониманию смерти. Дети с давних пор и по сей день играют и в войну, и в смерть. И они задают вопросы. Сколько будут жить эти цветы у нас в вазе? Что происходит, когда яблоки падают с яблони? Почему умер мой котенок? Почти ежедневно приходится мириться с какими-то потерями. И через вопросы они проникают в суть слова «смерть» и познают, кто они в этом мире.
Мы на протяжении жизни встречаемся с фактами смерти и наблюдаем страдания старости и умирания. Хотя многие полагают, что развитие человека останавливается где-то после отрочества, однако постепенно мы все больше и больше узнаем о смерти. Если нас не посещают удивление, гнев, смирение и страх перед Богом, мы не сможем глубоко и продуманно отвечать на вопросы детей о смерти.
Одна мать мучилась вопросом, как рассказать пятилетней дочери о смерти близкого друга семьи и, поскольку сама не исповедовала веры в загробную жизнь, рассказала ей про реинкарнацию (перевоплощение души). На следующий день она увидела, как дочь, играя с куклами, роняет их по очереди на пол. «Ты умерла! — жизнерадостно говорила девочка куклам. — Но не волнуйся: ты вскоре оживешь в другом виде!» Чтобы помочь ребенку пережить и осознать факт смерти, мы должны не только честно полагаться на свой опыт переживаний, но и говорить об этом на возрастном уровне ребенка.
Смерть и развитие
Еще до того, как дети узнают слово «смерть», они сталкиваются с потерями, с отсутствием дорогого человека, с самой идеей несуществования. Малыши, к примеру, включают и выключают свет, — и не перестают изумляться его исчезновению непонятно куда.
Пятилетняя малышка, бросив на пол куклу Кена, сказала: «Барби — девушка, поэтому она умрет после него. Женщины живут дольше».
Как писал психолог Роберт Кэстенбаум в своем, труде «Психология смерти», «...мысли о смерти неразрывно соединены с развитием личности человека, и с самого начала на них влияет опыт ребенка, но и сами мысли о смерти влияют на его
жизненный опыт».
Некоторые из самых интересных исследований о смерти и ее понимании детьми были опубликованы в 1948 г. психологом Марией Нэги, которая пришла к выводу, что дети до пятилетнего возраста не понимают необратимости смерти: они понимают ее как сон. С одной стороны, для ребенка такого возраста ушедший по делам из дому родитель «не существует», как бы «совершенно исчезает». С другой стороны, умерший для него «может проснуться» в любую минуту.
«На похоронах нельзя петь и кричать, — объясняла Нэги одна четырехлетняя малышка, — потому что мертвый не сможет спать спокойно».
Ребенок в таком возрасте может подбрасывать бабочку, чтобы она, мертвая, полетела вновь. Он попытается прикрепить слетевший с ветки лист обратно.
Наиболее частыми вопросами, которые дети задают о смерти, являются: «Что такое смерть?», «Почему люди умирают?», «Что происходит с людьми, когда они умирают: куда они уходят?»
Что такое смерть? Что значит быть мертвым?
Начните с биологической сути смерти.
Когда человек умирает, его тело перестает работать. Он перестает дышать, говорить, ходить, видеть, слышать, думать. Он не нуждается в еде. Не чувствует ни жары, ни холода. Он вообще перестает чувствовать. Но мы помним о нем и продолжаем любить его в своей памяти.
Если ребенок мал, будьте готовы к тому, чтобы повторить это объяснение: вашему ребенку нужно примириться с идеей смерти, идеей невозвратности. (В этом возрасте слишком живы в памяти сказки со счастливым концом и оживлением героев).
(С ребенком школьного возраста поговорите подробнее, но только не сразу же после смерти родственника или друга, а в более спокойные времена. Объясните ему функции человеческого тела.
Легкие умершего более не вдыхают воздух и не выдыхают углекислый газ. Сердце перестает гнать кровь по телу, и она не питает клетки кислородом. Прекращаются электрические импульсы мозга. Отмирают одна за другой все системы жизнеобеспечения.
Отчего люди умирают?
Когда люди стареют, некоторые части их тела не могут работать в полную меру, например, сердце. В таком случае люди умирают «от старости».
Бывает, человек смертельно заболевает. Обычно после болезни люди выздоравливают. Но иногда болезнь настолько ослабляет организм, что он не может более сопротивляться: останавливается работа важных органов, и человек умирает. (Избегайте просто говорить: «Умер от болезни», потому что ребенок может начать бояться любого проявления болезни).
Иногда, когда тело человека очень больно и сильно ранено (как в автомобильной катастрофе или другом несчастном случае) и спасти важные органы тела не удается, наступает смерть.
Что происходит с людьми после смерти? Куда они уходят?
С маленькими детьми, которые не знают о традиции похорон, желательно говорить конкретно (не говорить: «Он (она) теперь в Раю», а сказать, что тело покойного захоронено в земле).
С детьми постарше поговорите о традиции подробнее.
Во-первых, должна быть панихида. Семья покойного принимает родных и знакомых, которые выражают свое сочувствие, горе. Гроб стоит открытым для прощания с покойным, над ним говорят прощальные речи.
Во-вторых, может быть отпевание в церкви или поминальная служба. Этой службой люди как бы благодарят Бога, что тот когда-то даровал умершему жизнь. Иногда в храме (синагоге) произносят речи, в которых вспоминают о совместной жизни с покойным. Священники говорят родным утешительные слова.
Когда тело покойного захоронено на кладбище, вскоре или сразу на его могиле устанавливается памятник или надгробный камень, чтобы к нему могли приходить люди и молиться о душе покойного или просто посидеть и повспоминать.
Избегайте сравнения смерти со сном, потому что этим можно надолго напугать ребенка — он будет бояться заснуть.
Если ребенок спрашивает вас о бессмертии души, начните с того, что спросите его мнение об этом.
Итак: Куда они уходят?
Если вы собираетесь изложить ребенку различные концепции, излагайте возможно более кратко и понятно.
Если у вас есть относительно этого собственное мнение, поделитесь им.
Например:
У разных народов есть разные верования относи тельно души. Кроме того, некоторые люди верят в существование души, а другие — нет. Другие полагают, что со смертью все кончается — от человека не остается ничего.
Иные люди полагают, что душа вечна и живеп гораздо дольше тела. Есть и такие люди, которые верят, что души умерших могут приходить к живым, что они бродят по свету.
Индуисты, живущие в Индии, верят в переселение (реинкарнацию) душ. Они полагают, что души свободно переселяются из одного тела в другое, и это может происходить вновь и вновь. Евреи совершенно иного мнения: они считают, что о душе человека Бог судит по тому, какую жизнь он вел, пока пребывал на Земле. Христиане полагают, что после смерти душа отправляется к Богу, а .это означает не просто путешествие в другое место, а единение с Богом.
Индуисты, и иудеи, и христиане верят, что очень важно, как мы живем на этом свете: помогаем ли людям, совершаем ли хорошие поступки, раскаиваемся ли в дурных. Кроме того, мы живем на свете и в своих детях и в тех, кто помнит нас после нашей смерти.
Возможно, наиболее важная идея — подчеркнуть, что мы частично остаемся жить в людях, что приходят на смену нам. Если ваш ребенок оплакивает потерю, это то, что он надеется услышать. Метафизические утверждения, что умерший теперь в Раю, звучат поистине жестоко, если вы не сопереживаете ребенку, не разделяете его горя.
Наша скорбь — знак любви. Каждый раз, оплакивая умерших, мы вспоминаем их и даем знать, как сильно мы их любим.
Очень важно сказать, что умерший оставался в памяти односельчан, соседей, родных, сослуживцев. Это «греет» ребенка, успокаивает его.
Способ, которым вы даете ребенку понимание смерти, помогает ему оплакивать умершего, не оставляя чувства безнадежности.
Выберите для беседы с ребенком удобное, тихое место и свободное время. Если ребенок не знает о смерти близкого, скажите ему об этом просто и ясно: «У меня для тебя печальные вести. Никто не ожидал такого, но вчера умерла тетя Мария. Она попала в катастрофу. Врачи делали все, что могли, чтобы спасти ее, но ничто не помогло». Скажите ребенку, что обязательно найдете время ответить на все вопросы, которые возникнут после первой шоковой реакции, и что вы очень обеспокоены тем, что такое горе постигло его. (Тем временем понаблюдайте за реакцией ребенка: если он необычайно тих, отказывается выходить из дому и если после нескольких недель скорби он не вернется в свое обычное состояние — нужно обратиться за помощью к психологу).
Когда вы говорите о потере, поощряйте ребенка на выражение своих чувств. Если ребенок увидит у вас на глазах слезы, это поможет ему раскрыть свои собственные чувства. Не стесняйтесь выражать при ребенке свою скорбь, вспоминайте умершего, вкладывая в воспоминания тепло и человечность:
«Представляю, как тебе будет не хватать дедушки. Я сам не могу опомниться от горя. Только что мы с ним строили совместные планы на ремонт дачи...».
Если смерть наступила от несчастного случая, от насилия, — будьте готовы к проявлению страстной ненависти со стороны ребенка.
Обдумывая вместе
Сделайте «книгу памяти» того человека, который умер. Заглядывайте в нее вместе с ребенком. Книга может содержать фотографии, рисунки, письма и воспоминания о проведенных вместе встречах, праздниках, совместных увлечениях.
Сохраняйте память об умершем и среди его знакомых в вашем поселке, городе. Посадите в память умершего дерево… Просто вспоминайте его…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тренинг для родителей
Как больно говорить с ребенком о смерти, в особенности о смерти родного человека! Но мы лучше справимся с этой задачей, если представим себе свою собственную смерть: мы уясним себе чувства оставшихся в живых, глубже прочувствуем горечь потери. Тем лучше мы сможем ответить на вопросы детей о смерти.
1. Подумайте об опыте переживания смерти в своей жизни.
Может быть, кто-то из ваших родных умер, когда вы были ребенком? Можете ли вы вспомнить, как вам это объяснили? Вняли ли вы тогда этому объяснению или оно было непонятным и пугающим?
2. Вспомните недавнюю смерть в своей семье: родственника или, может быть, сотрудника, друга.
Какова была ваша первая реакция на эту новость? Как вы восприняли смерть: посетили ли похороны, или послали соболезнование, или пришли на поминки? Как часто вы вспоминаете об ушедших из жизни? Была ли жизнь ваша богаче благодаря умершему? Обеднела ли она теперь? Как изменился для вас мир?
3. Читайте некрологи.
Может быть, вы давно привыкли пробегать глазами колонку некрологов, но теперь подумайте об этих незнакомых, ушедших из жизни людях: какую жизнь они вели, наполненно ли, осмыслен но ли было их существование; кого они оставили после своей смерти; как о них вспоминают. Ваше представление о смерти будет обогащено этими размышлениями. Ведь смерть — естественный атрибут нашей повседневной жизни.
Попробуйте поговорить с ребенком о знаменитых и выдающихся людях, которых уже нет в живых: художниках, политических деятелях, ученых, артистах. Вспомните об их деяниях, и об их смерти.
4. Вообразите, что вам остался всего год жизни.
Что вы предпримете? Начнете новую жизнь? Отправитесь в путешествие? Увлечетесь новым хобби? Будете работать? Посвятите ли себя полностью семье?
Это мысленное упражнение поможет вам понять, как перспектива смерти может изменить нашу жизнь и жизнь наших детей.
5. Вообразите себе, что вам — восемьдесят и вы на смертном одре.
Оглянитесь мысленно на свою жизнь: не своим, «хозяйским» взором, а так, будто вы — совсем другой человек. Напрягите свою фантазию. Вообразите, что вы были не тем, кем были, а, например, балериной, или врачом, или домохозяйкой. Как бы тогда поменялась ваша жизнь? Что бы вы совершили в ней? Как бы вы себя почувствовали?
А теперь «вернитесь» мысленно в свою реальную жизнь.
Какие трудности вам мешали? Что вы оставляете после себя?
Это упражнение, взятое в измененном виде из работ Виктора Франкла, поможет вам отыскать смысл своей жизни.
6. Мысленно напишите свой некролог.
Чем выдающимся отличалась ваша жизнь? Каковы были ваши интеллектуальные и артистические (творческие) интересы? Вели ли вы общественную жизнь (работу)? Кто ваши родственники? Что они сказали бы про вас после вашей воображаемой смерти?
Можете вообразить, какую музыку вы желали бы слышать на своих похоронах, какую надпись видеть на своей могиле.
Вы глубже поймете, что среди всех потерь, разочарований и компромиссов, которые преподносит нам жизнь, она все-таки имеет глубокий смысл.
7. Напишите свою автобиографию.
Начните с истории семьи: где родились ваши родители? Как они воспитывались, как встретились друг с другом? Где родились вы? Включите в автобиографию памятные моменты, школьные годы, начало карьеры, брак, рождение детей и т. д.
Что вы знаете о себе, чего не знали в юности: например, в свои девятнадцать? Чему могли бы научиться другие на вашем опыте? Посвятите свою автобиографию детям, припасите этот дар на особый, памятный день.
P.S. Больше ответов на вопросы ребенка можно найти в книге Д.Фицпатрика «Диалог с ребенком. Как ответить на трудные вопросы вашего ребенка о жизни».
|
|
|